Цель:
- Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.
- Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся.
- Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
Оформление урока:
- Презентация «Мой край».
- Текст рассказа «Васюткино озеро».
- Карта России.
- «Васюткина» карта.
- Кроссворды учащихся.
Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы»).
Задачи для ребят: продемонстрировать умения и навыки в области литературы, знание текста рассказа «Васюткино озеро», умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха.
Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. (слайд) Природа… Какая она? Какие отношения между природой и людьми?
(Стихи наизусть).
На песчаном увале серебрится осина,
Остролистую зелень распускает лоза…
И на насыпи снежной след протаял лосиный,
И мерцают гольцов голубые глаза.(Юрий Николаев).
Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого? (Георгий Скребицкий).
Мы с вами уже много говорили о нашем крае, нашей природе. Виктор Петрович Астафьев – писатель сибиряк, он писал о краях, похожих на наши. (слайды) А также о людях, живущих здесь, людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний. Наверное, и мы с вами можем гордиться тем, что живем в столь суровом краю. Мы пройдем Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Лесовиков, выйдем на просеку юных натуралистов и… возможно доберемся до берега Успеха.
В конце урока в маршрутных листах ваших групп вы оцените работу каждого.
Первый этап: Опушка Архивариусов.
Ребята, расскажите, чем занимаются архивариусы?
(ответ: работают в архивах, исследуют материалы, находят малоизвестные факты).
- Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, его детских рассказах?
- Послушаем историю создания рассказа «Васюткино озеро».
Какое из названий вам понравилось больше? Понравился ли рассказ?
Второй этап: Поляна Литераторов.
- На какой реке происходит действие рассказа?
- А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. 84 учебника).
- Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем Юннатов.
- Обратимся к тексту на стр. 84 учебника (автор М.Б. Ладыгин). Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой?
- С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим, как это было. Инсценировка «Сборы Васютки в тайгу» - Литераторы. (Сопровождается слайдами – тайга и звуками леса, птичьих голосов).
- Толкование слов: тайга, затеси - Архивариусы.
- Сообщение «Тайга и её обитатели». – Лесовики.
- Работа с текстом:
- Найдите описание тайги (стр. 93 – 94) по тексту рассказа «Васюткино озеро».
- Какую оплошность допустил мальчик?
- Кто виноват в том, что он заблудился?
- Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки?
- Какие глаголы помогают передать этот азарт (стр. 182-183 учебника)?
- Когда Васютка понял, что он заблудился?
- Какой вывод мы можем сделать из пейзажных зарисовок?
Вывод: Картины природы передают состояние главного героя.
Работа со слайдом. Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке:
- Лес;
- Поляна;
- Тропинка;
- Озеро;
- Берег.
Необходимо определить, как эти места будут называться на созданных нами «Васюткиных картах»:
- Успеха;
- Отчаянья;
- Надежды;
- Страха;
- Уверенности.
(Ответ: Лес Отчаянья; Поляна Страха; Тропинка Надежды; Озеро Уверенности; Берег Успеха).
- Объясните, чувствуется ли в этих названиях, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки (Текст учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим».
- Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. 90 - 91).
- Какой вывод мы можем сделать, обращая внимание на пейзажные зарисовки?
Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.
- Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился» (Текст на стр. 93).
- Как бы вы повели себя в такой обстановке?
Третий этап: Просека юных натуралистов.
Мы добрались до просеки Юных натуралистов!
- Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 91 по тексту).
- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
Четвертый этап: Родник Лесовиков.
- Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
- Ситуации «Если ты заблудился».
- На какой день перед Васюткой оказалось озеро?
- Почему озеро назвали Васюткиным?
- В чём проявлялся практицизм, умение выжить?
Памятка №1. Советы идущему в лес.
- Подумай тщательно маршрут.
- Не забудь взять компас.
- Возьми спички для костра.
- Захвати с собой теплые вещи.
- Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
Памятка №2 Если ты заблудился.
- Не паникуй, успокойся.
- Осмотри место, где находишься.
- Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
- Разожги костер, приготовь пищу.
- Подготовь место для ночлега.
- Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Пятый этап: Берег Успеха.
Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?
Сумел он добраться до своего берега Успеха?
А мы? Оцените работу своих групп в маршрутных листах.
Шестой этап: Домашнее задание.
Написать письмо Васютке.
Седьмой этап: Итог урока.
Разгадывание кроссвордов, подготовка к работе с тестами на следующем уроке. Если остается время, группы могут загадать друг другу загадки на тему «Лес».
Материалы к уроку.
Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (верховья в Туве). дл. 3487 км. Образуется слиянием большого В. (Бий-Хем) и Малого Е. (Ка-Хем). Течет по Тувинской котловине, где называется Верх. Е. (Улуг-Хем), через Зап. Саян, Минусинскую котловину; впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска. На Енисее стоят— Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Регулярное судоходство от Саяногорска, морские суда поднимаются до Игарки. Рыболовство. На Енисее стоят города Кызыл, Минусинск, Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка и др.
Глухари, род птиц (семейство тетеревиные). Длина до 86 см, масса до 6 кг. 2 вида, в лесах Евразии. Обыкновенный глухарь— от Восточных Карпат до Байкала, каменный глухарь— от Байкала до Камчатки и Сахалина. Обитают в хвойных лесах. Токующий самец на несколько секунд теряет слух (отсюда и название глухарь). Численность в природе сокращается. В неволе размножаются. В природе встречается гибрид между видами глухаря — межняк.
Тайга, хвойные леса в умеренном поясе Северного. полушария. Занимает около 10% суши Земли. В территории Евразии главным образом ель, пихта (темно-хвойная Т.), сосна, лиственница (светлохвойная Т.); подлесок беден, травянисто- кустарничковый ярус однородный (черника, брусника, мхи). В фауне из млекопитающих медведь, рысь, соболь, птиц — глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге сосредоточены значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырья.
Предварительная подготовка:
Деление на группы: «Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы».
Предварительное задание группам:
Всем – прочитать текст до конца, желающим нарисовать иллюстрации, создать «лесные» кроссворды по тексту рассказа;
«Архивариусы» - изучение материала о жизни писателя;
«Юннаты» - создание «Васюткиной карты», придумать «Памятку для идущего в лес»;
«Лесовики» - найти толкование слов «тайга, затеси, Енисей, глухарь», придумать «Памятку для идущего в лес»;
«Литераторы» - подготовить инсценировку по рассказу.
Приложения: