Цели урока:
1) углубить представление о древнерусском жанре литературы - житии;
2) сравнить облик героя как исторического деятеля и как святого;
3) развивать умение анализировать факты из истории страны; способствовать формированию навыков работы с текстом;
4) способствовать формированию патриотических чувств учащихся на примере жизни Александра Невского;
5) способствовать формированию чувства гордости и уважения к историческому прошлому России.
Словарная работа (по ходу урока делаются
записи в рабочих тетрадях).
Духовная литература
I. Вступительное слово учителя
Духовная литература – особый пласт русской культуры. Само определение – “духовная” - указывает на ее назначение: воспитывать нравственно, побуждать к действиям, показывать идеал.
Возникла духовная литература в X веке в связи с принятием христианства. Благодаря тому, что появилась азбука, литература стала “книжной”. Поначалу она была рукописной, произведения в основном были анонимные (без указания автора), повествование строилось по строгим канонам (правилам) и было тесно связано с религией.
В предыдущих классах мы знакомились с произведениями древнерусской литературы. Вспомните, какие произведения мы читали?
- “Поучение Владимира Мономаха”.
- О чем оно? (Владимир Мономах дает наставление о том, как надо жить; вести хозяйство, управлять домом, как вести себя в гостях, в военном походе и т.п.)
- “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.
- О чем повесть? (Феврония излечила князя от болезни. В благодарность он женился на ней. Они полюбили друг друга. Феврония помогала князю управлять государством. Они жили, помогая людям, и умерли в один день, похоронили их в одном гробу)
- “Житие протопопа Аввакума”.
- О чем повествуется в житии? (Аввакум принял муки за старую веру. Его сослали в Сибирь.)
- Вспомните, что такое житие?
Житие – описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры.
Людей, которые занимаются написанием жития, называют агиограф (от греч. анос – святой, графо – пишу).
Агиограф – автор жития.
II. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы познакомимся с житием Александра Невского. Русский князь Александр Ярославич (сын князя Ярослава Мудрого) жил в 13 веке. Годы его жизни 1220–1263. Он княжил сначала в Новгороде, затем во Владимире.
Это было трудное время для Руси. К концу 12 века русская земля распалась на мелкие княжеские уделы. Началась усобица. Единства не было ни в чем. Пользуясь распрями князей, полчища монголо - татар вторглись на русские земли. Были разграблены и сожжены Рязань, Коломна, Суздаль, Ярославль, Москва, Галич, Городец и многие другие города.
Когда в 1240 г. монголо – татары сожгли столицу русского государства - Киев, страх охватил всю Европу.
Русские князья должны были ездить в Орду к хану на поклон и, подвергаясь разным унизительным обрядам, платить огромную дань.
В то время как татары разгромили русскую землю на востоке, с севера напасть готовились шведы и литовцы, а с запада – немцы.
Страх и злоба поселились в душах русичей. Их угнетали, обложили данью, угоняли в плен …
И только благодаря уму, мужеству и расчетливости удалось Александру Ярославичу сначала разбить шведов в 1240 году и через два года – немцев (в 1242 году – на Чудском озере).
Победа русских воинов привлекла к себе восхищенное внимание современников, а князь Александр Ярославич, одержавший победу, после смерти был провозглашен святым.
III. Работа с учебником
Чтение материала из учебника об истории написания “Жития”.
IV. Слово учителя
В рукописях житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости…”, “Слово о великом князе…”, “Житие блаженного великого князя …”.
Строго говоря, “Повесть о житии Александра Невского” лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого потому, что на первый план выступает не христианская добродетель князя, как это принято в традиционных житиях, а его воинские подвиги. Хотя перед читателями предстает он как благочестивый христианин, обращающийся к Богу с молитвами. На помощь ему в трудную минуту приходят небесные силы.
Некоторые литературоведы определяют это произведение как воинскую повесть.
