Урок литературы в 6-м классе по теме: "Природа родного края в творчестве поэта-земляка Михаила Михайловича Мокшина"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить учащихся с пейзажной лирикой поэта-земляка М.М.Мокшина, приобщить к духовной культуре родного края.
  2. Развивать навыки выразительного чтения наизусть и анализа лирического произведения, творческие способности учащихся.
  3. Формировать чувство уважения к родному селу, краю, к родной речи, бережное отношение к природе и традициям своего народа. формировать чувство ответственности и гордости за родную землю.

Оборудование:

  1. Портрет М.М.Мокшина и выставка его поэтических сборников.
  2. Карта Алтайского края (отмечено село Буланиха Зонального района).
  3. Слайдовая презентация с пейзажами Алтайского края.
  4. Распечатки стихотворений для анализа.
  5. Цветные карандаши или фломастеры для работы с текстами стихотворений.
  6. Тексты стихотворений (см. Приложение 1)
  7. ХОД УРОКА

I. Слово учителя:

    Иные дни полны тоски щемящей,
    Какой не пожелаешь и врагам.
    В такие дни ты выходи почаще
    К знакомым рощам, нивам и лугам.
    Послушай птиц, напев реки и поля,
    Вдохни в себя земную благодать.
    Природа, словно доктор, снимет боли
    И воскресит все радости, как мать.

Так обращается к читателю наш земляк, поэт Михаил Михайлович Мокшин, который посвятил значительную часть своих стихотворений природе Алтайского края. Сегодня, прибегнув к помощи стихов М.Мокшина, я приглашаю вас в путешествие по временам года. Но сначала давайте заочно познакомимся с самим поэтом.

Обратите внимание на карту: вот город Бийск, совсем рядом с которым расположено наше село – Лесное. Трасса от Бийска до Барнаула проходит через Зональный район; именно там находится село Буланиха – родина поэта М.Мокшина, где он живёт и поныне. О его жизненном пути и становлении как поэта нам расскажет Долгополова Катя.

/сообщение учащегося/

Учитель: в 1998 году к 220-летию села Буланиха был выпущен его поэтический сборник “Солнечные родники”. На первой странице слова: “220-летию родной Буланихи посвящаю”. В качестве эпиграфа стихи самого Михаила Мокшина:

Все чувства и мысли, что есть у меня,
Хочу я вложить в стихотворные строки:
К земле и природе в сиянии дня,
К ночам соловьиным и звёздам далёким.
Мне надо за век свой короткий успеть
Сказать, как душа и смеётся, и плачет,
И каждой строкою хочу я пропеть
Свой гимн о любви, что тебе предназначен.

Как в предисловии сам поэт пишет о своём отношении к родному краю, нам расскажет Курцева Ксюша.

    /сообщение 2-го учащегося/

II. Знакомство с творчеством поэта. Аналитическая работа с текстами. Художественное чтение.

Учитель: Итак, начнём наше путешествие по временам года и перенесёмся в лето, которое мы все с таким нетерпением ждём (демонстрация слайдов с летними пейзажами). Скажите, в чём, по вашему мнению, красота этого времени года?

    /ответы учащихся/

В своих стихотворениях М.Мокшин ярко и с большой любовью описывает неповторимость и своеобразие именно природы Алтайского края. Так, во многих своих стихах он упоминает о небольших, но всем нам знакомых и родных цветах, прозванных из-за своей яркой оранжевой окраски жарками.

    /Читает Курцева К., “Жарки”/

Учитель: обратите внимание, какую красивую легенду придумал поэт, чтобы объяснить появление этих цветов на земле: “Звёздочка рассыпала в бору при полёте свет свой угольками…”. Автор подчёркивает значимость их красоты в масштабах всей планеты и называет “редким чудом”. О чём это говорит?

    /мнения учащихся/

Вывод: очень важно уметь видеть за малым - большое, ведь картина целого создаётся из деталей. Маленький цветок оживляет картину родного летнего пейзажа, а его хрупкость и скромная красота заставляют нас задуматься о бездумном отношении к природе и неумении ценить прекрасное.

