Урок литературы "Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов" (6-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель: Сформировать представление о различных идеалах и показать, как они отражены в сказаниях и легендах русского и дагестанского народов.

Проблема: Совпадают или имеют различия представления об идеалах русского и дагестанского народов? Какими качествами должен обладать человек в их представлении?

Оборудование:

  1. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
  2. Карточки «Черты характера и качества, присущие людям» (Приложение 1).
  3. Текст «Сказание о Муртазали», (Приложение 2).
  4. Текст «Сказание о Белгородском киселе» (Приложение 3).
  5. Карточка-таблица для самостоятельной работы. (Приложение 4).

Указанные приложения в файле.

Методические приемы: Беседа, аналитическая работа текстом, выразительное чтение, работа со словарем.

Эпиграф: Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном своего народа. (дагестанская пословица)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Мотивация.

Учитель. Ребята, я знаю, вы много читаете. Сказки, легенды, мифы, я думаю, ваши любимые жанры. Кто является главными героями в этих произведениях?

Учащиеся: герои, отважные люди.

Учитель: Ребята, к сегодняшнему уроку вам надо было подобрать пословицы и поговорки о дружбе, родине, учении, честности, которые начинались бы с букв А, Д, Е, И, Л. Прочтите их вслух. (2-3 учащихся зачитывают свои примеры), один учащийся записывает пословицы на доске, затем читает их.

  1. И сила уму уступает.
  2. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
  3. Ешь свой каравай, а на чужой каравай роток не разевай.
  4. Алчешь чужого, потеряешь и свое.
  5. Лучше худое отложить, чтобы потом не тужить.

II. Погружение в тему.

Учитель: Посмотрите на первые буквы каждой фразы и составьте слово. Какое слово получилось?

Учащиеся: Идеал.

Учитель: Я вам открою тайну - это слово будет ключевым на уроке.Как вы думаете, что обозначает это слово?

Учащиеся высказывают свои предположения. (один ученик находит толкование этого слова, в «Толковом словаре русского языка» под ред. С. Ожегова).

Учащийся зачитывают толкование слова, найденное в «Толковом словаре русского языка»:

  1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.
  2. Совершенное воплощение чего-то, например, доброты. Например: Этот человек - мой идеал).

Учитель: перед вами эпиграф – дагестанская пословица. Как вы понимаете ее?

Учащиеся высказывают свои версии.

III. Самостоятельная работа.

Учитель: На ваших столах лежат карточки, в которых указаны различные черты характера, качества, присущие людям.

Задание: Подчеркните слова, которые, по вашему мнению, отражают высокие моральные качества людей, т. е. те черты, которыми, по вашему мнению, должен обладать человек, чтобы жить в мире и согласии с окружающими людьми.(Приложение 1)

Учащиеся подчеркивают слова. Один ученик на доске составляет кластер, ключевыми словами которого являются слова, отражающие высокие моральные качества человека.

Учитель: Теперь послушаем, какие слова вы подчеркнули.

Учащиеся слушают, добавляют, исправляют (при необходимости).

IV. Аналитическая работа с текстом.

Учитель: А как вы думаете, отражены ли эти качества в художественных произведениях?

Учащиеся: Да.

Учитель: Хорошо. Давайте посмотрим, различны или сходны представления об идеалах у разных народов?

Ранее мы познакомились со сказанием русского народа «Сказание о белгородском киселе», и дома вы прочитали сказание дагестанского народа «Сказание о Муртазали». Обратимся к этим текстам сегодня еще раз. 

Работа в парах. Учащимся выдаются тексты произведений. Половина класса работает с текстом сказания русского народа, вторая половина - со сказанием дагестанского народа. (Приложение 2. Приложение 3).

Учитель. (Учитель раздает группам «Самый заветный цветок» (карточки-подсказки, в форме ромашки). Наш цветок имеет восемь лепестков.

