Цель:
- Дать краткий обзор творчества В.Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести;
- Развивать навыки анализа текста;
- Содействовать развитию самостоятельного мышления, приобщать учащихся к исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме;
- Развивать устную речь;
- Актуализировать личный опыт учащихся, формировать лучшие их нравственные качества.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг.
Подготовка к уроку: Прочитать повесть В.Г. Распутина "Деньги для Марии".
Индивидуальные задания к уроку: Представить творчество писателя В.Г. Распутина как продолжение русской классики;
Ход урока
1. Орг. момент:
Валентин Распутин - наш современник, и отношение к нему определяется в зависимости от того, разделяет или не разделяет человек направленность мыслей и рассуждений писателя. Но, наверное, каждый, кто прочитает хоть одно произведение этого писателя, не сможет не признать колоссальной силы его таланта. Каждый, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями.
Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе народа. Но о В.Г. Распутине так говорят. Как у современников В.Г. Распутина у нас есть преимущество: видеть и понимать глубину авторского постижения общей для нас жизни, быть свидетелем активно развивающегося таланта, вступать в диалог с писателем.
2. Постановка целей урока
Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения. (Презентация буклетов)
Из сообщений ребят мы ясно представляем В.Г. Распутина как писателя, публициста, патриота российской земли.
Выступление подготовленного ученика: Первая повесть В.Г. Распутина "Деньги для Марии" была опубликована в 1967 году. Произведение это поражает читателя необыкновенной открытостью и силой трагического переживания главного героя - деревенского жителя Кузьмы. Испытание, которое выпало на его долю, высветило неоднозначность поведения и жизни человека, а главное - зрелое понимание необходимости принимать и переживать жизнь во всей ее полноте, такой, какой она сложилась. В.Г.Распутин - один из признанных мастеров "деревенской прозы", один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, ставит в своих произведениях нравственные проблемы, говорит о сложности внутреннего мира человека. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.
Его тревога и боль за судьбу русского человека и земли, на которой мы живём, чувствуется в каждом произведении автора.
Сила характеров любимых героев Распутина - в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Книги Валентина Распутина - глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас мудрее, чище. В его книгах мы словно видим своё отражение. И это отражение уже зависит от наших дел, поступков, слов.
Обсуждение прочитанного произведения, обмен впечатлениями.
- Какие мысли, чувства вызвала повесть "Деньги для Марии"?
- Какие эпизоды, фрагменты особенно запомнились?
- Кто из героев оказался вам ближе, почему?
- Поступки каких героев вы не одобрили, почему?
- Что вы можете оценить положительно, а что у вас вызывает негодование?
- Скажите, необходимо ли сегодня творчество Распутина?
- Почему нужно читать его произведения?
- Итак, попробуем разобраться в композиции повести, рассмотрим ряд проблем, которые ставит автор в произведении.
Рассуждение об элементах композиции повести
Цель: проверить знание композиции произведения и осмысленность чтения.
Какая простая история происходит в семье Марии, продавщицы сельского магазина?
Это событие для семьи Марии и Кузьмы становится бедой - недостача в 1000 рублей. И ревизор, понимая причины недостачи (доброта и неумелость), жалея Марию и ее семью, предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 дней и внести в кассу.
- Какое событие явилось завязкой в повести?
- В чём особенность её композиции?
Событие, с которого началось действие, - недостача, обнаруженная ревизией в магазине Марии, выполняет в повести роль завязки: из него вытекают все остальные события повести. - Каково было отношение Кузьмы к деньгам? Подтвердите текстом.
Он никогда и никому не завидовал, полагая, что "каждый топчет свою дорожку, и к тем, кто жил лучше его, относился спокойно, как и к тем, кто выше его ростом".
- Какова роль снов в повести?
(пояснения, комментарии, рассуждения ребят)
- Что же происходит в реальности? Какие психологические типы показаны автором в повести?
Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии.
- Назовите героев, готовых прийти на помощь Марии? Как вы можете прокомментировать их поступок?
