Урок литературы "М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Тип урока: комбинированный (изучение новой темы с элементами повторения)

Цель урока для учителя: создать на уроке условия для проявления познавательной активности учащихся в расширении  и систематизации знаний о жизни М.Ю. Лермонтова  и истоках его поэзии.

Цель урока для учащихся: расширить и систематизировать знания о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о биографии М. Ю. Лермонтова;
  • показать связь между жизнью и литературным творчеством поэта;
  • помочь учащимся проникнуться настроением стихотворений М.Ю. Лермонтова, почувствовать их поэтичность;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть.

Развивающие:

  • развивать умение учащихся находить дополнительный материал по теме и выступать перед аудиторией;
  • развивать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное;
  • развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание;
  • развивать эстетический вкус учащихся.

Воспитательные:

  • прививать любовь к литературе;
  • формировать интерес к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;
  • воспитывать эстетическое восприятие (через музыку, художественное слово)

Планируемые результаты:

Предметные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подчеркнуть яркую индивидуальность его поэтического гения.

Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний.

Регулятивные УУД: определять цели обучения, формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; брать на себя ответственность за деятельность группы; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные УУД: воспитывать у обучающихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Оборудование: выставка, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова; компьютер и проектор; раздаточный материал (индивидуальная карта, карты-памятки и листы с заданиями для работы в группе).

Педагогические технологии: проблемного обучения, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, дифференцированного подхода в обучении, ИКТ-технологии.

Методы обучения: репродуктивный, метод творческого чтения и частично-поисковый в их сочетании.

Технологическая карта урока. Приложение 1.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

  • определение учащимися темы и цели урока;
  • осмысленное выразительное чтение;
  • устные ответы учащихся на поставленные вопросы с учетом содержания и речевого оформления;
  • мониторинг работы группы (создание алгоритма деятельности, работа с информацией, взаимодействие и сотрудничество в группе); итоги работы группы на листе для заданий;
  • творческая работа учащихся (эссе или развёрнутый ответ на вопрос в индивидуальной карте);
  • статистика карт рефлексии.

Ход урока

Этап 1. Организационный момент. Приветствие.

Этап 2. Мотивационный этап.

Учитель: У каждого из вас есть индивидуальная карта работы, подпишите её. Приложение 2.

Я сейчас прочту высказывание А. А. Ахматовой. Попробуйте понять, о ком идет речь?

Приложение 3. Слайд 1.

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.  Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему... Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста... (А. А. Ахматова)

Предположения учащихся. А.А. Ахматова говорит о М. Ю. Лермонтове.

Формулировка учащимися темы и целей урока.

Учитель: А теперь назовите тему нашего урока.

Учащиеся говорят о том, что на уроке мы будем говорить о М. Ю. Лермонтове.

Учитель: Можем ли мы с уверенностью сказать, что знаем достаточно о М. Ю. Лермонтове, чтобы знакомиться с новыми его произведениями. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Учащиеся предполагают, что на уроке нужно расширить представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтове.

Слайд 2

Этап 3. Актуализация знаний о М. Ю. Лермонтове .

Учитель: Начнем наш урок литературы с поэтической пятиминутки и вспомним стихотворения М. Ю. Лермонтова, изученные в 5-6 классах.

Учащиеся читают наизусть стихотворения “Утес”, “Тучи”, “Парус”.

Слайд 3-5

Учащиеся поют романс под гитару “Выхожу один я на дорогу”.

Слайд 6

Что объединяет данные стихотворения?

Тема одиночества. (Размышления учащихся об одиночестве сосны, утеса, об одиночестве поэта).

Учитель: Слушая эти стихи, понимаешь, как одинок был этот поэт, мотив одиночества и печали постоянно звучит в его стихах. Почему?

Учащиеся отвечают, что на протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Тема одиночества проходит почти через все его произведения. 

Учитель: Эпиграф нашего урока :

Выхожу один я на дорогу...
М.Ю. Лермонтов

Слайд 7

Учитель: Как вы думаете, какое значение имеет слово “дорога” в стихотворении М. Ю. Лермонтова?

Учащиеся предполагают, что речь идет о жизненном пути.

Учитель: Действительно, дорога - это древний образ-символ. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. К использованию мотива дороги в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь. Когда читаешь строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова, создается такое впечатление, что вместе с поэтом проходишь еще раз “кремнистый путь” его творческой жизни.

Этап 4. Работа с новым материалом.

Учитель: А сейчас послушаем небольшое сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Презентация, выполненная учеником (индивидуальное домашнее задание по учебнику: Литература. 7 класс. Учебн. для общеобраз. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009 г.)

Учитель: Внимательно прочитайте статью учебника о М. Ю. Лермонтова, которую написал литературовед Ираклий Андроников. Работая в группе, ответьте на вопросы, которые даны на листе заданий. Итоги работы группы кратко сформулируйте на листе заданий. Приложение 4. Воспользуйтесь картой-памяткой для работы в группе Приложение 5. Выберите, кто из группы будет озвучивать ответы.

Группа №1

  1. Чем знаменателен в русской истории год рождения М. Ю. Лермонтова?
  2. Почему детство поэта было невесёлым?

Группа №2

  1. Какие факты детства поэта стали основой его интереса к истории и Кавказу?
  2. Какими природными талантами обладал Лермонтов и как это отразилось в его творческой деятельности?

Группа №3

  1. Как Лермонтов попал в Петербург? Какие философские размышления о жизни дал поэту Петербург?
  2. Какие события русской истории волновали поэта?

Группа №4

  1. Как в истории русской литературы соединились имена А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?
  2. Была ли случайностью гибель М. Ю. Лермонтова?

Каждый из полученных группами результатов раскрывает грани жизни М.Ю. Лермонтова и становится одним из элементов для расширения представления о личности поэта.

После прослушивания всех ответов в группе отвечают на вопрос: “Что для вас было новым в статье о Лермонтове?”

Учитель: Прочитайте и обсудите в группе статью учебника “Читатели Лермонтова о своих впечатлениях”. Напишите эссе или развернутый ответ на вопрос: “Что заинтересовало вас в воспоминаниях о Лермонтове? ” (вопрос №3 индивидуальной карты). Сочинение пишите на оборотной стороне индивидуальной карты.

Чтение творческих работ.

Этап 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 9

Учитель: Недолгая, но яркая жизнь М.Ю.Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел он и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. Подумайте, достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? Ответьте на вопрос № 4 индивидуальной карты. Продолжите предложение: “Сегодня на уроке литературы я узнал(а)...”.

Заполнение карты рефлексии в индивидуальной карте.

Учитель. Индивидуальные карты вы сдаете. Я прочитаю ваши творческие работы, и каждый из вас получит оценку за урок.

Домашнее задание.

Слайд 10

Прочитать “Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Отсроченное домашнее задание (на выполнение дается 2 недели) по выбору. Изучая творчество М. Ю. Лермонтова,

– напишите эссе “Чем пленяет меня М. Ю. Лермонтов?”

– при помощи средств ИКТ создайте свой портрет М. Ю. Лермонтова.

Литература

  1. Лермонтовская энциклопедия / гл. редактор В. А. Мануйлов. – М. : Сов. энциклопедия,  1981. – 784 с. : ил.
  2. Литература. 7 класс. Учебн. для общеобраз. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009 г.
  3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ В.Я. Коровина. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.: ил.
  4. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) / Сухих, И.Н. Русская литература для всех. От “Слова о полку Игореве” до Лермонтова / И. Н. Сухих ; худ. В. Ноздрин. – СПб. , 2013. – С. 457-539 : ил.