Литература
-
Урок-исследование "Горьким словом моим посмеются…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2013
Цель урока: формирование читательской и исследовательской компетенций учащихся, знакомство с графическими способами представления учебной информации и обучение составлению денотатного графа; развитие навыков публичного выступления, воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Урок-исследование "Двойники и антиподы Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"" 2012
Учащиеся совершенствуют навыки анализа художественного произведения. Выясняют, кто такие «двойники и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они раскрывают характер главного героя.
-
Урок-исследование "Диалог поэтов" 2012
Цель урока: исследовать стихотворения А.А. Ахматовой, посвященные другим поэтам, выяснить ее поэтические пристрастия, найти признаки диалога, выяснить, что нового добавляет поэтесса в уже известные строки, рассмотреть, как в стихотворениях отразились общие темы, мнения поэтов о том, что дорого сердцу каждого, объединяет их, возможно, через годы.
-
Урок-исследование "Един есть Бог, един Державин!" (Бог и человек в поэзии Г.Р. Державина) 2008
Цель статьи: углубление представлений о поэтике Г.Р. Державина методом «погружения» в индивидуально-поэтический стиль.
-
Урок-исследование "Использование предложений с однородными членами в тексте художественного произведения" 2012
Автор показывает учащимся, как используются в художественном произведении (рассказ Л.Н. Толстого "После бала") конструкции с однородными членами, их экспрессивные возможности. Ребята выясняют, как "работают" эти конструкции в языке рассказа для выражения авторской идеи. На уроке раскрываются некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого через погружение в язык его произведения.
-
Урок-исследование "История одной болезни, или Крушение теории эгоизма" 2009
Автор статьи дает представление о понятии "символ" как о составной части реализма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Развивает понятие "поэтика", "художественная деталь", работа над изобразительно-выразительными средствами языка.
-
Урок-исследование "Лагерная тема в русской литературе XX века" 2010
На уроке пойдет разговор о трудном, тоталитарном времени в нашей стране, когда многие люди за политические убеждения на долгие годы были отправлены на каторгу. Среди них были писатели – В.Т. Шаламов и А.И. Солженицын. Им чудом удалось остаться в живых и рассказать об этом страшном времени читателям.
-
Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить…". 7-й класс 2011
Урок данного типа дает возможность продолжить знакомство с творчеством А.Платонова, вместе с платоновскими героями попытаться посмотреть по-другому на окружающий мир. Заинтересовать учеников необычной формой урока. Дать возможность каждому из учеников побыть в роли исследователя, сопоставляя притчу из Библии с притчей А.Платонова. Учит добрым и искренним чувствам.
-
Урок-исследование "Обломов и Штольц" (по роману И.А. Гончарова "Обломов") 2006
Урок-исследование построен на основе философии и технологии междисциплинарности. Междисциплинарное обучение - ведущий предмет программы "Одарённый ребёнок". На уроке прослеживаются определённые этапы: мотивация и постановка вопроса урока, исследование, отчет групп, связывание выводов, формулировка обобщения, рефлексия. Отмечается высокий уровень продуктивной деятельности учащихся.
-
Урок-исследование "Омск в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского" 2012
Какую роль сыграл Омск в жизни Ф.М. Достоевского? Четыре года отбывает наказание в остроге писатель, и все это время рядом в нечеловеческих условиях трудятся преступники. Наблюдая их, слушая их разговоры, Достоевский переосмысливает свои взгляды на жизнь, на людей, учится терпению и пониманию. Свой опыт знаменитый писатель воплотит в романах. Здесь Достоевский познакомится с омичами, которые примут деятельное участие в его судьбе: А.Ф. де Граве, И.И.Троицким, четой Капустиных и др.
-
Урок-исследование "Проблема выбора: "я"или "мы"? (по роману Е.Замятина "Мы") 2005
На примере романа Е. Замятина "Мы" рассматривается государство и личность.
-
Урок-исследование "Путешествие по календарю" 2012
Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
-
Урок-исследование "Роль и функция детали в повестях Н.В. Гоголя "«Невский проспект», «Нос», «Шинель»" 2010
Цели и задачи урока: выявить идейно-художественную функцию детали в повестях Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Шинель»; определить диапазон художественных деталей в произведениях; анализируя «поведение» детали в повестях, выйти на философские взгляды Н.В. Гоголя, определяющие идейное содержание произведения.
-
Урок-исследование "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина" 2014
Исследуя идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, доказать, что жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народа. Вызвать интерес к сказкам Салтыкова-Щедрина и нравственным проблемам, поднятым в сказках, формировать исследовательскую позицию учащихся.
-
Урок-исследование "Сердце, пробитое пулей". 8-й класс 2021
Во всей истории нашей Родины не было более тяжелого и грозного испытания, чем Великая Отечественная война. Вместе со всеми народами на защиту Советской Родины поднялся и чувашский народ. Многие деятели чувашской литературы в годы войны с оружием в руках сражались с врагом. Смертью храбрых пали в борьбе с фашистами М.Данилов-Чалдун, А.Петтоки, В.Бараев, Е.Еллиев, Ф.Ситта, М.Ястран, И.Думилин и др. Среди них наш выдающийся земляк, уроженец Канашского района, поэт-фронтовик Константин Кольцов. Цель урока-исследования «Сердце, пробитое пулей» – изучение жизни и творчества земляка, чувашского поэта-фронтовика Кольцова Константина Михайловича.
-
Урок-исследование "Серебряный век. Символизм" 2009
Основная цель урока-исследования: ввести учащихся в мир «серебряного века», познакомить с одним из течений века – символизмом, эпохой поисков в политике, экономике, культуре. Учащиеся изучают статьи символистов, анализируют их стихи, «вслушиваются» в музыку этого периода, «всматриваются» в произведения живописи, делают самостоятельные выводы.
