Урок 1. “Мальчик с ручкой”: почему люди стоят с протянутой рукой?
Цель: формирование активной жизненной позиции; развитие мотивации к преодолению трудностей.
План урока:
- Проблемная ситуация.
- Достоевский как пример человека, всю жизнь преодолевавшего трудности.
- Размышления Достоевского о детях, просящих милостыню.
- Поиск выхода из тяжелых жизненных ситуаций в групповой работе: социоигровая деятельность.
- Выбор утверждения, выражающего жизненную позицию учащихся.
- Возвращение к заданию, которое не смогли выполнить в начале урока. Создание ситуации успеха.
- Возвращение к первому заданию.
- Рефлексия.
Оборудование: портреты трех писателей (Гончаров, Тургенев, Достоевский), 4 комплекта букв, текст рассказа, текст биографии.
Ход урока
1. Создание проблемная ситуация.
а) Мотивация к началу деятельности.
- Для того, чтобы начать урок, нам нужно понять, о чем он будет, что будет предметом нашего исследования. Об этом вы сможете рассказать мне сами после небольшого соревнования.
Каждая из 4 групп получает одинаковый набор букв, из которых необходимо сложить тему урока. На работу отвести не более 4 минут. За это время учащиеся, не подготовленные заранее к восприятию именно этого рассказа, не смогут справиться с задачей.
б) Беседа по итогам работы.
С чем вы сейчас столкнулись? Что испытали? Что вам сейчас хочется сделать? Кого вы вините в неудаче? Вы приложили достаточно усилий?
Часто ли в вашей жизни: ваших отношениях с одноклассниками, родителями, учителями у вас возникают трудности, которые вы не можете преодолеть?
Целеполагание (выводит учитель, опираясь на ответы детей): Что делать, если трудности кажутся непреодолимыми?
2. Опыт известной личности.
- Среди людей, имена которых остались в памяти поколений, есть те, чья жизнь, кажется, состояла из одних проблем и неразрешимых ситуаций, но между тем, они сумели не только выжить, прославиться, принести пользу обществу, но и сохранить человеческое достоинство. На уроке литературы логично было бы обратиться к биографии писателя.
а) Рассмотрите портреты. Кого вы на них узнаете? В чьем лице вы видите горечь потерь, глубокую думу, след тяжелых испытаний? Может быть, не только лицо, но и сам силуэт вам что-то подскажет?
Обдумайте самостоятельно. Подготовьте аргументированный ответ в группах. Обсуждение.
Вывод о выбранном детьми портрете: имя этого человека, мыслителя, мастера художественного слова, публициста –
ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (записать в тетрадь).
б) Доводилось ли вам когда-нибудь слышать о том, какие сложные жизненные ситуации он пережил? Хотелось бы узнать?
Работа с текстами биографии. Выпишите в тетрадь1-2 события, которые, на ваш взгляд, было непросто преодолеть, пережить, которые вас удивили, поразили. (Карточки с текстами прилагаются).
в) Что, по вашему мнению, помогло Ф.М. Достоевскому справиться со всеми трудностями? Обдумайте. Подготовьте ответ в группах. Обсуждение.
3. Влияние жизни писателя на его творчество.
- Достоевский был чувствителен, восприимчив к проблемам, бедам людей, находился в напряженном раздумье о том, какое отношение людей друг к другу и к себе поможет преодолеть эти частные, личные неудачи. Особенную боль, страдание он испытывал за детей, которых взрослые обрекли на несчастное детство.
Нам предстоит прочитать удивительный рассказ о Рождестве, о горе и чуде, которые произошли в рождественскую ночь. Он называется “Мальчик у Христа на елке” (записать в тетрадь). Но сегодня мы будем знакомиться только с частью рассказа: “Мальчик с ручкой”.
Учитель читает текст вслух.
4. Размышления над прочитанным.
Беседа: Какие чувства испытали? О чем размышляли? Хотелось ли что-то сделать?
Обдумайте ответ: Как текст связан с теми вопросами, которые мы обсуждали? Поделитесь своими размышлениями в группах. Выступления групп.
Как появляются такие семьи, в которых живут за счет милости окружающих людей? Подавая копеечку, мы помогаем? Хотят ли эти люди изменить свою жизнь? Имеют ли на это внутренние (душевные) силы? В чем главная их проблема?
Учитель подводит итог: мы не можем помочь этим людям, бросив “копеечку”, потому что проблема живет внутри них, они не верят в себя и не хотят бороться с трудностями.
5. Социоигровая деятельность.
Каждая группа – семья, которая находится на грани бедности и нищеты. Остались последние 500 рублей. На что их потратить? Что в этой ситуации сохранить важнее всего и сложнее всего? (Человеческое достоинство)
Обсуждение предложений, подготовленных в группах.
Вывод: необходимо минимализировать затраты на каждодневные бытовые нужды, набраться терпения и вкладывать деньги только в то, что сможет принести хоть какую-то выгоду, прибыль. Например, семена, из которых вырастут овощи, нитки, из которых можно связать одежду и продать ее и т.д.
6. В качестве вывода из всего того, о чем мы говорили на уроке, выберите одну из предложенных цитат, которая наиболее соответствует вашему внутреннему состоянию. (Записать в тетрадь)
1) Лишь тот побежден, кто признал себя побежденным.
2) Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы.
3)Все жизненные правила следует черпать только в мужестве.
4) Признавшийся в своей слабости человек становится сильнее.
5) Снег выпадает, чтобы мерзли ноги; дождь идет, чтобы мокло тело; беда приходит, чтобы ее переносили достойно.
7. Возвращение к первому заданию.
- Записав любое из этих высказываний, вы дали себе хороший совет. Мы пока не признали себя побежденными. Поэтому я предлагаю вернуться к первому заданию и попробовать еще раз, используя полученные знания, составить предложение, которое отражает тему нашего урока.
8. Рефлексия. Подумайте, что же вы будете делать, если трудности будут вам казаться непреодолимыми?
9. Домашнее задание: прочитать рассказ “Мальчик у Христа на Елке”.