Цели:
Образовательные:
- продолжить работу с понятием фольклор и его малые жанры;
- изучить тематику, проблематику песен и частушек;
- показать связь строения песни и частушки;
- доказать, что песни и частушки - есть целостная система устного народного творчества.
Развивающие:
- продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания, реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;
- развивать познавательную активность средствами предмета
Воспитательные:
- воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
- воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок;
- воспитание бережного отношения к устному народному творчеству.
Оборудование:
- мультимедийный проектор и интерактивная доска.
Оформление доски: схемы, презентации.
Ход урока
- Организационный момент.
До начала урока каждый учащийся ( по желанию) заполняет карту настроения, рисуя кружочки красного (восторженное, радостное) или синего (светлое, приятное) или чёрного(тревожное, напряжённое) цвета, отмечая настроение до начала занятия и по окончанию.
Карта настроения учащихся (рефлексия)Литература 8 класс
№ |
Список учащихся |
начало урока |
конец урока |
начало урока |
конец урока |
1 |
II. Новая тема.
1. Определение темы.
Предлагаю учащимся самостоятельно определить тему, используя следующую задачу:
Это устное народное творчество или дописьменная литература, в которой отражается жизнь русского народа. Малые жанры, отличающиеся музыкальностью и напевностью.
После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока: “Отражение жизни народа в произведениях устного народного творчества. Песни. Частушки” и цели (для учащихся):
1. изучить строение, тематику и проблематику песен и частушек;
2. научиться исполнять русские песни и частушки.
3. определить основные отличительные признаки малых музыкальных жанров фольклора, их значение в современной жизни (проблема).
2. Мотивация.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено разделиться на три группы:
Первая – фольклористы – песенники;
Вторая – фольклористы – частушечники;
Третья – историки – исследователи, которые должны дать оценку выступающим и сделать вывод.
Каждая группа получила опережающее задание: исследовать малые музыкальные жанры фольклора и составить презентацию по теме. Отразить в проектах знание местными жителями частушек и песен. ( метод - опрос) После этого учащимся предлагается ответить на вопрос: “Для чего необходимо изучать песни и частушки?”
3.
Новый материал.Слово учителя. Сегодня на нашем литературном ринге выступят юные исследователи, которые докажут значимость своего жанра фольклора.
Задание слушателям: заполнить схемы, данные на доске, работая в тетрадях.
Первая схема, какие общие темы и проблемы отражались в песнях и частушках.
Вторая схема, какие отличительные признаки музыкальных жанров фольклора.
Первыми на ринге выступают фольклористы – песенники (презентация – проект №1)
Исполняется русская народная песня.
Схема №1- примеры заполняются на доске
Схема 2 – заполняется учащимися в тетради самостоятельно.
Физкультминутка.
Учащиеся исполняют любые изученные на уроках музыки русские народные песни или отрывки из песен. Игра: “Кто больше?”
Вторые на ринг выходят фольклористы – частушечники, которые представляют свой исследовательский проект. (Презентация - проект №2)
Конкурс частушек.
Историки – исследователи делают вывод: необходимо ли изучать частушки и песни и почему.
4.Закрепление.
Учащимся предлагаются тесты различного уровня сложности:
1 уровень сложности – закрытый тест. Ответы выполняются в виде графического диктанта. Учащимся предлагаются вопросы - утверждения, если они согласны с утверждением ставят значок:
не согласны значок: _____ .
В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.
1.фольклор передавался из уст в уста.
2. литература - неиндивидуальное творчество.
3. “старины” - песни былины.
4. для частушки характерен минорный тон.
5. частушки первоначально сочинялись юношами.
6. песни появились позднее частушек.
7. частушка – мимолётное переживание в данную минуту.
8. исторических песен не бывает.
2. уровень сложности – открытый тест (закончить предложение). Предлагается более сильным учащимся.
1. По жанрам песни делятся: ____________________________________________
2. Первые исторические частушки были посвящены, каким войнам ________________________________________________
3. Пение в два голоса называется________________________________________________
4. В основе языка частушек ___________________________________________
5.Наряду с 4-хстрочными возникли частушки в ________________________
6. Главными героями современных народных частушек и песен_______________________
7. Сильное преувеличение в жанрах фольклора называется________________________________
Определенный познавательный и практический интерес представляет такая задача:
Восстановить деформированный текст песен и частушек. Например,
1.Сронила……со правой…,
Забилось……о милом …2.Я качалась….,
Потеряла……,
Не ругай меня……,
Я ….. Серёжку.3.По Дону…,
По Дону…,
Казак молодой…,
а дева –то плачет ,
над быстрой….
IV. Итог урока.
Возвращаю учащихся к целям урока, которые записаны на доске. Один из учеников подводит итог в виде монологического рассказа, изученного на уроке.
V. Оценка деятельности учащихся
Выставляются оценки за исследовательские проекты, выступления и тесты, монологические ответы.
VI. Домашнее задание
1 уровень – с.16-18, подготовить выразительное чтение исторической песни “Правеж”.
2 уровень – с. 16- 18, нарисовать иллюстрацию к песне “Правеж”.
3 уровень – с.16-18, составить кроссворд по историческим песням
Есть житейская мудрость:
“Жизнь учит лишь тех, кто её изучает”.
Тип урока: комбинированный урок
Методическое обеспечение:
- программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по литературе. М., 2007.
- учебник – хрестоматия “Литература 8 класс”. М., “Дрофа” 2009 год
- занимательная педагогика народов России, М., “Школа- Пресс” 2000 год.
- Интернет- ресурсы.
Программное обеспечение:
- MS Word (текстовый редактор).
- MS PowerPoint (презентация)
Методы:
- проблемный;
- поисковый;
- исследовательский;
- демонстрационный;
- самостоятельная работа со схемами и тестовыми заданиями;
- индуктивный метод;
- дедуктивный метод;
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Приемы деятельности:
- постановка проблемы;
- актуализация знаний;
- заполнение схемы;
- исследования - проекты учащихся;
- подготовка вывода;
- работа за ПК.