-
Урок-исследование "Скажи, не знаешь ли аула Бастунджи?" (Старинные горские адаты и фольклор горцев Северного Кавказа в произведении М.Ю. Лермонтова "Аул Бастунджи") 2012
Совершенствование исследовательской деятельности возможно на уроках литературы. Анализ произведения учит определять авторскую позицию. Во многих произведениях М.Ю. Лермонтов обращается к фольклору горцев Северного Кавказа. Большое внимание писатель уделяет описанию природы Пятигорска и его окрестностей, так полюбившихся поэту.
-
Урок-исследование "Слушайте музыку революции!" (Поэма А.Блока "Двенадцать") 2012
После предварительного самостоятельного прочтения учащиеся детально исследуют текст поэмы по главам. На уроке доказывается единство содержания и формы поэтического произведения.
-
Урок-исследование "Смысл названия повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" 2009
Цели данного урока: расширить знания пятиклассников о русалках, развивать внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах, подвести детей к самостоятельному выводу, почему Гоголь так назвал своё произведение. Урок интересен тем, что ученики играют разные роли: литературоведов, работников справочного бюро, следователей.
-
Урок-исследование "Творчество В.В. Набокова" 2012
В статье представлен опыт изучения творчества В.В. Набокова и его творческой манеры на примере рассказа "Облако, озеро, башня". На уроке используется технология проблемного изложения материала в единстве формы и содержания. На уроке акцентно исследуется текст и составляется характеристика героя. Решая проблемную задачу, ученики обращаются к текстам В. Набокова и Ф. Тютчева и находят сильные и слабые стороны человеческого характера.
-
Урок-исследование "Характеры и герои в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка": Емельян Пугачев, Маша Миронова 2010
В ходе групповой работы происходит обобщение материала по характеристике литературных героев на основе таблиц, в которых указаны главы и направления работы с текстом, и клише, продолжающие работу эффективного овладения культурой устного и письменного общения.
-
Урок-исследование «Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"». 10-й класс 2011
Урок позволяет выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе "Война и мир", углубляет понимание значения сцен 1805 года в композиции романа, построении образов. Использованы фрагменты фильма С.Ф. Бондарчука "Война и мир". Проведена аналитическая работа над текстом.
-
Урок-исследование в 10-м классе «Авторская позиция в изображении батальных сцен. (А.С. Пушкин – поэма "Полтава"; М.Ю. Лермонтов – стихотворение "Бородино"; Л.Н. Толстой – "Севастопольские рассказы", роман-эпопея "Война и мир")» 2006
На уроке литературы в 10-м классе проводится сопоставительный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" и поэмы А.С. Пушкина "Полтава". Рассматриваются принципы изображения войны у Л.Н. Толстого.
-
Урок-исследование в 11-м классе "Сатира Булгакова, или Почему не была издана повесть "Собачье сердце"?" 2007
Этот урок – исследование проблематики, содержания, образной структуры повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" с предварительным экскурсом в историю создания данного произведения и других сатирических повестей. Урок может быть проведён как в 11-м, так и в 9-м классах (в соответствии с программой или тематическим планом учителя).
-
Урок-исследование в 9-м классе с использованием ИКТ по теме «"Живая" душа Чичиков или "мёртвая"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")» 2009
Цель урока: прийти к решению проблемного вопроса, лежащего в основе темы. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, развиваются исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся. Использование мультимедийной презентации расширяет возможности предъявления учебной информации, способствует углублению межпредметных связей.
-
Урок-исследование в форме педмастерской. Тема "Ворон к ворону летит…" Драматизм баллады 2010
Представлена разработка урока литературы в 6-м классе по программе А.Г. Кутузова. Педмастерская дает возможность развивать навыки коллективной работы и работы в парах.
-
Урок-исследование на тему "Страницы из жизни М.Ю. Лермонтова и его стихотворение "Парус"" 2012
Урок-исследование изучает творчество М.Ю. Лермонтова, знакомит с некоторыми страницами биографии поэта. Учащиеся закрепляют умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его, вырабатывают умение обобщать материал с использованием таблицы. Урок воспитывает интерес к классическому наследию русской литературы, эстетический вкус.
-
Урок-исследование на тему: "Мифологический герой в произведениях Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова" 2007
Урок способствует преодолению затруднения школьников в восприятии структуры романа, его композиции, образных связей, осмыслению авторской этической концепции бытия.
-
Урок-исследование по древнерусской литературе в 8-м классе на материале "Жития Александра Невского" 2007
Вашему вниманию предлагается урок-исследование по древнерусской литературе на материале "Жития А. Невского". Основная цель урока: сравнить образ А. Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Тема "Лик Святого в житийной литературе" включает в себя возможность интеграции предметов, таких как: литература, история, живопись, Основы Православной Культуры, архитектура и музыка. Урок рассчитан на гимназические классы (120 минут). Материал разбит на этапы, учитель может разделить их на несколько уроков или же выбрать те вопросы и задания, которые соответствуют целям и задачам проводимого им урока. Для интенсивного использования времени на уроке данную тему можно проработать по педагогической технологии "Метод проекта" или же дать предварительное задание группе учащихся. Таким образом, каждый может "найти себя" в этом уроке и раскрыть свои творческие способности.
-
Урок-исследование по литературе "Концепция мира и человека в поэзии Б.Пастернака" 2012
Урок знакомит учащихся с ранней лирикой поэта. Ребята определяют основные темы и мотивы лирики.