Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (тексты стихотворений А.Фета).
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с творчеством А.Фета;
развивающая: развивать способность логически излагать, развивать умения сравнивать, анализировать, воображать; развивать творческие, поэтические способности учащихся;
воспитательная: воспитывать уважение к мнению других, умения слушать; воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре.
ХОД УРОКА
I.
Начало урока:– Сегодня на уроке мы откроем для себя нового поэта, чьё творчество оказало существенное влияние на формирование мировоззрения многих поколений русских писателей и поэтов.
Чтение эпиграфа к уроку.
Арабы веселятся в день рождения своих поэтов. Отчего и нам не позволить себе самого светлого настроения перед чтением книжки Фета; книжки, которая делает столько чести русской литературе и русской поэзии.
А.В.Дружинин
II. Основная часть.
– Я почитаю вам стихи А.А.Фета, написанные им в разное время, а вас попрошу записывать в тетради те слова или словосочетания, которые показались вам самыми важными, чем-то “зацепили” ваше внимание, удивили.
Чтение поэтических текстов учителем.
– А теперь прочитайте записанные вами слова.
Составление поэтического словаря А.А.Фета. Учитель пишет на доске слова, предложенные учениками.
– Какие из этих слов отражают, на ваш взгляд, основные темы лирики А.А.Фета?
– Какой, по вашему мнению, ведущий мотив лирики Фета?
– Из всех слов, написанных на доске, выберите одно, которое, на ваш взгляд, является основным образом лирики Фета. Это слово будет заголовком вашей творческой работы. Попробуйте создать свой текст, используя слова-образы Фета.
Ученики пишут текст-стилизацию (стихотворную или прозаическую).
Афиширование творческих работ.
– Кто из ребят, по-вашему, был наиболее близок к Фету? Кто точнее уловил его мироощущение?
– Исследователи творчества А.А.Фета предполагают, что концентрация философии мироощущения Фета заключена в стихотворении “Учись у них – у дуба, у берёзы…” Давайте прочитаем это произведение.
Чтение стиховорения.
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!Но верь весне. Её промчится гений.
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
– О чём это стихотворение? Каков его ведущий мотив? Каков центральный образ?
– К чему призывает автор читателя? Какую строчку стихотворения вы бы взяли в качестве эпиграфа ко всему творчеству поэта?
– Центральный образ – образ мужества, стойкости природы. Мотив стихотворения жизнеутверждающий, оптимистичный: “Верь! Переболит скорбящая душа”. Все преходяще в этом мире: печаль, боль – любое страдание. Придут иные времена. А пока – верь и терпи: “ они …молчат, молчи и ты!”.
– У вас уже сложилось некоторое первоначальное представление о А.А.Фете. Составьте синквейн, который отразил бы ваше восприятие личности поэта.
1 строка – 1 слово (существительное)
2 строка – 2 слова (прилагательное или причастие)
3 строка – 3 слова (глагол или деепричастие)
4 строка – 4 слова (фраза)
5 строка – 1 слово (резюме)
Ученики пишут, а затем читают свои синквейны.
– Каким вы представляете себе А.А.Фета? Как сложилась его судьба?
Ученики высказывают свои предположения.
На доске появляется портрет А.А.Фета, даты его жизни.
– А теперь обратимся к фактам. Проанализируйте представленную вам информацию и заполните таблицу.
Ученики самостоятельно читают представленные материалы: биографию А.А.Фета, письма поэта, воспоминания о нём современников, мнения критиков, высказываниям самого А.А.Фета о себе и своём творчестве.
Что уже знали о А.А.Фете? | Что узнали нового? | Что не совпало с вашими представлениями и ожиданиями? | Какие вопросы возникли? |
Чтение вопросов, которые записали в таблице ученики.
III. Заключительная часть.
– А вы знаете, что по книгам можно гадать? Откройте томик стихов на любой странице. Выпишите первую попавшуюся вам на глаза строчку. Попытайтесь растолковать, какое отношение к вам она имеет к вам. Какую нужную в данный момент информацию в себе содержит. Выразите своё отношение к строке.
Ребята ищут строки, пытаются их растолковать.
Что нового вы открыли в себе на этом уроке? Какие стихотворные строки уносите с урока и почему именно эти строки?
Домашнее задание.
- Поискать ответы на возникшие вопросы в литературе о А.А.Фете. (Список книг прилагается).
- Составить список из 10-12 стихотворений А.А.Фета.
- Написать вступительную статью, предисловие к избранным вами стихам для современных школьников.