Урок литературы "М.Ю. Лермонтов "Бородино""

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;
  • знакомство с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”;
  • воспитывать уважение к великому прошлому.

Оборудование: Презентация “Биография М.Ю. Лермонтова”, иллюстрации худ. А Кондратьева, “Бородино” и Ф.Рубо “Бородинская панорама”.

Задача современников – бережно, как
эстафету, передать будущим поколениям
великие деяния предков.

И.С. Глазунов

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте дети, уважаемые гости! На уроке мы окунёмся в далёкое прошлое и узнаем великие деяния наших предков.

Слайд № 1

2. Вступительное слово учителя

(Звучит торжественная увертюра “1812 год”. Музыка П.И. Чайковского).

Тема подвига русского народа волновала и волнует наших писателей и поэтов. Теме подвига и посвящается наш урок. Сегодня на уроке мы вспомним великого русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова, поговорим о его стихотворении “Бородино” и выясним, что же послужило толчком к написанию этого произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших русских поэтов. Он родился в Москве 15 октября 1814 года, а погиб совсем молодым, ему не исполнилось и 27 лет в 1841 году.

Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения о детских годах писателя, послушаем их (сообщения детей).

Слайд № 2

3. Знакомство с автором.

1-ый ученик: М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ – в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко – бабушка не любила зятя.

 Слайд № 3–5

2-ой ученик: Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

4-ый ученик: Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

 Слайд № 6–9

5-ый ученик: Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. (На партах находятся репродукции картин “Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби”, и “Военно-Грузинская дорога близ Мцхета”, которые рассматриваются учениками).

Слайд № 10–11

4. Историческая основа стихотворения “Бородино”.

Слово учителя: За короткую жизнь Лермонтов создал много гениальных произведений. Но нет среди них более известного, чем стихотворение “Бородино”, в котором он воспел величие духа, мужество, подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия.

История Отечественной войны не раз будет изучаться вами: и на уроках истории России, и при изучении творчества В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого, мы говорили о ней, читая басню И.А. Крылова “Волк на псарне”.

Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? Об этом вы сейчас узнаете из уст очевидца “Бородинского сражения”. (Подготовленный ученик в костюме того времени)

Слайд № 12

Ученик:

(На экране – Портрет Наполеона Бонапарта. ЭрнестКрофтс. 1888 год)

Обратимся к карте России 1812 года. ( карта на доске + рассказ с показом )

В 1812 году огромная французская армия под командованием императора Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.Наполеон звал своих маршалов завоевывать Россию и обещал им: “Москва и Петербург будут вам наградой. Вы найдете в них золото, вы будете господствовать над русским народом, готовым раболепно исполнять все ваши повеления”.

Слайд № 13

(На экране – репродукция Главнокомандующий М.И. Кутузов (1745 – 1813).

Художник Р.М. Волков. Масло.)

Во главе русской армииназначен Михаил Илларионович Кутузов, полководец,имя которого с уважением произносили по всей стране: “Кутузов бить французов!”

Михаил Илларионович принял решение найти удобную позицию длягенерального сражения – 124 километра от Москвы, близ села Бородино.

Слайд № 14–15–16

На экране – репродукция панорамы Ф.А. Рубо “Бородинская битва” (фрагмент)

Звучит торжественная увертюра “1812 год”. Музыка П.И. Чайковского

Перед вами самый напряженный момент Бородинского сражения: в 12часов 30 минут дня 7 сентября. Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Битва длилась 15 часов. Ее считали одной из самых кровавых в истории.

(На экране – “Конец Бородинского сражения”.Репродукция картины В.В. Верещагина.)

Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов.Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

При Бородине французская армия расшиблась об русскую. Русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери.

Этот день станет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов.

Слайд № 17–25

5. Словарная работа.

“Бородино” – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, потому что прошло 200 лет с того времени.

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

6. Физминутка

Слайд № 26

7. Прослушивание чтения стихотворения в записи.

8. Беседа с учениками по тексту стихотворения “Бородино”. (вопросы у каждого на парте)

– Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

– О каком событии рассказывается в стихотворении?

– Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

– Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?

(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя– это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

– Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)

– Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?

(Чтение 1 строфы)

– С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?

– Как вы понимаете выражение “нынешнее племя”?

Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой – слишком много пережито, на лице остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.)

– Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

“Уж постоим мы головою за Родину свою” (5 строфа);

б) решительность:

“Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?” (3 строфа);

в) мужество: “Вам не видать таких сражений…” (11 строфа);

г) воинское братство, гордость:

“Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…” (9 строфа)

“…наш рукопашный бой!” (12 строфа)

– Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

Вывод: лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

– От какого лица ведёт повествование старый солдат?

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение “я” и “мы”).

“Я” – это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным:

“Прилёг вздремнуть я у лафета…” (7 строфа);

“Два дня мы были в перестрелке…” (6 строфа);

“Мы ждали третий день…” (6 строфа);

“Забил заряд я в пушку туго…” (5 строфа);

“И умереть мы обещали…” (9 строфа).

– Каким был бой?

(Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

– Какие чувства выражены в стихотворении?

(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)

– В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

Слайд № 27

9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

(Сегодня мы познакомились со стихотворением Лермонтова М.Ю. “Бородино”, с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)

10. Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворение “Бородино” (отрывок).
  2. Составить характеристику героя-рассказчика (письменно).