Цели:
- Познакомить учащихся с пейзажной лирикой поэта-земляка М.М.Мокшина, приобщить к духовной культуре родного края.
- Развивать навыки выразительного чтения наизусть и анализа лирического произведения, творческие способности учащихся.
- Формировать чувство уважения к родному селу, краю, к родной речи, бережное отношение к природе и традициям своего народа. формировать чувство ответственности и гордости за родную землю.
Оборудование:
- Портрет М.М.Мокшина и выставка его поэтических сборников.
- Карта Алтайского края (отмечено село Буланиха Зонального района).
- Слайдовая презентация с пейзажами Алтайского края.
- Распечатки стихотворений для анализа.
- Цветные карандаши или фломастеры для работы с текстами стихотворений.
- Тексты стихотворений (см. Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Слово учителя:
Иные дни полны тоски щемящей,
Какой не пожелаешь и врагам.
В такие дни ты выходи почаще
К знакомым рощам, нивам и лугам.
Послушай птиц, напев реки и поля,
Вдохни в себя земную благодать.
Природа, словно доктор, снимет боли
И воскресит все радости, как мать.
Так обращается к читателю наш земляк, поэт Михаил Михайлович Мокшин, который посвятил значительную часть своих стихотворений природе Алтайского края. Сегодня, прибегнув к помощи стихов М.Мокшина, я приглашаю вас в путешествие по временам года. Но сначала давайте заочно познакомимся с самим поэтом.
Обратите внимание на карту: вот город Бийск, совсем рядом с которым расположено наше село – Лесное. Трасса от Бийска до Барнаула проходит через Зональный район; именно там находится село Буланиха – родина поэта М.Мокшина, где он живёт и поныне. О его жизненном пути и становлении как поэта нам расскажет Долгополова Катя.
/сообщение учащегося/
Учитель: в 1998 году к 220-летию села Буланиха был выпущен его поэтический сборник “Солнечные родники”. На первой странице слова: “220-летию родной Буланихи посвящаю”. В качестве эпиграфа стихи самого Михаила Мокшина:
Все чувства и мысли, что есть у меня,
Хочу я вложить в стихотворные строки:
К земле и природе в сиянии дня,
К ночам соловьиным и звёздам далёким.
Мне надо за век свой короткий успеть
Сказать, как душа и смеётся, и плачет,
И каждой строкою хочу я пропеть
Свой гимн о любви, что тебе предназначен.
Как в предисловии сам поэт пишет о своём отношении к родному краю, нам расскажет Курцева Ксюша.
/сообщение 2-го учащегося/
II. Знакомство с творчеством поэта. Аналитическая работа с текстами. Художественное чтение.
Учитель: Итак, начнём наше путешествие по временам года и перенесёмся в лето, которое мы все с таким нетерпением ждём (демонстрация слайдов с летними пейзажами). Скажите, в чём, по вашему мнению, красота этого времени года?
/ответы учащихся/
В своих стихотворениях М.Мокшин ярко и с большой любовью описывает неповторимость и своеобразие именно природы Алтайского края. Так, во многих своих стихах он упоминает о небольших, но всем нам знакомых и родных цветах, прозванных из-за своей яркой оранжевой окраски жарками.
/Читает Курцева К., “Жарки”/
Учитель: обратите внимание, какую красивую легенду придумал поэт, чтобы объяснить появление этих цветов на земле: “Звёздочка рассыпала в бору при полёте свет свой угольками…”. Автор подчёркивает значимость их красоты в масштабах всей планеты и называет “редким чудом”. О чём это говорит?
/мнения учащихся/
Вывод: очень важно уметь видеть за малым - большое, ведь картина целого создаётся из деталей. Маленький цветок оживляет картину родного летнего пейзажа, а его хрупкость и скромная красота заставляют нас задуматься о бездумном отношении к природе и неумении ценить прекрасное.
Именно природа, создавшая человека, даёт нам силы и ощущение гармонии с миром. Об этом проникновенно пишет в своих стихах М.Мокшин:
/Читает Домников А., “Я день провёл в берёзовом лесу…”/
Учитель: А какие вы знаете зерновые культуры, которые выращиваются в Алтайском крае?
/ответы учащихся/
Те, кто видел хоть однажды, как цветёт гречиха, знают, какое это красивое зрелище: бело-розовое поле цветов со сладким запахом мёда. В такие моменты невольно гордишься тем, что эту красоту рождает родная земля. Гордится этим и М.Мокшин:
/Читает Горбачёв А., “Гречиха в поле зацвела…”/
Учитель: У каждого поэта есть свой секрет творчества,и заключается он в умении видеть в обычном необычное, в умении показать привычные нам явления и предметы в новом свете, с новой стороны. С помощью чего это делают поэты и писатели?
/ответы учащихся/
Большое значение в данном случае имеют образные средства речи (тропы). Какие из них нам хорошо знакомы?
/ответы учащихся/
У М.Мокшина каждое сравнение, каждая метафора или олицетворение – это оригинальная находка. Иногда они очень неожиданны, но всегда точны и красивы, что доказывает его наблюдательность, глубокое понимание природы, умение чувствовать её. Послушайте стихотворения, а затем на листах с распечатанными текстами подчеркните в стихотворениях тропы в соответствии с указанным цветом: метафора – зелёный, сравнение – красный, олицетворение – синий, эпитет – жёлтый.
