Урок литературы в 6-м классе по теме "Пословицы русского народа"

Разделы: Литература


Задачи:

  1. Формировать понятие о пословицах русского народа, их тематике и особенностях употребления.
  2. Развивать коммуникативную культуру и творческие способности учащихся.
  3. Создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа.

Оборудование:

  • интерактивная доска (мультимедиа),
  • небольшой деревянный молоток,
  • вырезанные из бумаги медали «Знаток русских пословиц», «Лучший реставратор пословиц», «Лучший интерпретатор пословиц», «Лучший сочинитель рассказа по пословице», «Лучший инсценировщик пословицы».

Ход урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока зашифрована в этом квадрате. Чтобы её узнать, необходимо вычеркнуть буквы, повторяющиеся трижды.

Слайд 1

я п ф ж д н
ц р к ю с х
ж н о д ф и
ю я р в х к
о ф ю н а ж
х к д л я р
  • Квадрат нарисован на доске (интерактивной доске). Учащиеся выходят к доске и вычёркивают повторяющиеся трижды буквы.

Слайд 2

- Из оставшихся букв – П Ц С О И В О А Л – сложим слово.

- Наш сегодняшний урок посвящён пословицам русского народа. Издавна народ дорожил пословицей и говорил: «Пословица не на ветер молвится», «Без пословицы не проживёшь», «Красна речь пословицей». Что такое пословица и что хотел народ передать последующим поколениям с помощью пословиц, вы узнаете на нашем уроке.

2. Формирование понятия о пословице.

Слайд 3

- Прочитайте данные записи.

Читайте книги, и вы узнаете много нового и интересного.

Книга для ума, что тёплый дождик для всходов.

- Что вы можете сказать о каждой из этих записей?

- Что общего между пословицей и высказыванием?

- Что отличает пословицу от высказывания?

- Так что же такое, по вашему мнению, пословица?

  • В процессе коллективного обсуждения учащиеся высказывают свои мнения и делают вывод, что такое пословица.

Слайд 4

- Действительно, пословица – это краткое изречение, содержащее народную мудрость и имеющее поучительный смысл.

3. Знакомство с тематикой русских пословиц.

- Русский народ создал великое множество пословиц. Я уверена, что и вы знаете их немало. Вспомнить эти пословицы нам поможет игра «Аукцион».

  • Учащиеся называют пословицы. Учитель небольшим деревянным молотком, так же как и на настоящем аукционе, ведёт «продажу» пословиц. Побеждает ученик, назвавший последнюю пословицу. Этому ученику вручается медаль «Знаток пословиц».

Слайд 5

- Выходит, мудрость народа распространяется на все сферы жизни, а именно …

  • Учащиеся дополняют фразу, называя темы пословиц (труд, семья, учение, родина, природа и т.д.).

4. Моделирование ситуаций, в которых применяется пословица.

- А теперь посмотрим, в каких ситуациях могут применяться пословицы. Для этого давайте разделимся на три группы.

  • Учащиеся делятся на три равные группы. Двум группам даются задания для творческой работы. Третья группа работает с учителем.

Задание для 1 группы:

Инсценируйте одну из указанных пословиц так, чтобы ребята могли её угадать.

  1. Поёт как соловей, а кусает как гадюка.
  2. Кошку чем больше гладишь, тем она больше хвост дерёт.
  3. Один в поле не воин.
  4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

*Учащиеся могут взять для инсценировки любую другую пословицу.

Задание для 2 группы:

По одной из указанных пословиц составьте рассказ из 5 – 7 предложений так, чтобы ребята могли её угадать.

  1. Семеро – с ложкой, один – с сошкой.
  2. Кто не работает, тот не ест.
  3. Длинная нитка – ленивая швея.
  4. Он под чужую дудку пляшет.

*Учащиеся могут взять для составления рассказа любую другую пословицу.

Задание для 3 группы (работают с учителем):

Слайд 6

- Восстановите пословицу по двум словам и объясните её смысл или приведите ситуацию, в которой она может быть применена:

одежда – ум
свет – тьма
волки – лес
дружба – служба
дело – безделье
трус – смелый
лес – щепки
один - все

  • Самым активным учащимся вручаются медали «Лучший реставратор пословиц» и «Лучший интерпретатор пословиц».

- А вот в каких ещё ситуациях можно применить пословицы, мы узнаем, посмотрев выступления групп.

  • 1 и 2 группа представляют свою работу. Ребята называют пословицы. Самому активному представителю 1 группы вручается медаль «Лучший инсценировщик пословицы». Самому активному представителю 2 группы вручается медаль «Лучший сочинитель рассказа по пословице».

5. Домашнее задание.

- Для работы дома я предлагаю вам выполнить любое задание на выбор:

  • иллюстрировать пословицу,
  • составить сборник пословиц,
  • составить ребус по пословице,
  • составить кроссворд с использованием пословиц.

6. Подведение итогов урока.

Слайд 7

- Итак, пословица – это … (краткое изречение), содержащее … (народную мудрость) и имеющее … (поучительный смысл).

- Народ в пословицах осуждает и высмеивает … (глупость, лень, жадность, злость), хвалит и одобряет … (ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность).

- Благодарю всех за работу на уроке. Общение с вами доставило мне большое удовольствие. Я очень рада, что среди вас есть:

  1. Знаток русских пословиц,
  2. Лучший реставратор пословиц.
  3. Лучший интерпретатор пословиц,
  4. Лучший сочинитель рассказа по пословице,
  5. Лучший инсценировщик пословицы.

Приложение