(пояснения ребят)
- Назовите героев завистливых, корыстных, жадных.
(пояснения ребят)
Итак, эти образы противостоят друг другу через их отношение к Кузьме, как противостоят два качества - корысть и бескорыстие
- Кто играет большую роль в жизни всей деревни, а сейчас особенно в жизни Кузьмы и его семьи?
Конечно, председатель колхоза, который хочет помочь Кузьме, но сейчас в кассе колхоза нет денег, но, он считает, что их можно позаимствовать из зарплаты колхозных специалистов.
Мысль председателя, что вместе людям легче быть добрыми, на первый взгляд кажется удачной. И председателю удается собрать деньги у специалистов, но:
- Как второй сон Кузьмы предсказывает события, из-за которых он опять остается без денег?
(зачитывают отрывок)
(комментарий ребят)
То же самое происходит и наяву, когда большинство специалистов, согласившись помочь Кузьме в едином порыве, поодиночке приходят или кого-нибудь присылают и забирают свои деньги на семейные нужды.
Подведем итоги: подтвердились ли жизнью идеальные представления Кузьмы о бескорыстных человеческих отношениях?
(рассуждения ребят)
- Какое событие в повести вы считаете развитием сюжета? Хождение мужа Марии, Кузьмы, по односельчанам с просьбой занять денег - развитие действия.
- Есть ли в произведении развязка, каков её финал? Развязки нет - повесть кончается кульминацией (открытый финал). (рассуждения ребят над финалом)
Своеобразие композиции.
Слово учителя:
В повести две сюжетные линии.
Первая сюжетная линия - это поездка Кузьмы к брату за недостающей суммой.
Вторая сюжетная линия - события, предшествующие этой поездке, пять дней, которые Кузьма и Мария прожили со времени начала ревизии в магазине.
Обе сюжетные линии объединены общей темой, общей идеей.
Решение Кузьмы поехать к брату - композиционная граница, разделяющая две сюжетные линии и одновременно объединяющая их.
Финал повести.
- Почему Кузьма обращается к своему брату, живущему в городе и наверняка имеющему деньги, в самую последнюю очередь?
В.Г. Распутин так об этом говорит: "Получалось так, что они "братья" не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли".
3. Реализация домашнего задания
Самостоятельная работа в группах
Цель: каждой группе проанализировать предложенный эпизод, подготовиться к обсуждению в классе.
Дополнительные вопросы классу, комментарии, обобщения и выводы подготовленных учащихся.
- Расскажите о многострадальной истории сельского магазина. В чём причина его "невезучей" судьбы?
(Магазин имел такую же судьбу, как и вся русская деревня. Не было у магазина хозяина, и не было профессионального продавца.)
- Почему Мария согласилась работать продавщицей?
Высказывания учащихся из группы.
Обобщение ответов ребят из группы подготовленным учеником.
(Героиня меньше всего думала о себе: хотя была нездорова, делала тяжёлую работу в колхозе, "себя не жалела", но опасалась за детей, которые в случае её смерти останутся сиротами. Другая причина: "деревню и правда кому-то надо выручать". Ещё одно свойство характера Марии: "Требовать она не научилась". Она из тех терпеливых русских женщин, которые молчаливо сносят всё, что ни пошлёт им судьба.)
- Как Распутин показывает разъединённость людей, утрату связи с родной землёй, с корнями?
Высказывания учащихся.
Обобщение учеником.
(После обнаружения недостачи в магазине, рассказчик проводит Кузьму от дома к дому. В этих эпизодах раскрываются отношения между односельчанами, показывается, как меняется психологическое состояние Кузьмы. Он тоже "требовать не научился", так и не смог попросить помощи у Василия, которого считал своим другом. А тот сделал вид, что не понял, зачем Кузьма пришёл к нему. Вроде бы и не отказал, но и не помог, равнодушно предоставив Кузьме самому выпутываться из положения.)
- У кого же попросить помощи, как не у родных?
Высказывания ребят.
Обобщение.
