Цель: Сформировать представление о различных идеалах и показать, как они отражены в сказаниях и легендах русского и дагестанского народов.
Проблема: Совпадают или имеют различия представления об идеалах русского и дагестанского народов? Какими качествами должен обладать человек в их представлении?
Оборудование:
- С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
- Карточки «Черты характера и качества, присущие людям» (Приложение 1).
- Текст «Сказание о Муртазали», (Приложение 2).
- Текст «Сказание о Белгородском киселе» (Приложение 3).
- Карточка-таблица для самостоятельной работы. (Приложение 4).
Указанные приложения в файле.
Методические приемы: Беседа, аналитическая работа текстом, выразительное чтение, работа со словарем.
Эпиграф: Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном своего народа. (дагестанская пословица)
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Мотивация.
Учитель. Ребята, я знаю, вы много читаете. Сказки, легенды, мифы, я думаю, ваши любимые жанры. Кто является главными героями в этих произведениях?
Учащиеся: герои, отважные люди.
Учитель: Ребята, к сегодняшнему уроку вам надо было подобрать пословицы и поговорки о дружбе, родине, учении, честности, которые начинались бы с букв А, Д, Е, И, Л. Прочтите их вслух. (2-3 учащихся зачитывают свои примеры), один учащийся записывает пословицы на доске, затем читает их.
- И сила уму уступает.
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
- Ешь свой каравай, а на чужой каравай роток не разевай.
- Алчешь чужого, потеряешь и свое.
- Лучше худое отложить, чтобы потом не тужить.
II. Погружение в тему.
Учитель: Посмотрите на первые буквы каждой фразы и составьте слово. Какое слово получилось?
Учащиеся: Идеал.
Учитель: Я вам открою тайну - это слово будет ключевым на уроке.Как вы думаете, что обозначает это слово?
Учащиеся высказывают свои предположения. (один ученик находит толкование этого слова, в «Толковом словаре русского языка» под ред. С. Ожегова).
Учащийся зачитывают толкование слова, найденное в «Толковом словаре русского языка»:
- То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.
- Совершенное воплощение чего-то, например, доброты. Например: Этот человек - мой идеал).
Учитель: перед вами эпиграф – дагестанская пословица. Как вы понимаете ее?
Учащиеся высказывают свои версии.
III. Самостоятельная работа.
Учитель: На ваших столах лежат карточки, в которых указаны различные черты характера, качества, присущие людям.
Задание: Подчеркните слова, которые, по вашему мнению, отражают высокие моральные качества людей, т. е. те черты, которыми, по вашему мнению, должен обладать человек, чтобы жить в мире и согласии с окружающими людьми.(Приложение 1)
Учащиеся подчеркивают слова. Один ученик на доске составляет кластер, ключевыми словами которого являются слова, отражающие высокие моральные качества человека.
Учитель: Теперь послушаем, какие слова вы подчеркнули.
Учащиеся слушают, добавляют, исправляют (при необходимости).
IV. Аналитическая работа с текстом.
Учитель: А как вы думаете, отражены ли эти качества в художественных произведениях?
Учащиеся: Да.
Учитель: Хорошо. Давайте посмотрим, различны или сходны представления об идеалах у разных народов?
Ранее мы познакомились со сказанием русского народа «Сказание о белгородском киселе», и дома вы прочитали сказание дагестанского народа «Сказание о Муртазали». Обратимся к этим текстам сегодня еще раз.
Работа в парах. Учащимся выдаются тексты произведений. Половина класса работает с текстом сказания русского народа, вторая половина - со сказанием дагестанского народа. (Приложение 2. Приложение 3).
Учитель. (Учитель раздает группам «Самый заветный цветок» (карточки-подсказки, в форме ромашки). Наш цветок имеет восемь лепестков.
Оторвите лепесток под номером один. О какой нравственной черте пойдет речь? Найдите в текстах строки, которые подтверждают ее проявление. Затем оторвите второй лепесток, третий и т.д., заполните примерами таблицу (Приложение 4)
Учащиеся зачитывают примеры из текстов.
