Урок литературы в 6-м классе по теме "Понятие о композиции эпического произведения на примере романа А.С. Пушкина "Дубровский"

Разделы: Литература


-Мы прочитали роман А.С.Пушкина «Дубровский» о взаимоотношениях народа и господ.

Тема сегодняшнего урока – понятие о композиции эпического произведения. (Запись в тетрадях темы урока).

Работа с учебником.

-Откроем учебники на странице 149. (Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В четырех частях. Часть 1. Под редакцией В.Я.Коровиной.).

Ученик читает вслух статью «Композиция»:

«Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Запись определения в тетрадь.

- Читаем далее:

Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности, либо с нарушением её.

-Ребята, как вы понимаете смысл слов «в хронологической последовательности»?

Словарная работа: подобрать однокоренные слова к слову «хронологический» и записать их в тетрадь, устно объяснить их значение.

-Обратимся к записи на доске: в хронологической последовательности – во временной последовательности.

Ученик продолжает читать статью учебника:

-В произведение могут быть включены подробные описания места действия, обстановки, переживаний героев, рассказы других лиц. Все эти элементы задерживают развитие действия, но позволяют вернее нарисовать героев, полнее и глубже раскрыть замысел автора, а иногда вызвать напряженный интерес читателя».

- Обратим внимание на последние слова статьи. Интересно ли вам было читать 8 – 11 главы?

Итак, чем вызван наш напряженный читательский интерес? Для этого подумаем, все ли события в романе изложены в хронологической последовательности.

Проверка домашнего задания.

- Дома вы выполняли задание № 1 на странице 150.

Ученик читает задание:

-Составьте план основных событий глав 8-11 в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А.С.Пушкин нарушает временную последовательность событий?

Учитель просит одного из учеников написать план на доске.

Доска разделена на две половины, которые озаглавлены учителем:

План основных событий, как они описаны в романе Истинный ход событий
Ответ ученика:

1..Дефорж и медведь.

2.Обед у Троекурова.

3.Спицын и Дефорж.

4.Встреча Дубровского с Дефоржем.

( Эта часть доски пока закрыта).

Дефорж и медведь.

Обед у Троекурова.

Спицын и Дефорж.

 

Учитель открывает вторую половину доски, где частично изложен истинный ход событий.

- Какого события не хватает, чтобы восстановить последовательность изложения?

Один из учеников дописывает недостающий пункт плана в правую часть доски.

- Итак, сделаем вывод. Зачем А.С.Пушкин переставил события?

Ответ ученика:

-Это сделано, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя.

Учитель дополняет:

- А.С.Пушкин прибегает к такому приёму, чтобы позволить догадливому читателю понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснения автора.

Запись в тетрадях.

Учитель:

- Итак, автор нарушает временную последовательность событий и только в самом конце (11 гл.) рассказывает о сделке, произошедшей между учителем-французом и Дубровским на почтовой станции.

Инсценировка эпизода «Встреча Дубровского и Дефоржа на почтовой станции».

Принимают участие 4 человека: Дубровский, Дефорж, смотритель и смотрительша.

Учитель:

Ребята, о чем говорят последние слова жены смотрителя: «Бога ты не боишься, Сидорыч.

Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Дубровского, а теперь жди, чтоб он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный» ?

Ответ ученика:

- О нем идет слава как о благородном разбойнике, потому что он грабит только богатых помещиков, а бедным людям он помогает.

Учитель:

- А.С.Пушкин создает эффект неожиданности в сцене, когда Дефорж грабит Спицына и вдруг оказывается Дубровским. Давайте задумаемся, какие события предыдущих глав получают для нас новый смысл. Становится понятно,

(ответы учеников)

- почему так смутился француз во время первого разговора с Машей;

- почему у него оказался карманный пистолет, из которого он убил медведя;

- как он смог с таким достоинством отвечать Троекурову (попросить учеников зачитать его ответ на странице 99).

- и особенно выразительной становится сцена обеда.

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа-Дубровского.

( Дубровский сохранил самообладание и справился с естественным волнением в тот момент, когда исправник зачитал его приметы. Он рисковал быть узнанным. Обед длился около трех часов, и постоянно говорили о нем. Дубровский принял невозмутимый вид человека, не понимающего, о чем идет речь).

Учитель:

- Что мы узнали сегодня на уроке?

Ученики:

- Мы познакомились с понятием композиция.

- Мы узнали, что не всегда повествование строится в хронологической последовательности, что автор часто нарушает хронологию, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя.

Учитель:

- Ещё раз прочитаем определение композиции, потому что с этим будет связано ваше домашнее задание.

Ученик читает вслух определение композиции.

Вопрос учителя:

- Какой эпизод в романе мы будем считать заключительным?

Если у учеников будут затруднения, можно найти ответ в учебнике на странице 145.

Возможный ответ:

Владимир Дубровский покинул своих крестьян, потому что месть ,которой он так жаждал, оказалась не нужной. Машу он потерял. Дальнейшая жизнь в качестве благородного разбойника бессмысленна.

Домашнее задание: в тетрадях по литературе дать развернутый письменный ответ на вопрос: «Почему так печально заканчивается роман?»

Далее учитель оценивает знания учащихся.