Цели:
- познакомить учащихся с русской обрядовой поэзией,
- определить особенности жанра;
- пробудить интерес и уважение к истории и обычаям родной страны.
Ход урока.
См. Приложение 1.
Слово учителя: Не зря говорится: сказка – складка, песня – быль, потому что сказка основана на вымысле, на мечте, а песня – на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жён; в солдатских – о службе, войнах, походах и т.д. А самое главное – песни охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем.
В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие группы.
Как же появлялись обрядовые песни?
Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, что поле принесёт урожай, а охота будет удачной. Значит, для того, Чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд - особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.
В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.
Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни.
Отчёт 1 группы.
Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней
между праздниками Рождества и Крещения Господня. Все эти дни по дворам ходили процессии ряженых. Наряжались животными ( козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто ещё и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или мукой, сажей. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.
Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора “кликали” Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени, виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Песни адресовались либо всей семье (всему двору) , либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для жениха и для девушки-невесты. В песне рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня (в припевах часто: Таусень) – существ, похожих на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Овсенём, и приходят “три братца” - Рождество, Крещенье и Васильев день. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
Выходят ряженые и поют:
Коляда, коляда!
А бывает коляда
НаканунеРождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла!
Коляда, маледа!
Ходила коляда по святым вечерам.
Зашла коляда к Николаю на двор.
У Николая борода до шелкова пояса.
Дай ему, господи, доброго здоровья,
Семь лошадей ровно белых лебедей,
Пятьдесят быков, сто коров!
Почти в каждом семействе приготовляются на этот случай сдобные кокурки и каракульки (уродливые фигурки из теста), которые и подаются колядующим. Получив угощение, колядчики благодарят хозяев:
Дай им, господи, всего-то всего!
Одна-то корова по ведру доила!
Одна-то кобыла по два воза возила!
Проклятия, как и пожелания воспринимались почти буквально, поэтому обидеть колядчиков боялись и крайне редко им отказывали. Выносили что-нибудь с праздничного стола – пирог, колбасу, сало или давали немного денег. Описание такого обряда мы можем встретить в повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
Отчет 2-й группы.
Людей всегда интересовало, что их ожидает в будущем. Чтобы узнать это, наши предки прибегали к гаданиям. Этот обряд описывается во многих произведениях русских поэтов и писателей.
Например, в балладе В. А. Жуковского “Светлана” гадания представлены так:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За окошко башмачок,
Сняв с ноги бросали.
Куда указывал башмачок – оттуда жди жениха.
А сама героиня этого произведения провела мистический обряд гадания с зеркалом. Вот как это “увидел” художник К. Брюллов.
См. Приложение 1.
Девушки в святочные вечера гадали. Гадания были разные, их было много. Некоторые из них сопровождались подблюдными песнями.
Подблюдные гадания упоминаются в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, когда автор рассказывает о жизни провинциалов Лариных:
…Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни,
Хоровод…
Как же это происходило на самом деле?
В наступившее время после захода солнца из разных домов собирались девушки в одну назначенную ими горницу и начинали праздновать святки следующим образом: брали красное деревянное блюдо, покрывали его большой салфеткой, клали на салфетку небольшой кусок хлеба и холодный уголь. Потом каждая загадывала на перстнях, кольцах или других небольших предметах. Касались ими края блюда крест-накрест и клали их под салфетку, потом доставали вслепую под песню, значение которой разъяснял старший.
Песни святочных гаданий предвещали судьбу: богатство или бедность, скорую свадьбу или вечное девичество, удачное или неудачное замужество, разлуку, дальнюю дорогу, смерть… Вот примеры таких песен.
Песни, сулящие счастье и богатство.
Нивка узенька, снопики частеньки.
Ой люли!
Мы кому споём – и тому добро,
Кому вынется, тому и справдится,
Тому справдится, не минуется.
Сидит на перине, считает полтины.
Кому поем, тому сбудется, не минуется.
Песни, сулящие свадьбу.
Идут сваты богатые.
Лады!
Один сват в лаптях,
А другой в сапогах.
Кому поём, тому с добром,
Кому сбудется, не минуется!
Пала иголочка во ящичок.
Кому поём, тому с добром.
Кому сбудется, не минуется.
Песни, сулящие разлуку, дорогу.
Коло речки шла, полотно стлала.
Ой люли!
Кому вынется, тому и справдится,
А чей перстенёк, того и песенка!
Заинька-ковыляинька.
Слава те!
Ковылять тебе на чужую сторону.
Кому кольцо вынется.
Тому сбудется, не минуется.
Песни, сулящие бедность, болезнь.
Заехали в ухаб, не выехать никак.
Кому сбудется, не минуется.
Идёт свинья из Питера,
Вся шильём истыкана.
Кому сбудется, да не минуется.
Были и другие гадания, например,
Гадания о судьбе.
- Растопленное олово или воск выливают в ковш холодной воды или снега. При этом получается какая-нибудь замысловатая фигурка или “счастье” гадающего. Счастье это тщательно рассматривают, объясняя затем его значение.
- Девушка выходит ночью на двор и ложится на снег; осторожно поднявшись, затем она уходит. Поутру рассматривает отпечаток на снегу, сделанный её телом. Если отпечаток этот будет чёток и ясен, то и жизнь девушки в течение целого года будет счастлива; напротив, растрескавшийся и неясный отпечаток предвещает несчастную жизнь.
Гадания о замужестве.
- В полночь ловили кур в сарае. Попадётся петух – к замужеству.
- Кормят курицу счётным зерном. Кучка зёрен предварительно пересчитывается. После того, как курица поклюёт, вновь зёрна считают: если остаток “парный”, то девушка в том году “парой” будет – выйдет замуж.
