Задачи:
- Формировать понятие о пословицах русского народа, их тематике и особенностях употребления.
- Развивать коммуникативную культуру и творческие способности учащихся.
- Создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа.
Оборудование:
- интерактивная доска (мультимедиа),
- небольшой деревянный молоток,
- вырезанные из бумаги медали «Знаток русских пословиц», «Лучший реставратор пословиц», «Лучший интерпретатор пословиц», «Лучший сочинитель рассказа по пословице», «Лучший инсценировщик пословицы».
Ход урока.
1. Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего урока зашифрована в этом квадрате. Чтобы её узнать, необходимо вычеркнуть буквы, повторяющиеся трижды.
Слайд 1
я | п | ф | ж | д | н |
ц | р | к | ю | с | х |
ж | н | о | д | ф | и |
ю | я | р | в | х | к |
о | ф | ю | н | а | ж |
х | к | д | л | я | р |
- Квадрат нарисован на доске (интерактивной доске). Учащиеся выходят к доске и вычёркивают повторяющиеся трижды буквы.
Слайд 2
- Из оставшихся букв – П Ц С О И В О А Л – сложим слово.
- Наш сегодняшний урок посвящён пословицам русского народа. Издавна народ дорожил пословицей и говорил: «Пословица не на ветер молвится», «Без пословицы не проживёшь», «Красна речь пословицей». Что такое пословица и что хотел народ передать последующим поколениям с помощью пословиц, вы узнаете на нашем уроке.
2. Формирование понятия о пословице.
Слайд 3
- Прочитайте данные записи.
Читайте книги, и вы узнаете много нового и интересного.
Книга для ума, что тёплый дождик для всходов.
- Что вы можете сказать о каждой из этих записей?
- Что общего между пословицей и высказыванием?
- Что отличает пословицу от высказывания?
- Так что же такое, по вашему мнению, пословица?
- В процессе коллективного обсуждения учащиеся высказывают свои мнения и делают вывод, что такое пословица.
Слайд 4
- Действительно, пословица – это краткое изречение, содержащее народную мудрость и имеющее поучительный смысл.
3. Знакомство с тематикой русских пословиц.
- Русский народ создал великое множество пословиц. Я уверена, что и вы знаете их немало. Вспомнить эти пословицы нам поможет игра «Аукцион».
- Учащиеся называют пословицы. Учитель небольшим деревянным молотком, так же как и на настоящем аукционе, ведёт «продажу» пословиц. Побеждает ученик, назвавший последнюю пословицу. Этому ученику вручается медаль «Знаток пословиц».
Слайд 5
- Выходит, мудрость народа распространяется на все сферы жизни, а именно …
- Учащиеся дополняют фразу, называя темы пословиц (труд, семья, учение, родина, природа и т.д.).
4. Моделирование ситуаций, в которых применяется пословица.
- А теперь посмотрим, в каких ситуациях могут применяться пословицы. Для этого давайте разделимся на три группы.
- Учащиеся делятся на три равные группы. Двум группам даются задания для творческой работы. Третья группа работает с учителем.
Задание для 1 группы:
Инсценируйте одну из указанных пословиц так, чтобы ребята могли её угадать.
- Поёт как соловей, а кусает как гадюка.
- Кошку чем больше гладишь, тем она больше хвост дерёт.
- Один в поле не воин.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
*Учащиеся могут взять для инсценировки любую другую пословицу.
Задание для 2 группы:
По одной из указанных пословиц составьте рассказ из 5 – 7 предложений так, чтобы ребята могли её угадать.
- Семеро – с ложкой, один – с сошкой.
- Кто не работает, тот не ест.
- Длинная нитка – ленивая швея.
- Он под чужую дудку пляшет.
*Учащиеся могут взять для составления рассказа любую другую пословицу.
Задание для 3 группы (работают с учителем):
Слайд 6
- Восстановите пословицу по двум словам и объясните её смысл или приведите ситуацию, в которой она может быть применена:
одежда – ум
свет – тьма
волки – лес
дружба – служба
дело – безделье
трус – смелый
лес – щепки
один - все
- Самым активным учащимся вручаются медали «Лучший реставратор пословиц» и «Лучший интерпретатор пословиц».
- А вот в каких ещё ситуациях можно применить пословицы, мы узнаем, посмотрев выступления групп.
- 1 и 2 группа представляют свою работу. Ребята называют пословицы. Самому активному представителю 1 группы вручается медаль «Лучший инсценировщик пословицы». Самому активному представителю 2 группы вручается медаль «Лучший сочинитель рассказа по пословице».
5. Домашнее задание.
- Для работы дома я предлагаю вам выполнить любое задание на выбор:
- иллюстрировать пословицу,
- составить сборник пословиц,
- составить ребус по пословице,
- составить кроссворд с использованием пословиц.
6. Подведение итогов урока.
Слайд 7
- Итак, пословица – это … (краткое изречение), содержащее … (народную мудрость) и имеющее … (поучительный смысл).
- Народ в пословицах осуждает и высмеивает … (глупость, лень, жадность, злость), хвалит и одобряет … (ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность).
- Благодарю всех за работу на уроке. Общение с вами доставило мне большое удовольствие. Я очень рада, что среди вас есть:
- Знаток русских пословиц,
- Лучший реставратор пословиц.
- Лучший интерпретатор пословиц,
- Лучший сочинитель рассказа по пословице,
- Лучший инсценировщик пословицы.