Цель:
- раскрыть учащимся мастерство пушкинского описания природы и показать то радостное, светлое чувство, которые испытывает поэт, воспринимая эту картину;
- воспитать интерес к художественному слову, к творчеству А.С.Пушкина;
- выработать навыки выразительного чтения художественного текста;
- обогатить словарный запас учащихся;
- развивать культуру устной и письменной речи.
Словарная работа: пейзаж, синонимический ряд – буря, непогода, снежная круговерть, буран, вьюга, эпитет, антитеза, сравнение.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, Словарь С.И. Ожегова, репродукции картин-пейзажистов (Шишкина, Васильева, Степанова, Юона), эпиграф к уроку.
Ход урока
I.
1. Сообщение темы, цели урока
Чтение эпиграфа:
Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русский характер…
В.Г.Белинский
2. Работа с эпиграфом к уроку.
В.Г.Белинский писал: «Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою, здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах».
- Согласны ли вы со словами критика?
- Как понимаете смысл эпиграфа?
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» дает возможность ответить на поставленные вопросы.
3. Почему доска к сегодняшнему уроку оформлена репродукциями картин Шишкина, Васильева, Степанова, Юона?
4. О чем повествуют репродукции картин? (Они дают нам представление об изображение природы в живописи)
5. Что вам кажется радостным и что печального в природе зимой?
6. Однообразен ли зимний пейзаж, и какие краски в нем преобладают?
7. Чем красива зима?
8. Как называется изображение природы в искусстве? (Пейзажем?
II. Что вы знаете об отношении А.С.Пушкина к природе?
Чтение стихотворений о зимней и осенней природе («Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» и другие)
(Поэт, рисуя картину природы, одновременно выражает свои мысли и чувства, вызванные этой картиной. Например, в стихотворении «Зимняя дорога» выражены печаль, грусть путника – поэта, вызванные утомительной и однообразной зимней дорогой.
В стихотворении «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляя путь…» отражено радостное чувство русского человека-крестьянина, крестьянского мальчика и настроение самого поэта).
III.
1. Выразительное чтение наизусть учителем стихотворения «Зимнее утро».
- Можно ли в произведении выделить какие-либо части? (I часть - обращение поэта к любимой, другу. Они проникнуты задушевностью, лаской. Проанализируем лексику I строфы Поэт подбирает особо звучные и яркие определения, желая передать силу своего чувства («Друг прелестный, мороз», «солнце», «чудесный», «красавица», «Аврора»).
- О чем свидетельствует обращение в тексте? (О светлом настроении поэта, о счастье, которое переполняет душу поэта).
2. Как передается картина зимнего утра? В каких тонах рисуется картина зимнего утра? (В светлых, ликующих тонах : голубые небеса, сне лежит великолепным ковром, зеленеет ель сквозь иней, речка блестит подо льдом. Обращается внимание учащихся на бодрый, светлый, радостный тон, проходящий через все произведение, и мрачный, нашедший свое отражение при описании картины вчерашней вьюги).
3. Прочитаем 2 строфу. О чем II часть стихотворения?
Это воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, луна – бледным пятном, которая не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи. Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», тучи», «мрачные», «печальные». (Лексика 2 строфы противопоставлена лексике 1 строфы). Такой прием носит в литературоведении название антитезы. (Запись в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой»).
- Для чего картина вчерашней вьюги дана поэтом рядом с картиной зимнего утра? (Для остроты восприятия, чувства удивления, неожиданности).
- Чем отличается настроение, с каким вы прочтете первую и вторую строфы?
- Как и почему меняется настроение во 2 строфе?
4. Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно». (Найдите в стихотворении такое сравнение «Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже «великолепными коврами … снег лежит».
- Почему поэт применяет такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы)
- Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция? («Звездою севера явись»)
5. Выразительное чтение 3 строфы.
- Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? (Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисунками «прозрачный лес», «снег лежит великолепными коврами», «речка блестит подо льдом»).
- Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе? (Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра поэт в 4 строфе воспользовался эмоциональными эпитетами: «с веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки». Дается определение эпитета, эпитета постоянного. Запись в тетради).
6. Почему между 3 и 4 строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с каким поэт показывает красоту зимнего пейзажа, и какое испытывает в озаренной «янтарным» блеском комнате?
Чтение 4 строфы. Прислушайтесь к звучанию четвертой строфы.
- Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают? Чтение строфы.
- Как вы прочитает заключительную строфу с повышением или понижением голоса к концу? Почему?
- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (Герой мечтает о стремительном беге коня, который дает ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.)
Роль поэтических средств изобразительности
Примеры из текста | Роль выразительных средств | |
Эпитет | «день чудесный», «с веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки», | Выражение радостного, бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра |
Сравнение | «луна, как бледное пятно», «великолепными коврами… снег лежит» (сущ. в творительном падеже) | Передает восторг перед красотой природы, создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров |
Антитеза | «вьюга, «злилась», «мутном», «мгла», «бледное», «тучи», «солнце», «мороз», «день чудесный» | Усиливает впечатление от красоты природы |
Однокоренные слова | «блестя», «блестит», «блеском» | Передают ощущение нарядности, праздности природы |
IV. Выразительное чтение всего стихотворения.
Составление плана:
- Чудесный день
- Обращение к другу
- Воспоминание о вчерашней вьюге
- Прекрасное зимнее утро:
- великолепный вид из окна;
- приятно сидеть в комнате у затопленной печи;
- Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».
V. Обобщение
- Каким настроением проникнуто все стихотворение?
- Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения и анализа стихотворения?
- На основании чего вы сделали вывод, что стихотворение проникнуто хорошим настроением?
- Что значит хорошее настроение? В чем выражается хорошее или плохое настроение? (Настроение выражается в том, как человек относится к другим, обращается с ними, каким тоном говорит, как воспринимает окружающий мир). Поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.
VI. Домашнее задание.
Чтение стихотворения наизусть, иллюстрации к стихотворению по желанию учащихся.
Литература
- Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998 г.
- Ионина Н.А. Сто великих картин. – М., Вече, 2003 г.
- Литература. Для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 г.
- Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: Наука , 1995 г.
- Меркин Т.С. развитие речи. выразительные средства художественной речи. – М.: Русское слово, 2005
- Пушкин А.С. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 2001 г.
Словарная работа
- Сравнение – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего из них признака.
- Эпитет – художественное образное определение.
- Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
- Взор – глаза
- Вечор (устаревшее) – вчера вечером
- Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет января, прозрачно-желтый.