Цели: познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения; воспитывать любовь к родной природе через работу с поэтическим текстом.
Оборудование: карточки с отрывками стихотворений (Приложение 1 у автора), презентация (Приложение 2 у автора).
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка учебной задачи.
Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока.
III. Актуализация знаний.
– Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная.)
– Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.)
– Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.)
– Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.
IV. Работа по теме
1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.
Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.
Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).
Образец перекрестной рифмы:
Черемухи ветки душистые гнут,
Все дикие яблони в цвете;
Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)
Схема: а б а б
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало... (А.А. Фет)
Образец парной (смежной) рифмы:
Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)
Схема: а а б б
Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:
Природа-мать! К тебе иду
С своей глубокою тоскою;
К тебе усталой головою
На лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)
Схема: а б б а
2. Развитие умения определять виды рифмы.
Перекрестная
Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)
Кольцевая
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)
Парная
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)
3. Мужские, женские и другие рифмы.
Мужские – с ударением на последнем слоге (окно' – давно').
Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да'ром – пожа'ром).
Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила'ется – разлива'ется).
Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).
Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.
4. Рифмы точные и неточные.
В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска).
5. Определяем значение рифмы.
Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий.
6. Анализ строения стихотворений.
– Прочитайте стихотворения выразительно.
– На сколько частей каждое из них разбито?
– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
(С.А. Есенин) (Катрен)
Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин) (двустишие)
- Октава – восьмистишье
- Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв
- Катрен – четверостишье
- Двустишие –
7. Знакомство с понятием строфы.
Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.
V. Подведение итогов урока.
– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны. (А.Майков)
– Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.
Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)
* * *
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)
* * *
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)
– Прочитайте стихотворения выразительно.
– На сколько частей каждое из них разбито?
– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.
Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин)
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
(С.А. Есенин)
– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
(А. Майков)