Тип урока: формирование знаний, умений и навыков.
Цели урока:
- раскрыть учащимся образ писателя как гражданина;
- показать учащимся противоречивость ситуации, в которой Гоголь определял своё призвание.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Лекция учителя. (По ходу рассказа учителя учащиеся составляют план лекции)
- Гоголь, по словам его родных, научился читать и писать в три года, а когда ему было пять лет, написал стихотворение, которое по секрету показал В. В. Капнисту - приятелю отца, когда тот заехал в гости в дом Гоголей. Известный поэт и драматург сказал, что: "Из него выйдет большой талант".
Обстановка искусства с малых лет окружала Гоголя. Отец его, Василий Афанасьевич, писал комедии и сам играл в них. Мать, Мария Ивановна, любила и хорошо знала народные песни.
В Нежинской гимназии, где учился Гоголь (1821-1828), хотя немало было казарменного духа, процветал интерес к литературе и искусству. Гимназисты читали Грибоедова, Рылеева, Пушкина, по рукам ходили списки сочинений, не попавших в печать. Гоголь, как и многие его товарищи по гимназии, сам писал стихи и прозу, пробовал силы в драматургии.
Самым большим увлечением Гоголя в гимназические годы был театр. Видевшие Гоголя на гимназической сцене, слышавшие его чтение сохранили убеждение, что он мог бы стать величайшим русским комическим актёром. Особенно удавались ему женские роли - он неподражаемо сыграл госпожу Простакову в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль".
Словом, всё способствовало тому, чтобы Гоголь смолоду понял своё призвание к художественному творчеству.
Тем поразительнее, что это было не так.
":с самых лет почти непонимания я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою полезною для блага государства, я кипел принести хоть малейшую пользу:" - так писал шестнадцатилетний Гоголь о своих планах на будущее. И эти планы были связаны отнюдь не с искусством. Гоголь мечтал о государственной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага". "Холодный пот проскакивал на лице моём при мысли, что, может быть, мне доведётся погибнуть в пыли, не означив своего имени ни одним прекрасным делом, - писал юноша. - :Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции: Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывало мне сердце".
Что могло способствовать возникновению такой пламенной, неукротимой страсти, одушевлявшей Гоголя всю жизнь? Ему было шесть лет, когда окончилась Отечественная война, и шестнадцать лет, когда произошло восстание декабристов, а на Украине - восстание Черниговского полка.
Один из сыновей В. В. Капниста был членом декабристской организации - Союза Благоденствия. Гоголь вместе с родными не раз приезжал в имение Капнистов, где бывали многие будущие декабристы, в их числе руководители движения - Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин, Пестель, Лунин.
В Нежинской гимназии, наряду с преподавателями-реакционерами были и прогрессивно настроенные педагоги. Среди них особенное влияние на гоголя имел профессор политических наук Н. Г. Белоусов. Гимназисты ценили его обширные познания, смелость, самостоятельность суждений. Он говорил о естественном праве человеческой личности на свободу и о праве народа низвергнуть государя, если тот "подл и во зло употребляет вверенную ему власть". Белоусов развивал свои идеи в общем теоретическом плане. Но он не мог (да и не хотел бы, наверное) запретить гимназистам переносить высказанные им идеи на русскую почву.
Дух свободолюбия проникал в гимназию разными путями: через литературу (часто рукописную, благодаря родственным связям отдельных гимназистов с деятелями "Южного общества"), возникал под воздействием самой жизни и поистине "носился в воздухе". К тому же политическая обстановка на Украине осложнялась многими обстоятельствами. Украинские крестьяне были закрепощены сравнительно недавно - в 1783 году - и не забыли ещё прежней воли; о ней напоминали и народные песни. На Украине и через Украину в Молдавию бежали строптивые крепостные из северных и центральных русских губерний.
Поражение восстания декабристов, расправа с его участниками, преследование тех, кто так или иначе был связан с ними, - всё это вызвало поворот части свободомыслящих людей к умеренным, а подчас и реакционным взглядам. Но одновременно шёл и другой процесс - подвиг декабристов вызвал волну сочувствия к ним, их идеи получили более широкую известность, чем до восстания.
Характерно поведение Гоголя во время следствия по "делу о вольнодумстве".
Осенью 1826 года ненавистный гимназистам надзиратель донёс, что обнаружил у воспитанников запретные книги и рукописи. В результате расследования из гимназии был уволен Н. Г. Белоусов т другие прогрессивно настроенные преподаватели.
