Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».
В начале жизни школу помню я…
А. С. Пушкин
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Формулирование цели учащимися.
Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Беседа:
- Знакома ли вам эта музыка?
- Кто её автор?
- Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?
- Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни - учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».
Запись темы в тетрадь.
III. Проверка домашнего задания.
Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.
IV. Повторение изученного.
1. Вступительное слово учителя.
Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.
2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».
- Где родился А. С. Пушкин?
- Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.
- В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?
- Куда укусил комар повариху?
- За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?
- На чём спал Балда в поповом доме?
- Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?
- В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?
- К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?
- Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?
- Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?
- На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?
V. Изучение темы.
1. Работа с эпиграфом.
А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.
2. Доклады учащихся.
- Открытие лицея.
- Быт лицеистов.
- Друзья Пушкина.
- Первые стихи.
- Пушкин на публичном экзамене.
- Лицей окончен.
3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику (с.42)
4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.
5. Беседа по стихотворению:
- Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?
- Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?
- Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?
- О каком ещё невольнике идёт речь?
- Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?
- Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?
- Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?
- Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?
- Как меняется пространство в последнем четверостишии?
- Какие предметы появляются?
- В чём особенность пейзажа?
- Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?
- Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.
- Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?
- Как благодаря этому меняются настроение и интонация?
- Какова же главная мысль этого стихотворения?
- Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.
6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» - один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?
7. Работа с черновым вариантом стихотворения.
И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».
- Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?
VI. Обобщение.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели?
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).