Воинская повесть – произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, осаде городов, подвигах воинов.
V. Работа с текстом
- Прочитайте первый абзац.
- Как называет себя рассказчик?
- Что он этим хочет подчеркнуть?
(Повествование начинается традиционно для жития: автор уничижительно говорит о себе, потому что человек в те времена считал себя песчинкой у ног Господа и во всем видел только проявление Божьей воли, поэтому авторы книг, икон считали себя лишь орудием в руках Всевышнего. И, конечно, не могли сравнивать себя, свою жизнь с жизнью с подвигами святых, о которых пишут.)
- Далее автор рассказывает нам о внешнем облике князя, перечисляет его достоинства (прочитать).
Демонстрация портрета Александра Невского.
Таким изобразил Александра Невского художник Корин, автор триптиха “Александр Невский”
Триптих – картина, состоящая из трех частей.
- Каким изобразил художник Александра Невского?
- Найдите, как убеждает нас автор жития в том, что он был современником Александра? (“был самовидец деяний…”, “слышал от господина своего…”)
- Если вы внимательно читали текст, то обратили внимание, что его можно условно разделить на три части.
Познакомив нас в начале повести с главным героем, автор рассказывает о его битве.
- С кем? Где? Когда? (Со шведами на р. Неве в 1240 году)
- Как поступает Александр Невский, узнав об опасности? (Идет в церковь, получает благословение)
- Зачем? (Укрепить свой дух)
- Укрепив свой дух, помогает укрепиться духом своей дружине. Какие слова помогают князю и его дружине? (Не в силе Бог, а в правде)
VI. Пересказ первой части
- Как звали шестерых воинов Александра, которые, как говорит автор, “крепко сражались”?
- С чем сравнивает автор их сердца? (Сердца львов)
Прочитать последнюю часть.
После этой победы стали звать Александра – Александром Невским, потому что битва была на берегу Невы.
- А вот что было после победы? Прочитайте.
- Как известно, лучшие качества характера человека проявляются в годину испытаний. Как видим, Александр забыл прежние обиды и вернулся в Новгород, чтобы защитить русскую землю от немецких рыцарей.
VII. Пересказ второй части
VIII.Беседа
- Когда произошла битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года). Известна эта битва как Ледовое побоище.
- Почему Александр называет рыцарей “народом высокомерным”? (Они похвалялись: “посрамили народ славянский…”, “возьмем Александра руками…”)
Ученик читает:
“Такого поражения не знали до того времени Тевтонский орден. С тех пор со страхом смотрели рыцари на Восток. Запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского тоже запомнились. А сказал он:
- Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет! И много раз так было! И всегда так будет!”
- Каков последний подвиг Александра Невского? Зачем он пошел к царю Восточному? И о ком идет речь? (О хане Батые)
Русские должны были платить дань Орде. Но Александр Невский берег свой народ. Дань они платили, а в войнах монголо - татар в качестве союзников не воевали.
- Прочитайте, как об этом пишет автор? (Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той.)
- Удалось ему это? (Да)
- Что хан сказал?
Из заключительной части жития мы узнаем, что, вернувшись из Орды, князь разболелся и вскоре умер.
Источники утверждают, что он был отравлен в Орде, выпил питье с ядом. Так в расцвете лет закончилась жизнь славного князя.
- Прочитаем, какими словами автор описывает боль от утраты.
- Как называет автор Александра? (Солнце земли Суздальской)
IX. Заключение
В заключение послушайте стих Аполлона Майкова, который называется “Кончина Александра Невского”.
X. Обобщение
Оба произведения, и житие и стихотворение, передают то горе, которое охватило всех русичей. В этой скорби выражена огромная народная любовь к князю. А за подвиги свои и службу русскому народу он причислен к лику святых и почитается всеми православными.
XI. Домашнее задание
Подготовить по плану письменную характеристику князя Александра Невского, используя текст “Жития”.