(После смерти отца с братом Алексеем у Кузьмы отношений не было никаких. Он давно уехал из деревни и жил в городе. Мария говорит о семье своего деверя: "Мы для них что есть, что нету". Старых друзей Алексей "не признаёт за товарищей", в родную деревню не ездит. Кузьма по-настоящему вызывает сочувствие. В родном селе он не находит помощи и поддержки.
Всё меньше надежды остаётся у него, всё более одиноким и беспомощным он становится. Распутин говорит о том, что теряются человеческие связи, теряются родственные связи, люди не хотят понять и помочь ближнему, всё это приводит к опустошению души.)
- Почему односельчане не помогали Марии, ведь они знали, что она работала честно, ради них согласилась пойти в продавщицы?
Ответы ребят.
Обобщение ответов учеником.
(Дело всё в том же опустошении души. К такому состоянию человек приходит по-разному. Кто-то уезжает из родных мест, кто-то замыкается в себе, кого-то скупость лишает отзывчивости. На фоне чёрствости односельчан поступок тётки Натальи производит особенно сильное впечатление: она одна дала Кузьме все деньги, что скопила за долгие годы работы "на смерть". Здесь можно сказать о тех образах русских женщин, которыми восхищается автор. Чаще всего это женщины старые, мудрые, много испытавшие на своём веку, но сохранившие нравственную чистоту. Тётка Наталья, , как и Мария, думала не о себе, а о детях, хотела, чтобы они не тратились на её похороны и поминки. Кузьма принимает деньги тётки Натальи "будто с того света".)
- Какое значение имеют воспоминания Кузьмы о сорок седьмом годе, об аресте председателя?
Ответы ребят из группы.
Обобщение ответов учеником.
(Ситуация с арестом председателя сходна с положением, в котором оказалась Мария: он тоже старался не для себя, он купил бензин у шкипера с баржи от безысходности. Что делать, если государство бензин не даёт, а выполнение плана по сдаче хлеба требует?
Председатель рискнул. Его осудили ни за что на целых 15 лет. Кто-кто, а председатель понимал Марию и искренне хотел ей помочь.)
- Объясните лексическое значение слова шкипер?
(Шкипер - 1. Капитан несамоходного судна. 2. Капитан коммерческого судна. 3. На морских судах: лицо, ответственное за палубное имущество.)
- Почему агроном, ветеринар, зоотехник, механик сначала согласились отдать свою зарплату в долг Кузьме, а потом пошли на попятную?
Высказывания ребят.
Обобщение.
(Прилюдно они не хотели показаться жадными, равнодушными к чужой беде. Но поодиночке они стали оправдывать пословицу: "своя рубашка ближе к телу".)
- Как автор ведёт повествование в последнем эпизоде? Какое значение это имеет?
Ответы учащихся.
Обобщение.
(Повествование повести ведётся в прошедшем времени, а в последнем эпизоде - в настоящем. Последняя же фраза: "Сейчас ему откроют" - в будущем времени. Финал повести остаётся открытым. Выручит ли Алексей брата, "родную кровь"? Или равнодушно откажет ему? А если представить себя на месте Кузьмы и Марии? Что творится у них на душе? Неужели, действительно, остаётся только молиться и надеяться только на Бога? А что же люди? Очень хотелось бы, чтобы в доме родного брата Кузьме помогли, но Распутин не даёт нам конкретного ответа. Он предоставляет возможность каждому читателю задуматься и поразмышлять о том, а как бы я поступил?)
- Ребята, а чем растревожила вас эта повесть, о чём заставила задуматься?
Выводы: подобные вопросы неизбежно встают перед каждым совестливым человеком. На таких читателей и рассчитывает Распутин, пытаясь растревожить души людей, показать со стороны общие для всех проблемы.
Роль писателя, считает Распутин, в том, чтобы достучаться до сердец людских, ставить вопросы и пытаться привлечь к ним внимание народа: "Что с нами, дорогие односельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придём? На то она и совесть народная.
Таким образом, повестью "Деньги для Марии" В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: о чём заставляет задуматься Распутин в повести "Деньги для Марии"?