/Читает Белогородцев М./ Солнечный восход Нет для души картин милей, Прибой качает небеса ,Костёр зари – маяк, Деревья – словно паруса, А солнце – жаркий флаг. Вокруг привольно и светло, |
/Читает Белогородцев И./ Вечернее поле Пришёл в поля усталый вечерРабочим шагом по росе. Затих в соломе чуткий ветер, Комбайны дремлют в полосе. Село за ближним косогором. |
/Читает Юшков И./ Речка И день, и ночь Дождик Солнце светит на пределе, Резво начали
трудиться |
/Читает Подоплелов А./ Музыка летнего дня Как солнечно снова в родимом
просторе! Село украшают берёзы да ивы. А в сквере тенистом и в роще прибрежной И слушаешь ты их под солнечным светом Спасибо душе, что обид не
считая, |
/совместная проверка выполненного задания/
Учитель: А теперь перенесёмся в осень. Пора красивая и грустная, вызывающая задумчивость, состояние печали и восхищения (демонстрация слайдов с осенними пейзажами).
Как вы думаете, почему осень способствует такому двойственному настроению?
/версии учащихся/
Сейчас я прошу вас составить синквейн на тему “Осень”. Попытайтесь как можно точнее выразить в нём своё восприятие этого времени года.
/После выполнения задания нескольким учащимся предлагается вслух прочитать свои синквейны/
Учитель: А сейчас давайте сравним ваше восприятие осени и восприятие М.Мокшина; отметим общие черты и разницу в подборе лексического материала.
/ Читает Сухоничева Н., “Пора листопада”/
М.Мокшина по праву можно считать продолжателем традиций русской поэзии XIX–XX веков, потому что многое в его стихотворениях созвучно мыслям и настроению таких поэтов, как С. Есенин, И.Бунин, А.Блок, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий.
Давайте попробуем в этом убедиться, сравнив стихотворения об осени М.Мокшина, Н.Рубцова и С. Есенина (см. Приложение 2).
В ходе устного анализа учащиеся вместе с учителем определяют основные моменты в сходстве настроений и чувств:
- противоречивость чувств: радость и печаль, радость и боль;
- чувство любви к родной природе, полное слияние с её миром, состояние гармонии; сила чувства, вызывающая слёзы;
- обращение поэтов к воспоминаниям, пережитым трудностям, сожаление об утраченных годах и неповторимости жизненных мгновений – осень года – осень жизни.
Учитель: Снова обратимся к тропам и послушаем, какие ещё образы ассоциируются у М.Мокшина с осенью.
/Читает Поротикова Т., “Золотая осень”/
Учитель: Близость поэта к родному народу, уважение и любовь к его традициям явно прослеживаются в его стихотворениях, близких по стилю русской народной лирической песне. В них та же напевность, простота речи, необъяснимая грусть и ощущение слияния с родной природой. И образы них те же: белоствольная берёза, склонившаяся над рекой рябина, журавлиная песня…
/Читает Кувшинская В., “Журавушка”/
Учитель: Каждый образ, взятый из природы, М.Мокшин отождествляет с представлениями о Родине, родном крае и подчёркивает своё духовное родство с ним, неизменную верность ему.
/Читает Кувшинская В., “Рябина красная”/
Учитель: Перенесёмся в зиму (демонстрация слайдов с зимними пейзажами). Это время года для поэта – особый мир света и покоя, бодрящего мороза и сверкающей белизны, но обязательно мир своего села, родных улиц.
/Читает Косинова Ю., “Зимний этюд”/
М.Мокшин сравнивает зиму со сказочным царством, восхищаясь неповторимой красотой, созданной природой. И снова встречаем в его стихах неожиданные, но очень верно подмеченные сравнения. Попробуйте на слух уловить эти сравнения.
/Читает учитель, “Снежное царство”/
Учитель: Наконец – весна (демонстрация слайдов с весенними пейзажами). Время новых надежд, пробуждения от зимнего сна в природе. А в стихотворениях М.Мокшина всё те же родные просторы с простыми и до боли знакомыми цветами. Зато как красиво и вдохновенно говорит о них поэт:
/Читает Пингина Н., “Подснежник”/
/Читает Качеев Ж., “Все деревья в новеньких листьях…”/
Учитель: А вот как интересно описывает Мокшин прилёт журавлей:
/Читает учитель, “Весна”/
В любое время года дорог поэту его край, его село. Всё ценит М.Мокшин: каждое деревце, травинку, цветок, речку. И не просто ценит, а преклоняется перед величием природы, её неповторимостью.
/Читает Долгополова К., “Катунь”/
Учитель: Скажите, каким представляется вам теперь, после прочтения стихов, Михаил Мокшин? Что это за человек?
/ответы учащихся/
Испытывали вы сами когда-нибудь подобные чувства к природе, были ли в вашей жизни моменты, когда вы по-настоящему гордились тем, что живёте на Алтае? Как вы думаете, почему очень часто, уехав в другие места или страны, человек вновь стремится на родину, туда, где он родился и рос?
/ответы учащихся/
Природа родного края – это всегда память о детстве, это места, где мы по праву считаем себя дома, а значит нам всё знакомо, и потому в нас живёт ощущение покоя, гармонии и светлой радости. Эту простую истину несёт через всю свою жизнь М.М.Мокшин. Эта мысль проходит через всё его творчество как гимн Родине.
/Читает Шлыков Ж., “Солнечная земля”/
III. Домашнее задание.
Напишите письменный отзыв о том, чем вас затронули стихи М.Мокшина, что в них оказалось вам близким, чем они вам понравились. Создайте иллюстрацию к одному из понравившихся вам стихотворений М.М. Мокшина.