Урок литературы "Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Утес". 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)


Цель урока: Вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику для 6 класса, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Проверка домашнего задания

Беседа о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Учащиеся работали дома над статьей учебника и формулировали вопросы для одноклассников.

- Какие события в жизни поэта стали предметом глубоких и напряженных размышлений? (Семейная драма – ответ учеников)

Рассказ о двух ссылках поэта (индивидуальное задание)

Примерная информация для ответа.

Первый раз Лермонтов был сослан в 1837 году за стихотворение “Смерть поэта”, посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: "Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону".

Поэт был арестован, а затем переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, где шла война с горцами.
В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург.

В феврале 1840 года Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь, и Лермонтова арестовали. Царским решением Лермонтов был переведён в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. Начиная с июля 1840 года и кончая глубокой осенью Лермонтов почти непрерывно участвовал в боях.

Беседа о лирике М.Ю. Лермонтова

Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира.  На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

- Как вы думаете, почему поэт 19 века Д.С.Мережковский назвал Лермонтова “ночным светилом” русской поэзии? Как вы понимаете эту метафору?
- У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:

Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.

- Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”?

- Случались ли у вас стихи?

- В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?

- Расскажите, как “случилось” у М.Ю.Лермонтова стихотворение “Тучи”?

(Ученики рассказывают об истории создания стихотворения “Тучи” по материалам статьи учебника)

В центре лирического произведения (целесообразно вспомнить роды литературы) лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.
    Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.

Учитель читает стихотворение “Тучи” (или прослушивание аудиозаписи)

Анализ стихотворения “Тучи”

- Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию.

- Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)

- Подберите определения к слову “тучи” (темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)

- Какое настроение возникает у читателя?

- О чем это стихотворение?

- Прочитаем начало стихотворения:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

- Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)

- Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)

- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)

- Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники).

- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.

- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

- Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

Ответ дается в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий,  они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.

- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?

-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)

В результате беседы учащиеся приходят к выводу:

Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.

В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.

Анализ стихотворения “Утес”

Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году. Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку. Послушайте его в исполнении актера (Прослушивание аудиозаписи)

Беседа.

- О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка)

- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)

В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

  • Тучка (уменьш. суффикс)
  • Золотая (эпитет)
  • Умчалась (олицетворение)
  • Весело (эпитет)
  • Играя (олицетворение)
  • По лазури (метафора)

Ассоциации

  • Легкая, подвижная, легкомысленная,
  • Молодость, беззаботность,
  • Чистое небо, радость, солнце
  • Утес

Лексическая цепочка с указанием выразительных средств

  • утёс-великан (эпитет)
  • влажный след (эпитет)
  • морщина (олицетв.)
  • старый (эпитет)
  • одиноко (эпитет)
  • задумался (олицетв.)
  • плачет (олицетв.)

Ассоциации

  • тяжёлый,
  • неподвижный
  • несчастный
  • старость, разлука
  • одиночество
  • слезы

- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".

Образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".

Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".

Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.

Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".

Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага...", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".

- В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество)

Ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне".

- Почему "тихонько"?

- Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко...

- А как мы теперь относимся к "тучке"?

- Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?

- А какие чувства испытываем к утесу?

- Жалость, сочувствие.

- Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения.

Вывод

Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, вместе проанализировали два стихотворения М.Ю. Лермонтова, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания. Попробуйте дома разобрать хорошо знакомое вам стихотворение “На севере диком” по плану, записанному на доске.

Домашнее задание

  1. Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком” по плану:
  2. Выявить ключевые образы.
  3. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
  4. Дать истолкование стихотворения (объяснить, как вы понимаете его содержание).
  5. Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
  6. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов
  7. Сделать вывод.