Именно природа, создавшая человека, даёт нам силы и ощущение гармонии с миром. Об этом проникновенно пишет в своих стихах М.Мокшин:

/Читает Домников А., “Я день провёл в берёзовом лесу…”/

Учитель: А какие вы знаете зерновые культуры, которые выращиваются в Алтайском крае?

/ответы учащихся/

Те, кто видел хоть однажды, как цветёт гречиха, знают, какое это красивое зрелище: бело-розовое поле цветов со сладким запахом мёда. В такие моменты невольно гордишься тем, что эту красоту рождает родная земля. Гордится этим и М.Мокшин:

    /Читает Горбачёв А., “Гречиха в поле зацвела…”/

Учитель: У каждого поэта есть свой секрет творчества,и заключается он в умении видеть в обычном необычное, в умении показать привычные нам явления и предметы в новом свете, с новой стороны. С помощью чего это делают поэты и писатели?

/ответы учащихся/

Большое значение в данном случае имеют образные средства речи (тропы). Какие из них нам хорошо знакомы?

/ответы учащихся/

У М.Мокшина каждое сравнение, каждая метафора или олицетворение – это оригинальная находка. Иногда они очень неожиданны, но всегда точны и красивы, что доказывает его наблюдательность, глубокое понимание природы, умение чувствовать её. Послушайте стихотворения, а затем на листах с распечатанными текстами подчеркните в стихотворениях тропы в соответствии с указанным цветом: метафора – зелёный, сравнение – красный, олицетворение – синий, эпитет – жёлтый.

/Читает Белогородцев М./

Солнечный восход

Нет для души картин милей,
Чем солнечный восход:
Село моё среди полей,
Как белый пароход.

Прибой качает небеса,
Костёр зари – маяк,
Деревья – словно паруса,
А солнце – жаркий флаг.

Вокруг привольно и светло,
И лёгок птиц полёт.
И в новый день моё село
Уверенно плывёт.

/Читает Белогородцев И./

Вечернее поле

Пришёл в поля усталый вечер
Рабочим шагом по росе.
Затих в соломе чуткий ветер,
Комбайны дремлют в полосе.

Село за ближним косогором.
Заботой полон каждый дом.
А ночь обходит степь дозором
С луной – огромным фонарём.

/Читает Юшков И./

Речка

И день, и ночь
Пасётся речка
На ярком
Бархатном
лугу
И будто
Резвый конь
Уздечкой
Позванивает

На бегу.

Дождик

Солнце светит на пределе,
А из тучи дождик льёт,
Словно кто-то из кудели
Золотую пряжу вьёт.

Резво начали трудиться
Ручейки,
как челноки.
Бесконечной лентой ситца
Голубеет гладь реки
.

/Читает Подоплелов А./

Музыка летнего дня

Как солнечно снова в родимом просторе!
Ни тучки, ни ветра. Небес синева.
Земля под хлебами качается морем,
И плещется в небо прибоем трава.

Село украшают берёзы да ивы.
И голуби вьются над каждой избой.
Все люди сегодня добры и красивы,
Счастливым назвать себя может любой.

А в сквере тенистом и в роще прибрежной
Зелёный покой и домашний уют.
Лучи золотые мелодией нежной,
Как струны, звучат и призывно поют.

И слушаешь ты их под солнечным светом
На ярком ковре из травы и цветов.
Твоею улыбкой природа согрета,
И я на тебя вновь молиться готов.

Спасибо душе, что обид не считая,
Восторженно любит страну красоты,
Где наша Россия, просторы Алтая,
Село дорогое, дом отчий и ты.

    /совместная проверка выполненного задания/

Учитель: А теперь перенесёмся в осень. Пора красивая и грустная, вызывающая задумчивость, состояние печали и восхищения (демонстрация слайдов с осенними пейзажами).

Как вы думаете, почему осень способствует такому двойственному настроению?

/версии учащихся/

Сейчас я прошу вас составить синквейн на тему “Осень”. Попытайтесь как можно точнее выразить в нём своё восприятие этого времени года.

/После выполнения задания нескольким учащимся предлагается вслух прочитать свои синквейны/

Учитель: А сейчас давайте сравним ваше восприятие осени и восприятие М.Мокшина; отметим общие черты и разницу в подборе лексического материала.

