Цели
- Вспомнить известное о Пушкине и его произведениях.
- Показать значение творчество А. Пушкина для русской культуры.
- Обогатить опыт эстетических переживаний учащихся, анализируя портреты и памятники А. Пушкину.
- Подготовить к восприятию “Песни о Вещем Олеге”. Прочитать произведение и выявить его первоначальное восприятие.
- Проследить, как показано отношение Олега к коню.
Оборудование: учебники, тетради по литературе, компьютерная презентация (Приложение 1).
Слайды презента ции | Ход урока |
Слайд 1 | I. Слово учителя Мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу из жизни Пушкина, больше читаем, узнаем о творчестве поэта. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства. |
Слайд 2 | — Что представляется вам, когда
произносится имя - Пушкина? — Назовите известные вам сказки и поэмы А.С. Пушкина. — Какие их них вам особенно нравятся? Чем они интересны? — Какие стихотворения поэта вы помните? |
Слайд 3 | II. Рассматривание и сопоставление
репродукций портретов поэта работы Кипренского
и Тропинина. — Каким изображен поэт на этих портретах? — Какому из них и почему вы отдаете предпочтение?III. Слово учителя о портретах. В каждом великом писателе и поэте есть своя тайна. Есть она и у Пушкина. Мы представляем себе, как выглядел Пушкин, но не совсем точно. Мал ростом, черноволос, кудряв, смугл... Владимир Набоков заметил совершенно верно: "Подумать только, проживи Пушкин еще 2-3 года, и у нас была бы его фотография. Еще шаг, и он вышел бы из: тьмы, богатой нюансами и полной живописных намеков..." Так возникла парадоксальная ситуация с одной стороны - у каждого свой Пушкин, мы представляем его себе, а с другой стороны - наши представления размыты. Пушкин близок и современен, но в то же время – далек. Известны африканские корни Пушкина, но в чем была его притягательность? Им серьезно увлекались блестящие светские женщины. Хотя сам поэт никогда не ! считал себя красивым. Не случайно многие современники в шутку и всерьез называли его обезьяной. Еще одна загадка, которую должны помочь разрешить портреты... Существует около тридцати прижизненных портретов поэта. Самые известные из них созданы В.А. Тропининым и О.А. Кипренским в одном и том же 1827 году И даже на этих самых лучших, как считают специалисты, портретах мы видим, похожие, но разные лица. |
Слайд 4 | IV. Чтение статьи учебника, стр. 91-93. Рассматривание портрета Тропинина |
Слайд 5-7 | V. Чтение статьи учебника о памятнике
А.Пушкину. Рассматривание фотографий памятников
с комментариями учителя. При жизни А.С. Пушкина не было создано ни одного его скульптурного портрета. Однажды, правда, сам поэт, видимо в шутку, нарисовал собственный бюст в лавровом венке, но на предложения позировать скульптору ответил отказом, считая свою внешность не достаточно прекрасной для увековечивания в камне. Поэтому скульптурные изображения А.С. Пушкина появились лишь после его смерти. Большая работа над скульптурными изображениями поэта началась в 60-х гг. XIX века. Это было связано с объявлением конкурса на создание памятника А.С. Пушкину в Москве. В конкурсе победил молодой скульптор A.M. Опекушин, создавший памятник, который с 1880 года стоит на Пушкинской площади Москвы. Этот памятник вошел в историю русского искусства как самый лучший и | знаменитый, самый узнаваемый и самый воспроизводимый в книгах, альбомах, рекламных плакатах, посвященных не только самому поэту, но и Москве - городу, где А.С. Пушкин родился. Вслед за опекушинским памятником появилось много работ и других мастеров. Памятники А.С. Пушкину были открыты в Петербурге, в Царском Селе, Киеве, Кишеневе, Одессе, Тифлисе. В послевоенные десятилетия к образу А.С. Пушкина обратилось новое поколение скульпторов. В конце 50-х на площади искусств у Русского музея был установлен памятник работы М.К. Аникушина - один из лучших памятников поэту, созданных в XX веке, ставший такой же неотъемлемой частью Петербурга, как опекушинский памятник в Москве. |
Слайд 8 | VII. Чтение статьи учебника “Пушкин на
юге”, стр.94-95 VIII. Просмотр в сносках лексического комментария к “Песне...”.
Перун
|
Слайд 8 | IX. Чтение “Песни о Вещем Олеге” в
исполнении Д. Журавлева и учителя. Приложение X. Беседа по тексту. — Докажите, что данное произведение относится к жанру баллады. Какие признаки баллады здесь присутствуют? — Чем могло увлечь, поразить воображение поэта летописное сказание о смерти Олега? — Послушайте, что писал Пушкин А А. Бестужеву (1825): “Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да происшествие само по себе в своей простоте имеет; много поэтического”. Конь очень многое значил в жизни воина. Князя, дружинника хоронили вместе с конем. Не зря в балладе сказано: “Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоить!” — Как показал поэт “товарищескую любовь старого князя к своему коню” и заботливость о его судьбе? — Найдите конкретные строки, раскрывающие отношение князя к коню. — “Олег усмехнулся”. Почему? Что значит эта усмешка? (С недоверием встретил предсказание, но как сын своего времени боится не поверить) — С каким чувством прощается Олег с конем? — Удалось ли эти чувства передать В.М. Васнецову на своей иллюстрации? — Как показал поэт, что прошло много лет до рокового воспоминания о коне? — Почему кудесника Олег назвал лживым, бездушным стариком? (В раздражении, в сожалении, что расстался до времени с любимым конем) — Почему князь “тихо” на череп коня наступил? (В этом тоже отношение к коню, сожаление. Олег погружен в задумчивость, сразу не заметил змея) |
Слайд 8 | |
Слайд 9 | X. Рассматривание иллюстраций В.М.
Васнецова. — К каким строкам текста можно отнести эти иллюстрации? XI. Подведение итогов. — Что нового узнали о Жизни и творчестве АС. Пушкина? — Что лежит в основе баллады “Песнь о Вещем Олеге”? На следующем уроке мы продолжим разговор о “Песне о Вещем Олеге”. XII. Домашнее задание. Выучить наизусть один из отрывков баллады. Ответить на вопросы 8-10 учебника, стр. 100. |