Оформление: портрет А. В. Вампилова, литературная газета, выставка книг с рассказами писателя.
Цели урока: пропаганда жизни и творчества А. Вампилова, стремление вызвать интерес к личности писателя, воспитание любви к малой родине через приобщение к творческому наследию А. Вампилова. Вовлечение учащихся в разговор о вечных ценностях, о смысле человеческой жизни, в ходе аналитической беседы помочь учащимся понять и оценить поведение главного героя, совершенствовать навыки анализа текста.
Предварительное домашнее задание:
1. Приготовить рассказ: “А. Вампилов в воспоминаниях”.
2. Сообщение: “Некоторые факты из биографии А. Вампилова”.
3. Прочитать рассказ “Финский нож и персидская сирень”.
3. Творческие задания по группам:
1-я группа анализирует начало рассказа и отвечает на вопросы:
- Каким настроением проникнуто начало произведения?
- Можно ли услышать позицию автора?
2-я группа наблюдает за тем, каким рисуется герой, его настроение, поступки, отношение с дядей. Как читатель относится к нему?
3-я группа “вслед за автором” наблюдает за развитием событий и отвечает на вопросы:
- Какие обстоятельства повлияли на формирование характера героя? Почему он не был счастлив?
- Как вы понимаете выражение: “Воровать он не любил - ему больше нравилось грабить?”.
4-я группа анализирует эпизод встречи Оленьки Беляниной и героя.
- Оленька – это исключение из обстоятельств или их продолжение?
5-я группа наблюдает за разговором героя и Оленьки.
- Кто она “голубоглазый враг” или друг?
- Как автор относится к Оленьке?
6-я группа
- Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба героя? Прокомментируйте последние строки рассказа.
Индивидуальное задание:
Чтение стихотворения П. Реутского “Вспоминайте меня весело”.
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил ее как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Все мое со мной останется,
И со мной , и на земле.
У кого-то сердце ранится
На моем родном селе.
Будут весны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою…
Эпиграфы к уроку:
Случай, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека.
А. Вампилов.
Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Нам сегодня предстоит удивительная встреча с замечательным художником слова
А. Вампиловым, его “малой прозой”, которая, по словам одного критика, до сих пор остается неоцененной. Она как бы находится в тени его “большой” драматургии. В. Распутин сказал:
“Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нем всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством- тем же источником, к которому припадают в жажде”. Именно таким источником являются произведения А. Вампилова.
Искренность, душевность и доброта пронизывают все творчество А. Вампилова. Он своих героев брал, что называется, в своей среде. Вот почему они такие живые.
Вспомним, писатель говорил: “Среда – это то, как каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, а значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?. . ”.
2. Что дают нам воспоминания людей, знавших Вампилова, для понимания истоков его творчества, духовного мира? (Сообщения учащихся).
2. Краткое изложение.
Дмитрий Сергеев (товарищ Вампилова) вспоминал: “На всех фотографиях Саня похож на себя”. Как бы продолжая эти строки, В. Курбатов пишет: “Я много пересмотрел этих фотографий - на них везде один человек - на любительских, персональных. Это случается не часто…, такая похожесть на себя как раз лучше любых свидетельств говорит о счастливой цельности, о равенстве человека самому себе, о надежном его единстве и согласии с судьбой”.
В. Распутин: “Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта - чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства…”, “кажется, сама совесть навсегда осталась в нашей литературе”.
Чтец читает стихотворение П. Реутского “Вспоминайте меня весело”.
3. Сведения о жизни и начале творческого пути А. В. Вампилова (сообщения учащихся).
Краткое изложение.
А. Вампилов родился в Кутулике под Иркутском в 1937 году, когда вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад. Его и назвали Александром в честь поэта. Он знал полные жизнелюбия строки гения:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет…
В юности зачитывался Н. В. Гоголем, В. Г. Белинским, любил рыбную ловлю, охоту. После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты “Советская молодежь”. Увлекся драматургией, стал писать пьесы. В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр “Современник” пьесу “Нравоучение с гитарой”, которая впоследствии была названа “Старший сын”. При жизни Вампилова были поставлены всего две пьесы - “Прощание в июне” и “Старший сын”.
