Цель урока: Вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику для 6 класса, презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Проверка домашнего задания
Беседа о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Учащиеся работали дома над статьей учебника и формулировали вопросы для одноклассников.
- Какие события в жизни поэта стали предметом глубоких и напряженных размышлений? (Семейная драма – ответ учеников)
Рассказ о двух ссылках поэта (индивидуальное задание)
Примерная информация для ответа.
Первый раз Лермонтов был сослан в 1837 году за стихотворение “Смерть поэта”, посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: "Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону".
Поэт был арестован, а затем переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, где шла война с горцами.
В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург.В феврале 1840 года Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь, и Лермонтова арестовали. Царским решением Лермонтов был переведён в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. Начиная с июля 1840 года и кончая глубокой осенью Лермонтов почти непрерывно участвовал в боях.
Беседа о лирике М.Ю. Лермонтова
Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
- Как вы думаете, почему поэт 19 века
Д.С.Мережковский назвал Лермонтова “ночным
светилом” русской поэзии? Как вы понимаете эту
метафору?
- У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие
строки:
Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.
- Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”?
- Случались ли у вас стихи?
- В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?
- Расскажите, как “случилось” у М.Ю.Лермонтова стихотворение “Тучи”?
(Ученики рассказывают об истории создания стихотворения “Тучи” по материалам статьи учебника)
В центре лирического произведения
(целесообразно вспомнить роды литературы)
лирический герой. Именно его мысли, чувства и
переживания звучат в стихотворении. Лирический
герой Лермонтова - это гордая одинокая личность,
противопоставленная миру и обществу.
Одиночество - центральная тема его
поэзии. Лирический герой не находит себе
пристанища ни в светском обществе, ни в любви и
дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения
и попробуем проникнуться настроением
лирического героя.
Учитель читает стихотворение “Тучи” (или прослушивание аудиозаписи)
Анализ стихотворения “Тучи”
- Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию.
- Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)
- Подберите определения к слову “тучи” (темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)
- Какое настроение возникает у читателя?
- О чем это стихотворение?
- Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
- Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)
- Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)
- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)
- Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники).
- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.
- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
- Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
Ответ дается в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)
В результате беседы учащиеся приходят к выводу:
Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.
В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
Анализ стихотворения “Утес”
Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году. Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку. Послушайте его в исполнении актера (Прослушивание аудиозаписи)
Беседа.
- О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка)
- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)
В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)
Тучка
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
- Тучка (уменьш. суффикс)
- Золотая (эпитет)
- Умчалась (олицетворение)
- Весело (эпитет)
- Играя (олицетворение)
- По лазури (метафора)
Ассоциации
- Легкая, подвижная, легкомысленная,
- Молодость, беззаботность,
- Чистое небо, радость, солнце
- Утес
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств
- утёс-великан (эпитет)
- влажный след (эпитет)
- морщина (олицетв.)
- старый (эпитет)
- одиноко (эпитет)
- задумался (олицетв.)
- плачет (олицетв.)
Ассоциации
- тяжёлый,
- неподвижный
- несчастный
- старость, разлука
- одиночество
- слезы
- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
Образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.
Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага...", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
- В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество)
Ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне".
- Почему "тихонько"?
- Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко...
- А как мы теперь относимся к "тучке"?
- Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
- А какие чувства испытываем к утесу?
- Жалость, сочувствие.
- Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения.
Вывод
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, вместе проанализировали два стихотворения М.Ю. Лермонтова, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания. Попробуйте дома разобрать хорошо знакомое вам стихотворение “На севере диком” по плану, записанному на доске.
Домашнее задание
- Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком” по плану:
- Выявить ключевые образы.
- Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
- Дать истолкование стихотворения (объяснить, как вы понимаете его содержание).
- Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
- Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов
- Сделать вывод.