См. Приложение 1.
Отчёт 3-й группы.
Свадебный обряд был не однороден по настроению: трагические песни о женской неволе и тяжкой доле чередовались с хоровыми праздничными песнями. Шла как бы борьба между трагическим и оптимистическим началом в оценке свадьбы, и побеждало последнее. Так, с одной стороны, причитание (причет) — скорбный протяжный плач невесты — сопровождал все основные моменты свадебного обряда (девичник, баня, расплетание косы) и прекращался лишь тогда, когда невеста покидала родной дом. Бессюжетный и часто не имеющий завершённости с точки зрения композиции, он с эмоциональной точки зрения представлял из себя вопли, вскрики, рыдания и составлял общий фон обряда. В песне же действительность украшалась, показывалась её светлая сторона.
Если внимательно вчитаться в содержание свадебных песен, откроется удивительно яркий и содержательный мир русской свадьбы. Песни звучали в течение всего обряда и были своеобразным “прологом”, “главами”, “частями” и “эпилогом” обрядовой игры, поэтически воссоздавая каждый эпизод свадьбы.
Свадебный обряд – один из самых сложных. Он мог растянуться на несколько недель и даже месяцев и включал три основных момента.
- Это сватовство, когда родители, родственники или друзья жениха – сваты – приходили в дом девушки и просили у родителей её руки.
Сватали обычно вечером, пробирались к дому невесты задворками, не разговаривали, боясь неудачи. В доме невесты сваты вели себя так. Как предписывал обряд: говорили, используя иносказательные формулы:
- Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица.
-У вас ком теста и у нас ком теста, нельзя ли их свалять в одно место?
- У вас товар – у нас купец.
См. Приложение 1.
Через некоторое время следовал сговор, т.е. окончательное соглашение между родителями жениха и невесты, и начиналась подготовка к свадьбе. Сговор (рукобитие) проходил в доме невесты: готовили угощение, зажигали свечи, все молились. После сговора “девушка называлась сговорёнка, ходила в тёмном платке, на улицу почти не показывалась”.
См. Приложение 1.
- Третий этап – сама свадьба, длившаяся не менее двух дней.
В центре свадебного обряда – невеста. Поскольку сам брак воспринимается как её переход из одной семьи, одного рода в другой, к “новым отцу-матери”. Поэтому и в обрядовых действиях, и в свадебных песнях брак изображается то как похищение, то как купля невесты, то как охота.
См. Приложение 1.
Во время свадебного обрядового цикла поются причитания, в которых оплакивается судьба девушки. Причитает как сама невеста, так и её подружки, которые не оставляли её на протяжении недели до свадьбы. Просватанная невеста плачет:
Всё прошло да прокатилося,
Всё да миновалося,
Девье да беспечальное житьё.
Не знаю, да в какую пору,
Не знаю, да в какое время
Уж колесом оно прокатилось…
Ты родимый мой брателко,
Уж ты выйди на широкую уличку…
Уж и скуй –тко да саблю вострую…
Наруби-тко ты ельничку,
Часта мелка березнничку,
Уж засеки-тко путь-дорожечку,
Чтоб боярам не проехати…
Накануне венчания подружки расплетали невесте косу – обязательную принадлежность девушки – и выплетали из неё ленту, девичью “красоту”, которую невеста отдавала своей младшей сестре или подруге.
Прощаясь с девушками, невеста тоже причитает. Один из самых частых образов в её плаче – белая лебедь, отставшая от своей стаи и прибившаяся к серым гусям, которые недоброжелательно принимают её:
Во саду, во садике моём
Белая лебёдушка кликала,
В тереме Катеринушка плакала,
Жалобно своему батюшке говорит:
“Бог судит родимому батюшке!
Молоду в чужи люди отдают!
Останется зелёный сад без меня,
Завянут все цветики во саду,
Завянут алые в зелёном!
Аленький мой,беленький цветочек,
Розовый, лазоревый василёчек!
Кому будет мои цветы поливать?
Встань, вставай, мой батюшка раненько,
Проливай мои цветы частенько
Свежею ключевою водою,
Сверх того горючими слезами.
В причитаниях слышится и страх перед новой жизнью, и тоска по родне и прежнему веселью. Это вовсе не значит, что любая невеста неохотно шла замуж. Просто причитания, по древней традиции, были обязательны для любой свадьбы, и заканчивались они к моменту отъезда в церковь на венчание. Невесты больше нет, есть молодая.
См. Приложение 1.
Во время свадебного пира поются величальные песни, адресованные разным участникам события: жениху, невесте, их родителям, свахе, гостям. Вот величание жениху:
Не черёмушка завырастала,
Не кудряво деревцо зарасцветало:
Расцвели кудри молодецкие,
Молодецкие кудри Трофимовы.
И что света Трофима Петровича.
На всякой на кудринке по цветочку цветёт,
По цветочку цветёт по лазурьевому,
На всякой кудринке пожемчужинке.
Главный способ изображения — описание. Все образы создаются по одной схеме: внешность, одежда, богатство, великолепные взаимоотношения с окружающими. Предметный мир строго определён: богатые, роскошные и модные предметы. Для величальных песен, как и для колядок, характерна гипербола, особенно при описании богатства.
Итоги.
Календарные ритуалы по-своему организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.
Использованная литература.
- Русские народные песни. / Сост. и вводные тексты Варгановой В.В.. – М.: Правда, 1988.
- Обрядовая поэзия / Сост., предисл., примеч., подгот. текстов Жекулиной В.И., Розова А.Н.. – М.: Современник, 1989.
- Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1/ Глав. Ред. Аксёнова М.Д. – М.: Аванта+, 1998.