Цели:
предметные
- Углубить знания учащихся об эпохе крепостного права.
- Привлечь их внимание к судьбе Герасима.
- Учить художественному пересказу, рецензированию.
- Способствовать формированию чувства сопереживания, жалости.
регулятивные
- понимать и сохранять учебную задачу,
- планировать необходимые действия,
- осознавать возникающие трудности, и пути их преодоления
познавательные
- осознавать познавательную задачу,
- искать и систематизировать нужную информацию,
- выполнять учебно-познавательные действия,
- развитие ассоциативного мышления
коммуникативные
- задавать вопросы,
- слушать, отвечать на вопросы других, работать в группе
Тип урока: урок-рассуждение с элементами творческой мастерской.
Оснащение: мультимедийное устройство, ноутбук, презентации, карточки с заданиями, листы ватмана, карандаши, фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Ребята! Мы прочитали рассказ “Муму”. Какие чувства вы испытали при чтении: в начале рассказа, в сцене с барыней и Муму, гибели Муму, в финале произведения? Что бы вам хотелось спросить у автора? Часто рассказ Тургенева остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока. Я знаю, что текст вы знаете хорошо, и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.
- Давайте попробует найти ответ на вопрос, поставленный темой урока. Для этого сначала нам нужно набрать и систематизировать материал. Материалы урока помогут вам при написании домашнего сочинения и выполнении заданий контрольной работы. В течение наших уроков вы заполните таблицу "Герасим и другие". В таблицу каждый из вас впишет те сведения, материалы и впечатления, которые сочтёт нужными. Но сначала проверим, как вы усвоили новые слова и послушаем сообщение о крепостном праве.
3. Проверка д\з
А) словарная работа - совместить слово и его толкование, два-три человека - задания индивидуальные:
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”.
Поставьте номера с 1 по 9
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Герасим находит щенка.
4. Любовь Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Барыня требует уничтожить собаку.
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
9. Встреча Муму и барыни
Б)Сообщение ученика о крепостном праве.
4. Индуктор (актуализация личного опыта) и создание коллективного творческого продукта
Делятся на группы (дифференциация): "сказочники" (послабее), "художники" (члены редколлегии и творческие ребята), "экстремалы" (все остальные), "телепаты" (2 человека работают с ноутбуком). Активизация ассоциативного мышления, знаний из разных областей жизни и предметов.
- Вы помните русские сказки и басни Крылова. Кто в них используется и для чего? (животные для изображения человеческих черт и качеств). Примеры. Напоминание, что могут использоваться птицы, звери, насекомые, змеи и т.п.
- Кто помнит, что и как изображают художники-портретисты? Абстракционисты? (реалистичные портреты; показывают мир цветом и формами)
- Какие экстремальные ситуации вы можете назвать? (наводнение, пожар, землетрясение, аварии и т.п.)
Теперь задачи для групп: каждая группа в своём стиле будет работать с образами Герасима, барыни и слуг.
- "сказочники": в образах каких животных представить, почему, на какие основные черты характера или внешности обратили внимание
- "экстремалы": в доме барыни пожар, каковы действия Герасима, барыни, слуг. Пояснить свои выводы
- "художники": портретисты рисуют портреты Герасима, барыни, толпы слуг; абстракционисты показывают этих людей цветом и формой. Прокомментировать свои выводы.
У каждой группы выбран ответственный. Он корректирует работу, назначает отвечающих. У каждой группы есть возможность рисовать, писать на больших листах.
"телепаты" вдвоём работают на учительском ноутбуке по индивидуальному заданию (по заготовке учителя составляют комментарии к слайдам) - я хочу понять, как усвоен материал предыдущих уроков по рассказу (если будет много совпадений с работами на местах - значит, материал "пошёл")
Презентация результатов. Обсуждение. Промежуточное взаимооценивание (руководители групп оценивают работу членов групп).
5. Осмысление содержания. Работа в парах.
Прослушивание музыкального фрагмента ("Русское поле" Френкеля).
- Зачем я вам дала послушать этот отрывок? С чьим образом и почему можно его связать? (образ Герасим, воля, сельская жизнь). Художественный пересказ по предложенному учителем плану. Одни учащиеся отвечают, другие ищут подтверждение в тексте и зачитывают цитату.
1. Где происходят события?
2. Что мы узнаём о Герасиме в самом начале рассказа: как он оказался в городе, как чувствовал там себя поначалу, его внешность.