Гоголя, как и его товарищей, вызвали на допрос. Юноша сделал всё возможное, чтобы облегчить участь любимого профессора, отвести обвинения в его адрес. Гоголь и позднее сохранил душевную привязанность к Белоусову, сосланному на родину под строгий полицейский надзор.
Возможно, что влияние Белоусова, его лекции о праве и правосудии, сама его судьба - всё это сказалось в решении Гоголя посвятить себя юстиции.
В этом решении можно увидеть и отзвук декабристских настроений. Вспомним, что К. Ф. Рылеев оставил офицерскую службу ради службы в суде; подобным образом поступил и И. И. Пущин.
Вспомним и пушкинскую "Вольность":
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье:
Взгляды гоголя к моменту окончания гимназии и в последующие годы не были революционными. Но необходимость преобразования России была ему очевидна. Соученики Гоголя вспоминали, что душа его всегда была отзывчива к ближнему, что картины бедности заставляли его тяжело страдать. Ему казалось, что одинаковые для всех и справедливые законы помогут обновлению России. Желание послужить таким законам и привело выпускника нежинской гимназии в столицу.
Немного времени потребовалось, чтобы Гоголь навсегда утратил желание служить в сфере царской юстиции. Почти год пришлось обивать пороги, чтобы найти место. Несколько более года прослужил Гоголь в министерстве двора и в марте 1831 года навсегда расстался с чиновничьей карьерой, дав в одном из писем такую оценку официальному Петербургу: "Тишина в нём необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их".
Гоголю пришлось искать себе иное занятие. И постепенно всё сильнее овладевает им идея писательской деятельности. Это происходит под воздействием творчества и личности Пушкина.
Гоголь всю жизнь с преклонением, любовью и благодарностью говорил о Пушкине, повторяя снова и снова: "Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою".
В первом же опубликованном произведении Гоголя - поэме "Ганц Кюхельгартен" (1829) - видно влюблённое чтение IV и V глав пушкинского романа "Евгений Онегин", вышедших в свет в январе-марте 1828 года. В изображении гоголевской Луизы (так зовут героиню), ожидающей своего Ганца, проступает нечто от Татьяны Лариной. Луиза томится, плохо спит, видит страшный сон, в котором является дикий и окровавленный Ганц и т.д. Даже самый стих иногда напоминает пушкинскую манеру непринуждённого рассказа:
Чтоб это значило? Находит
Злодейка-грусть; слух утомлён
Считать часы: Вот кто-то входит
И в дверь: Он! Он! Ах, нет, не он!
В халате розовом, покойном,
В цветном переднике с каймой
Приходит Берта: "Ангел мой!
Скажи, что сделалось с тобой?
Ты ночь всю спала беспокойно;
Ты вся томна, ты вся бледна:
Отзвуки пушкинской поэзии отчётливо слышны и там, где юный автор говорит о своём заветном стремлении - постигнуть "цель высшую существования". Только тот, кто решится на великие труды и не пощадит себя, способен достичь её:
Вотще безумно чернь кричит,
Он твёрд средь сил живых обломков
И только слышит, как шумит
Благословение потомков.
Но "Ганц Кюхельгартен" встретил суровую оценку критики. Потрясённый неудачей, Гоголь скупил все распроданные экземпляры книги, сжёг их и уехал за границу. Пробыв недолгое время в немецком портовом городе Любике, он вернулся в Петербург, всё ещё не зная, чему посвятить жизнь.
В это время и был прочитан Гоголем пушкинский "Борис Годунов". В бумагах Гоголя сохранилась не печатавшаяся при жизни статья о трагедии. "Будто прикованный, уничтожив окружающее, не слыша, не внимая, не помня ничего, пожираю я твои страницы, дивный поэт!" - так передаёт Гоголь свои впечатления. Он произносит клятву верности искусству, которое считает теперь величайшим делом: "Великий! над сим вечным твоим творением клянусь!" - эти слова Гоголя обозначили первый период его жизни.
1831 год стал подлинным началом писательской деятельности Гоголя. В этом году он познакомился с друзьями Пушкина - П. А. Плетнёвым, А. А. Дельвигом, В. А. Жуковским, а потом и с самим Пушкиным.
В общении с Пушкиным и Жуковским завершил Гоголь первую книгу, которая сделала его знаменитым писателем - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Пушкин, как известно, высоко оценил значение этой книги для русской литературы.
III. Обсуждение составленных учащимися планов лекции учителя.
IV. Литературный монтаж, подготовленный учащимися "Поэзия родных мест Гоголя".
V. Итог урока. Каким представляете Гоголя как писателя и гражданина?
VI. Домашнее задание. Перечитать гл. 1.