Цели:
- Познакомиться с творчеством И.С.Тургенева.
- Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой.
- Увидеть мастерство писателя.
- Развивать навыки аналитического чтения.
- Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств.
- Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа.
- Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.
1. Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Вступительная беседа
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С.Тургенева.
И.С.Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.
Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг». (Слайды 1,2)
Вспомним определение жанра рассказ.
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. (слайд 3)
Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник». Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.
“Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.
Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. (тетрадь)
Работа с текстом.
- Понравилось ли вам это произведение? Чем?
- О чём это произведение?
Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.
- Расскажите кратко содержание рассказа.
«Бежин луг» - поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины.
Роль пейзажа
Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.
Перед вами отрывок из рассказа. Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.
Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынулииграющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило
Проверка
Молодцы! А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).
В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец, огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, не раскаленное.
В этом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.
Дочитаем отрывок до конца.
Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа. (Запись в тетрадь).
- настроение (радость, покой, блаженство)
- эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)
- метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)
- световые эффекты (блеск, сверкание)
- предложения сложные, плавные, красивые
- приём отрицания для усиления впечатления
- приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали.
Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.
Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа.(чтение отрывка)
Сравним эти описания
В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.
В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту.
Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (в тетрадь).
Работа над образами героев.
Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.
Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками).
Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.
Вспомните их имена.
Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня
Что мы о них знаем?
Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.
Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.
Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.
Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.
Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.
Сев у костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).
Кто из ребят рассказывал былички?
Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.
Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?
(работа по колонкам:
1 – Илюша
2 – Костя
3 – Павлуша).
Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.
Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.
Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.
Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.
Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказы мальчиков?
Увлекательно, таинственно.
А кто больше всех рассказал быличек?
Илюша.
Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории?
Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов.
Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).
Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?
Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком.
Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.
А кто знает, почему русалка на ветвях сидит?
Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.
В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» - так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить.
Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.
Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика.
Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).
Последний рассказчик – Павлуша.
Чем он отличается от других?
Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла.
Прочитаем его рассказ о Тришке.
Давайте сравним рассказы мальчиков
Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх.
Дети пытаются понять мир, объяснит народные поверья.
Вывод. С какой целью рассказывают мальчики былички?
Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись в тетрадь).
Какими перед нами предстают крестьянские дети?
Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).
«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. (запись в тетрадь).
Д/з. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».