(Предполагаемый результат)
В русском сказании | В дагестанском сказании |
1. Любовь к Родине | |
1. Пришли печенеги в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можно перестоять нас? Даже если вы будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли». | 1. Мы за Родину жизни не пощадим |
2. Пришли печенеги и стали под Белгородом. Осада затянулась | 2. Надир-шах разъярился, словно «Дважды сгнили плоды моего труда...» |
3. Муртазали сказал соратникам своим: «Мы сошлись, чтобы Родину защитить Мы должны нашу Родину освободить». |
|
4. То на плечи черкески мужские надев, жены горские в бой на каджаров пошли... |
|
5. О давних годах я сказанье спою, о храбрых, прославивших землю свою |
|
2. Смекалка | |
Велел сделать женщинам болтушку. | Жены по скатам и выступам гор, глыбы каменные поставили в ряд, будто воины, это мужчины стоят |
3. Уважение к слову старших, их опыту | |
1. Послушали совета старших | 1. На великий совет собрался народ. |
2. И собрали в городе вече | |
4. Осуждение трусости | |
1. Не хотят сдаваться печенегам. Старец сказал старейшинам: «Не сдавайтесь еще три дня» Жители с радостью обещали послушать совета старца. | 1. Если дрогнем, изменим,
от клятвы уйдем, и живые в руки врага попадем, пусть позор на нас упадет навсегда... |
5. Владение ремеслом | |
1. Строители (осада затянулась) | 1. Коневоды (кони одной масти, у главаря – вороной) |
2. Земледельцы (выращивали овес, пшеницу) | 2. Оружейники (с сабель сыплются искры) сравниваются по качеству с дамасской сталью |
3. Пчеловоды (мед добавили) | |
4. Бондари (кадушки, лукошки, корчаги) | |
6. Бесстрашие | |
Возьмите от нас заложников… Часть жителей согласилась стать заложниками ради того, чтобы остальные жители города были спасены от плена и смерти | Двинулся малый отряд на конях |
7. Передача опыта | |
1. Старец, используя свои знания и опыт, дал совет жителям. Жители города с радостью воспользовались этим советом | 1. Нам в бою пора пришла, что отцов отвага не умерла, Что в сердцах у нас та отвага живет! Имя того, кто падет в бою, Б удет вечно жить, никогда не умрет. 2. Ты, как пламя, могучую речь сказал, И внимала словам удальца семья |
8. Взаимовыручка | |
1.Собрали по горсти овса, пшеницы, меду из княжеской кладовой | 1.Отовсюду друг другу навстречу спешат |
Проверка. Учащиеся зачитывают примеры, подобранные из текста
V. (Восприятие текста). Чтение по ролям.
Учитель. А теперь послушаем выразительное чтение подготовленного дома фрагмента сказания.
VI. Анализ фрагментов текста.
Учитель: Прочитайте начало и заключительные предложения сказаний. Сопоставьте эмоции финальной строфы с изображением жителей в начале. Изменилось ли отношение сказителей к ним?
VII. Рефлексия.
На листочках продолжите предложение: «Я понял, что...». Напишите, чему наш урок вас научил, а над чем заставил задуматься.
Учащиеся выполняют письменную работу.
Несколько учащихся зачитывают свои предложения.
VIII. Итог урока.
Учитель: Прочтем эпиграф еще раз. Можем ли мы сказать, что слова эпиграфа помогли нам ответить на вопрос: «Сходны или различны представления об идеалах у разных народов?»
Высказывания учащихся.
Домашнее задание:
1-3 задание (по выбору):
- Нарисовать к текстам иллюстрации, героя.
- Составить кроссворд или викторину по текстам – 6-8 вопросов.
- Составить мини-словарик, со словами, отражающими высокие моральные качества человека.
- Всем: подготовить пересказ самостоятельно прочитанного сказания или легенды о героизме народа.