Шли годы застоя, и не обо всем можно было писать прямо, открыто. Молодого драматурга глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия – вот основные мотивы его пьес.
С первых курсов университета А. Вампилов стал писать рассказы.
В 1961 году вышла первая книга молодого автора – сборник юмористических рассказов
“Стечение обстоятельств” (под псевдонимом А. Санин).
Слово учителя.
- Откроем для себя рассказ “Финский нож и персидская сирень”.
Учащиеся вспоминают, какие произведения называются рассказами? Что в них главное?
Учащиеся отмечают, что самое главное – это открытие автором или его персонажами такого знания о себе и о жизни, какого не было раньше в их опыте.
Поможем учащимся стать “талантливыми читателями”, умеющими заглянуть в душу героя, оценить свое поведение.
В своем блокноте Вампилов написал: “Я люблю людей, с которыми все может случиться”.
Беседа о героях рассказа, их поступках, о позиции автора, о тех нравственных открытиях, которые можно сделать после прочтения произведения.
- Что же случилось с героями рассказа?
(Учащиеся кратко пересказывают текст).
- Определите завязку рассказа (“Последнее время у него не было денег…” или “Заметил белое платье - мелькнула мысль…”)
- Какова кульминация? (Когда растерялся? Когда понял, что его “считают честным человеком? Когда улыбнулся? Когда ему вдруг захотелось “говорить, говорить…”).
(Учащиеся могут назвать несколько вариантов. )
- Почему мы не можем дать однозначный ответ?
(Действие в рассказе течет замедленно, звучат истории дяди, героя, дается описание Оленьки).
- По мнению критиков, например, Н. С. Тендитник: “Герой шел грабить, но пораженный простодушием жертвы, совершенно потерян”.
- Можете ли вы с этим согласиться? Кто здесь жертва? Оленька? Герой?
Ю. М. Мостков пишет: “Герой (точнее, антигерой) сам себя обокрал, сам исковеркал свою жизнь, отторгнув себя от людей”. Так ли это?
- Проведем исследование.
Заслушиваются ответы творческих групп.
Заключительное слово учителя.
Подводя итог нашим размышлениям, надо сказать, что, действительно, в жизни героя случай сыграл огромную роль. Он, возможно, заставит его задуматься над жизнью. Автор показывает, как сталкиваются добро и зло. Герой грабил, чувствовал силу над людьми, студенты его раздражали, но он ощущает какую-то обреченность, безнадежность.
- Впервые рассказ был напечатан в газете “Иркутский университет”, назывался
“Персидская сирень”, как вы думаете, почему Вампилов расширил название? Почему финал рассказа открытый?
- Ради чего Вампилов написал это произведение?
- Вампилову грустно от несовершенства человеческих отношений. Как в жизни много зависит от наших поступков, как они влияют на жизнь других людей?
Конечно, об этом задуматься легко, а как что-то исправить в своей жизни? Это трудно. Для Вампилова так важно: “Останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях…?”.
В этом и заключается философия А. Вампилова - философия обыденной жизни, возможности открытия себя, прозрения.
И закончить нашу встречу хочется словами писателя: “Без веры и любви, без духовного начала, которое определяет мысли и поступки, без осознания, для чего человек живет, он мельчает, теряет человеческую суть, без которой он мертв при жизни, приготовил себя к духовной смерти”.
Домашнее задание:
Написать отзыв о рассказе.
Литература
- Распутин В. Г. Истины Александра Вампилова. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1977.
- Александр Вампилов. Пьесы. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство,1987.
- Александр Вампилов. Рассказы и очерки. Издательство Иркутского университета, 1997.
- Крупина Л. Н. “Писать надо о том, от чего не спится по ночам”. // Литература в школе. - 1992-№2.
- Тендитник Н. С. Ранний Вампилов // Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск. 1991.
- Александр Вампилов. Драматургическое наследие. Иркутск. 2002.
- Дубровина Л.П. Рассказ А.Вампилова «Финский нож и персидская сирень» 8 класс.// Литература в школе.-2005.-№3