/ Читает Сухоничева Н., “Пора листопада”/

М.Мокшина по праву можно считать продолжателем традиций русской поэзии XIX–XX веков, потому что многое в его стихотворениях созвучно мыслям и настроению таких поэтов, как С. Есенин, И.Бунин, А.Блок, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий.

Давайте попробуем в этом убедиться, сравнив стихотворения об осени М.Мокшина, Н.Рубцова и С. Есенина (см. Приложение 2).

В ходе устного анализа учащиеся вместе с учителем определяют основные моменты в сходстве настроений и чувств:

  • противоречивость чувств: радость и печаль, радость и боль;
  • чувство любви к родной природе, полное слияние с её миром, состояние гармонии; сила чувства, вызывающая слёзы;
  • обращение поэтов к воспоминаниям, пережитым трудностям, сожаление об утраченных годах и неповторимости жизненных мгновений – осень года – осень жизни.

Учитель: Снова обратимся к тропам и послушаем, какие ещё образы ассоциируются у М.Мокшина с осенью.

/Читает Поротикова Т., “Золотая осень”/

Учитель: Близость поэта к родному народу, уважение и любовь к его традициям явно прослеживаются в его стихотворениях, близких по стилю русской народной лирической песне. В них та же напевность, простота речи, необъяснимая грусть и ощущение слияния с родной природой. И образы них те же: белоствольная берёза, склонившаяся над рекой рябина, журавлиная песня…

/Читает Кувшинская В., “Журавушка”/

Учитель: Каждый образ, взятый из природы, М.Мокшин отождествляет с представлениями о Родине, родном крае и подчёркивает своё духовное родство с ним, неизменную верность ему.

/Читает Кувшинская В., “Рябина красная”/

Учитель: Перенесёмся в зиму (демонстрация слайдов с зимними пейзажами). Это время года для поэта – особый мир света и покоя, бодрящего мороза и сверкающей белизны, но обязательно мир своего села, родных улиц.

/Читает Косинова Ю., “Зимний этюд”/

М.Мокшин сравнивает зиму со сказочным царством, восхищаясь неповторимой красотой, созданной природой. И снова встречаем в его стихах неожиданные, но очень верно подмеченные сравнения. Попробуйте на слух уловить эти сравнения.

/Читает учитель, “Снежное царство”/

Учитель: Наконец – весна (демонстрация слайдов с весенними пейзажами). Время новых надежд, пробуждения от зимнего сна в природе. А в стихотворениях М.Мокшина всё те же родные просторы с простыми и до боли знакомыми цветами. Зато как красиво и вдохновенно говорит о них поэт:

/Читает Пингина Н., “Подснежник”/

/Читает Качеев Ж., “Все деревья в новеньких листьях…”/

Учитель: А вот как интересно описывает Мокшин прилёт журавлей:

/Читает учитель, “Весна”/

В любое время года дорог поэту его край, его село. Всё ценит М.Мокшин: каждое деревце, травинку, цветок, речку. И не просто ценит, а преклоняется перед величием природы, её неповторимостью.

/Читает Долгополова К., “Катунь”/

Учитель: Скажите, каким представляется вам теперь, после прочтения стихов, Михаил Мокшин? Что это за человек?

/ответы учащихся/

Испытывали вы сами когда-нибудь подобные чувства к природе, были ли в вашей жизни моменты, когда вы по-настоящему гордились тем, что живёте на Алтае? Как вы думаете, почему очень часто, уехав в другие места или страны, человек вновь стремится на родину, туда, где он родился и рос?

/ответы учащихся/

Природа родного края – это всегда память о детстве, это места, где мы по праву считаем себя дома, а значит нам всё знакомо, и потому в нас живёт ощущение покоя, гармонии и светлой радости. Эту простую истину несёт через всю свою жизнь М.М.Мокшин. Эта мысль проходит через всё его творчество как гимн Родине.

/Читает Шлыков Ж., “Солнечная земля”/

III. Домашнее задание.

Напишите письменный отзыв о том, чем вас затронули стихи М.Мокшина, что в них оказалось вам близким, чем они вам понравились. Создайте иллюстрацию к одному из понравившихся вам стихотворений М.М. Мокшина.