Оторвите лепесток под номером один. О какой нравственной черте пойдет речь? Найдите в текстах строки, которые подтверждают ее проявление. Затем оторвите второй лепесток, третий и т.д., заполните примерами таблицу (Приложение 4)

Учащиеся зачитывают примеры из текстов.

(Предполагаемый результат)

В русском сказании В дагестанском сказании
1. Любовь к Родине
1. Пришли печенеги в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можно перестоять нас? Даже если вы будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли». 1. Мы за Родину жизни не пощадим
2. Пришли печенеги и стали под Белгородом. Осада затянулась 2. Надир-шах разъярился, словно «Дважды сгнили плоды моего труда...»
  3. Муртазали сказал соратникам своим:
«Мы сошлись, чтобы Родину защитить
Мы должны нашу Родину освободить».
  4. То на плечи черкески мужские надев,
жены горские в бой на каджаров пошли...
  5. О давних годах я сказанье спою,
о храбрых, прославивших землю свою
2. Смекалка
Велел сделать женщинам болтушку. Жены по скатам и выступам гор,
глыбы каменные поставили в ряд,
будто воины, это мужчины стоят
3. Уважение к слову старших, их опыту
1. Послушали совета старших 1. На великий совет собрался народ.
2. И собрали в городе вече  
4. Осуждение трусости
1. Не хотят сдаваться печенегам. Старец сказал старейшинам: «Не сдавайтесь еще три дня» Жители с радостью обещали послушать совета старца. 1. Если дрогнем, изменим, от клятвы уйдем,
и живые в руки врага попадем,
пусть позор на нас упадет навсегда...
5. Владение ремеслом
1. Строители (осада затянулась) 1. Коневоды (кони одной масти, у главаря – вороной)
2. Земледельцы (выращивали овес, пшеницу) 2. Оружейники (с сабель сыплются искры) сравниваются по качеству с дамасской сталью
3. Пчеловоды (мед добавили)  
4. Бондари (кадушки, лукошки, корчаги)  
6. Бесстрашие
Возьмите от нас заложников… Часть жителей согласилась стать заложниками ради того, чтобы остальные жители города были спасены от плена и смерти Двинулся малый отряд на конях
7. Передача опыта
1. Старец, используя свои знания и опыт, дал совет жителям. Жители города с радостью воспользовались этим советом 1. Нам в бою пора пришла, что отцов отвага не умерла,
Что в сердцах у нас та отвага живет!
Имя того, кто падет в бою, Б
удет вечно жить, никогда не умрет.
2. Ты, как пламя, могучую речь сказал,
И внимала словам удальца семья
8. Взаимовыручка
1.Собрали по горсти овса, пшеницы, меду из княжеской кладовой 1.Отовсюду друг другу навстречу спешат

Проверка. Учащиеся зачитывают примеры, подобранные из текста

V. (Восприятие текста). Чтение по ролям.

Учитель. А теперь послушаем выразительное чтение подготовленного дома фрагмента сказания.

VI. Анализ фрагментов текста.

Учитель: Прочитайте начало и заключительные предложения сказаний. Сопоставьте эмоции финальной строфы с изображением жителей в начале. Изменилось ли отношение сказителей к ним?

VII. Рефлексия.

На листочках продолжите предложение: «Я понял, что...». Напишите, чему наш урок вас научил, а над чем заставил задуматься.

Учащиеся выполняют письменную работу.

Несколько учащихся зачитывают свои предложения.

VIII. Итог урока.

Учитель: Прочтем эпиграф еще раз. Можем ли мы сказать, что слова эпиграфа помогли нам ответить на вопрос: «Сходны или различны представления об идеалах у разных народов?»

Высказывания учащихся.

Домашнее задание:

1-3 задание (по выбору):

  1. Нарисовать к текстам иллюстрации, героя.
  2. Составить кроссворд или викторину по текстам – 6-8 вопросов.
  3. Составить мини-словарик, со словами, отражающими высокие моральные качества человека.
  4. Всем: подготовить пересказ самостоятельно прочитанного сказания или легенды о героизме народа.