Урок литературы в 6-м классе по теме "Поэт А.А. Фет. Страницы биографии. Стихотворение "Ель рукавом мне тропинку завесила…". Гармоничность и музыкальность поэтической речи"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить с жизнью и творчеством А.А. Фета;
  • пробудить интерес к поэзии А. А. Фета;
  • помочь понять настроение и чувства поэта;
  • показать разнообразие родной природы в лирике А.А. Фета. (Слайд 2. Презентация)

Задачи: работать над выразительным чтением стихотворений; обучить анализу поэтического произведения.

Оборудование: портрет А.А. Фета; картины русских пейзажистов; фонохрестоматия, презентация.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Игра “Брейн-ринг” по литературоведческим терминам (вопрос произносится учителем четко и быстро, в таком же темпе должен быть ответ.)

(Слайд 3-4)

(Что такое стих? Какие вы знаете размеры стиха? Как называется двусложный размер стиха с ударением на 1-й, 2-й слоги? Как называется трехсложный размер стиха с ударением на 1-й, 2-й , 3-й слоги? Что такое троп? Что такое эпитет, антитеза, метафора, олицетворение, сравнение? Что такое звукопись? Аллитерация, ассонанс?) Похвала тому, кто дал больше всего правильных ответов.

2. Проверка домашнего задания

а) Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.И. Тютчева

б) Проверка задания по учебнику.

- С каким настроением вы будете читать стихотворение “С поляны коршун поднялся...”? (Слайд 5)

- Какое сравнение содержится в этом стихотворении?

- В чем смысл сопоставления коршуна и человека?

- Если настроение будет меняться по мере чтения, то как? (Торжественное, грустное, радостное).

Все стихотворение “Листья” (Слайд 6) — прямая речь, монолог листьев.

- В какой части стихотворения мы слышим веселый лепет листьев, а в какой — резкие порывы ветра в кронах деревьев?

3. Работа над новым материалом

1) Слово учителя. (Слайд 7)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Афанасия Афанасьевича Фета — одного из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Стихи А. Фета - это чистая поэзия, там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы:

  • о дожде, (Слайд 8)
  • о снеге (Слайд 9),
  • о море (Слайд 10),
  • о горах (Слайд 11),
  • о лесе (Слайд 12),
  • о звездах (Слайд 13),

о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. А.А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Познакомимся с биографией поэта.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года (Слайд 14).

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.

(Слайд 15)

Это дом, в котором жил отец, а затем и А.А.Фет, когда был студентом.

Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.

(Слайд 16)

В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла. (Слайд 17)

2) Работа над стихотворением “Ель рукавом мне тропинку завесила...”: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи

(Слайд №18) Стихотворение читает учитель. Вопрос классу: какие чувства вызвало это стихотворение? Обратим внимание детей на разную длину строк: как это связано с чувствами, которые передает нам поэт?

Анализ текста

Прочитаем стихотворение внимательно - по строфам.

Читаем 1-ю строфу.

В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством. Строка “Ель рукавом мне тропинку завесила...” вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель - женщина-колдунья, ветка - рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности.

Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство, слово ветер недаром выделено дважды в отдельные предложения.

- Прочитайте 2–4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?

Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

Читаем 2-ю строфу.

- С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?

- Какие согласные звуки в 3–6 строках передают шум ветра?

- Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?

- Как вы понимаете значение глагола “гудет”? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола “гудет” от смысла глагола гудит?

- На какие части делится вторая строфа? Какое слово ее разделяет? К какой части речи оно принадлежит?

Чу - междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки, его можно заменить словом слышишь. Междометие носит просторечный характер.

- Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?

Статья учебника (с. 209, ч. 1) говорит: “Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога“. На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека”.

С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев (“неожиданно слышится”) доносится иной звук: “тонко взывающий рог” (в этой строке “работают” и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.

- Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы.

Можно предложить на выбор несколько слов: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...

- Как меняется настроение во второй части строфы?

Читаем 3-ю строфу.

“Сладостен зов мне глашатая медного!”

- К какой части речи относится слово “сладостен”?

Сладостен - краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма - сладостный.

- В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?

Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.

Сладостный - приятный, доставляющий удовольствие.

- Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?

- Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?

- Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.

- Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы?

Зов “глашатая медного” - символ жизни, присутствия человека - противопоставлен символу угасания природы - “мертвым листам”.

- Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?

Взывающий, сладостен, глашатай.

- К кому или к чему обращается герой в двух последних строках? Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог?

- Что означает выражение странник бедный? В каком значении употреблено прилагательное бедный: “имеющий мало денег” или “несчастный, одинокий”?

3)  Обучение выразительному чтению

- Каким размером написано это стихотворение?

- Что общего у амфибрахия в стихотворении Ф.И. Тютчева “Листья” и у дактиля в стихотворении А.А. Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила...”?

- Вспомним еще раз: когда наступает перелом в настроении?

- Определите способ рифмовки в этом стихотворении. Повторно читаем стихотворение А. А. Фета необходимое количество раз, стремясь передать выработанное в процессе беседы понимание текста.

4. Домашнее задание

1. Опираясь на статью учебника, подготовить рассказ о жизненном пути А.А. Фета.

2. Подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения “Ель рукавом мне тропинку завесила...”. Нарисовать рисунок к этому или другому стихотворению А.А.Фета.