3. Как описана автором работа Герасима?
4. Чем он вызывал уважение у окружающих?
5. Как обставил Герасим свою каморку?
Вывод: Каким мы представляем главного героя после ответов на эти вопросы, прочтения описаний? Зачем автор сделал героя глухонемым ?(Очень сильным, ловким, умелым, трудолюбивым, находчивым, “сложенным богатырём”, “нрава строгого и серьёзного”. Труд приносил ему радость, он был человеком долга; он не такой как толпа, он одинок, он богатырь, великан)
6. Анализ через выразительное чтение диалогов.(при нехватке времени обсуждаем смысл диалогов)
- Давайте попытаемся представить и понять людей, которые окружали Герасима.
Чтение в лицах диалогов Гаврилы и Капитона (с. 197), Гаврилы и Татьяны (с. 200) помогают понять “небольшое происшествие”, которое трагически отзовётся в судьбе Герасима.
- Татьяна Герасиму дорога. Но эта привязанность была растоптана с таким же спокойствием и небрежностью, как и его привязанность к простому деревенскому труду.
Приходим к выводу о жестокости, произволе, несправедливости, которые обрушивались на крепостных людей постоянно. Герасим же и в горе, и в радости проявил себя “самым замечательным лицом” среди прочей дворни.
- Несмотря на разлуку с Татьяной, Герасим ещё раз становится счастливым. Что же приносит ему счастье? (Возможность заботиться о беззащитном существе, испытывать радость от его привязанности).
7. Фронтальный опрос
- Итак, Герасим, как говорит автор, был счастлив год. А сколько времени он всего прожил в Москве? Попробуем проследить за его жизнью в Москве.
- 1-я группа. Составить план жизни Герасима до появления Муму.
- 2-я группа. Составить план жизни Герасима с момента появления Муму. Показ слайдов и комментарии. Обсуждение. Промежуточное оценивание.
8. Слово учителя. Обсуждение таблицы.
1. “Он вырос, как дерево растет на плодородной почве”. Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве? 2. “Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть”. 3. “Пойманный зверь”. – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти). – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно). – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие). – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного. 4. “Степенный гусак”. – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение). Какой была барыня? – Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) – Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму? – Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни будет выполнен. Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню? – Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое? Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
Прототип Герасима . Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был “красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки. – Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым? (Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).
Вывод. Гибель любимого существа и была той каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест. Что-то в Герасиме изменилось. Что? Герасим совершает, может быть, первый в своей жизни самостоятельный поступок. Обратите внимание на образ Герасима: великан, богатырь - а значит, должен быть свободным, в отличие от остальных, от толпы.
Чтение отрывка из текста о пути Герасима домой.
- Герасим идет в деревню, где его никто не ждёт. Но почему он так радостен и полон сил? Найдите цитаты, которые подтверждают эту мысль.
Обсуждение таблицы (Герасим и толпа) - 2 человека отвечают
Чья вина в смерти Муму? Почему ты так считаешь?
1. Герасим.
2. Барыня.
3. Степан, передавший приказ барыни.
4. И. С. Тургенев.
5. Крепостное право.
Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости
9. Этап творчества и социализации
Составьте 4-5 предложений: ответ на вопрос урока. При работе обращайтесь к своим записям, сделанным сегодня
Зачитывание (по желанию) и обсуждение (этот момент может отсутствовать).
10. Рефлексия (устно и/или письменно)
- Что нового узнали на уроке?
- Что полезного получили для себя?
- Что понравилось (не понравилось)?
- Удалось ли нам ответить на вопрос, который вы поставили в начале урока?
11. Домашнее задание.
Ребятам предлагается выполнить домашнее задание на выбор:
1) Допишите произведение.
2) Сочините письмо Герасиму.
12. Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование отметок.
Приложение (ключ к заданию)
Словарное задание.
- Приживалка - бедная женщина, живущая из милости в богатом доме; никаких прав не имеет.
- Компаньонка - женщина, нанятая для развлечения богатых дам; прав не имеет.
- Челядь (дворня, люди) - слуги в доме, в подсобном хозяйстве.
- Лакей - 1). слуга, 2). подхалим.
- Ключник - слуга, которому доверяли ключи от кладовых и погребов.
- Кастелянша - женщина, ведавшая господским бельём.
- Дворецкий - управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве.