Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.
Задачи:
- Знать жанровые особенности романа.
- Рассказать об истории создания романа "Дубровский".
- Определить характер отношения героев.
- Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.
- Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.
- Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.
- Учиться анализировать текст.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.
Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.
Используемая литература: А.С.Пушкин "Дубровский". Н.В.Егорова "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс". 3. CD-ROM "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы".
№ | Этап урока | Цель этапа | Время |
1 | Организационный момент. | Сообщение темы урока; постановка цели урока и его задач. | 2 мин. |
2 | Слово учителя. | Знакомство учащихся с жанровыми особенностями авантюрно-приключенческого романа. | 1 мин. |
3 | Словарная работа. | Развитие речи учащихся (пополнение словарного запаса учащихся). Знакомство с новыми терминами: роман, сюжет. | 5 мин. |
4 | Проверка домашнего задания. | Развитие речи учащихся. Проверка знания произведения. | 5 мин. |
5 | Аналитическая беседа. | Умение аргументировать свой ответ. | 5 мин. |
6 | Устное рисование. | Развитие речи учащихся. | 2 мин. |
7 | Упражнение для глаз. | Снятие напряжения и укрепление наружных и внутренних глазных мышц. | 2 мин. |
8 | Выразительное чтение. Анализ эпизода. | Развитие речи учащихся, умение выразительно читать текст. Умение видеть взаимосвязь между состоянием героя и описанием природы (пейзажа). | 5 мин. |
9 | Аналитическая беседа. | Умение аргументировать свой ответ. | 5 мин. |
10 | Работа с книгой. | Совершенствование умения работать с книгой, аргументирование ответов. | 10 мин. |
11 | Итог урока. | Обобщение знаний, полученных на уроке. | 2 мин. |
12 | Домашнее задание. | Инструктаж по домашнему заданию. | 1 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, его цели и задач.
Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
Слайд 2. Цель урока: Знакомство с историей создания романа. Выяснение причин протеста Владимира Дубровского. Развитие речи учащихся.
Слайд 3. Задачи урока:
Знать жанровые особенности романа.
Рассказать об истории создания романа "Дубровский".
Определить характер отношения героев.
Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.
Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.
Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.
Учиться анализировать текст.
II. Слово учителя.
Слайд 4. Дубровский - приключенческий роман?
В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.
III. Словарная работа.
Слайд 5. Словарная работа.
- На слайде вы видите авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.
Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.
Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2. пользующийся широкой известностью.
Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.
(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)
- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.
IV. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальное домашнее задание (отвечает подготовившийся ученик).
Слайд 6. История романа.
Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
2. Сжатый пересказ.
- Что вы можете рассказать об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского?
(Проверка домашнего задания: подготовить краткий рассказ об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского)
V. Аналитическая беседа.
- Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?
(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".)
- Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
(Владимир "лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями".)
- Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
("Мысль потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного :ужасала его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении" и он срочно выезжает к отцу.)
- Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?
(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)
- Почему Владимир велел выгнать Троекурова?
(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное смятение", он "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств, "паралич его ударил". Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)
VI. Устное рисование.
- Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.
(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)
VII. Выразительное чтение. Анализ эпизода.
- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?
(Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего.)
- Какую роль здесь играет пейзаж?
(Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.)
VII. Аналитическая беседа.
Слайд 7. Пожар в усадьбе Дубровского.
- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?
(Они пытались поднять бунт.)
- Как ведет себя Дубровский?
(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)
- Как его это характеризует?
(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)
- Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?
(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)
VIII. Слово учителя.
Слайд 8. Судьба героя.
Владимир Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный "разбойник". Эти превращения объясняются попытками героя изменить свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов, всякий раз сыном старинного дворянина, который был "беден и независим". Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.
IX. Работа с книгой.
Слайд 9. Столкновение отряда Дубровского с войсками.
Анализ 7 главы.
- Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)
- Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними.)
- Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
(Что это смелый, умный и великодушный человек.)
- Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)
- Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли его поступки?
X. Итог урока.
1. Слово учителя.
Слайд 10. Благородный разбойник.
Благородство - это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление - вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.
2. Выставление и комментирование оценок.
XI. Домашнее задание.
Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.