Урок литературы "М.М. Пришвин "Кладовая солнца""

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цели и задачи урока:

  • продолжать работу над усвоением содержания сказки-были;
  • учить выразительному чтению и пересказу;
  • выяснить смысл названия произведения “Кладовая солнца”;
  • на примере этого произведения учить детей добру, взаимовыручке, любви к природе и всему живому.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: выставка произведений М.М.Пришвина, звукозапись “Голоса птиц”, рисунки худ.И.Бруни и фотографии В.Гиппенрейтера, презентация, раздаточный материал (тестовые задания, кроссворд).

На доске эпиграф:

Было несколько мгновений такой свободы,
такого незабываемого счастья...
В светящейся зелени
мелькнула страна без имени и скрылась..."
(М. М. Пришвин)

Ход урока

I. Оргмомент

(распределение ребят по группам).

Какое произведение вы прочитали дома? Кто автор этого произведения?

Слайд с названием произведения и портретом М.М.Пришвина.

– Какие произведения ещё знаете?

(“В краю непуганых птиц”, “За волшебным колобком”, “Адам и Ева”, “Светлое озеро”, “Чёрный араб”, “Женьшень”, “Лесная капель”, “Календарь природы”, “Кащеева цепь”, “Золотой луг”, “Глаза земли” и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина “Серая сова”.)

Выставка книг

 – Почему автор назвал свое произведение “Кладовая солнца”?

(учащиеся отвечают, используя текст)

(Кладовая солнца – это и кладовая души человека, живущего в согласии с природой. Не только герои сказки, но и каждый читатель может участвовать в “вековечной суровой борьбе людей за любовь”, за лучшее в собственной душе).

 - Почему это произведение названо сказкой-былью?

(Потому что в реальную основу произведения вполне естественно вплетаются сказочные мотивы).

II. Сообщение темы и цели урока

– А теперь, ребята, запишите в тетрадях тему урока.

(Слайд с названием темы урока)

Сегодня на уроке мы вместе будем делать выводы по данной теме, исследуя, анализируя отдельные эпизоды сказки-были. Так какова же первая особенность творчества Пришвина, отразившаяся в произведении?

(Слайд – “1. Использование сказочных мотивов”)

(Сказка для Михаила Михайловича – это особое, праздничное мироощущение, свойственное детям и тем взрослым людям, которые сумели сохранить в своей душе “ребенка”. Поэтому сказка составной частью входит во многие его произведения: “За волшебным колобком”, “Родники Берендея”, роман-сказка “Осударева дорога”, повесть-сказка “Корабельная роща”, сказка-быль “Кладовая солнца”)

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова М.М.Пришвина (на доске).

1 группа. (Беседа по тексту)

- Ребята, давайте найдем эпитеты и сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами использованные для описания Насти и Митраши, которые помогают понять отношение автора (а через него и отношение жителей села) к маленьким героям. (чтение отрывка о Насте).

- Какой эпитет при описании Насти повторяет писатель? (Золотая)

- Как вы думаете, почему? (Золотая – значит солнечная. Этим определением автор подчеркивает в Насте светлое, солнечное начало)

Слайд “Настя”

Слайд “Митраша”

- Какими эпитетами характеризует писатель Митрашу? (Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий)

- Как вы думаете, почему учителя называли его “мужичок в мешочке”? (Маленький мужчина – мужичок. А в “мешочке” - вероятно, потому что он был коротенький, но очень плотный.)

2 группа. Итак, дети пришли в предрассветный час в лес. Давайте посмотрим, как Пришвин описывает восход солнца, как постепенно меняются краски, становясь яркими, нарядными , живописными.

(Уч-ся приводят примеры из текста)

- Скажите, а здесь дана одна картина? (Нет. Несколько)

1-й ученик: “Вот ранний рассвет... В серой дымке...”

(Слайд “Солнце над елями”. Фотография В.Гиппенрейтера)

2-й ученик: “И вдруг стало свежо и бодро...)

3-й ученик: “Тут еще совсем и не начиналось торжество...”

4-й ученик: “Сюда, к Лежачему камню...”

5-й ученик: “Устроившись на этом мостике...”

Слайд “Тетерев-Косач”

- Какую особенность писательского дарования Пришвина мы можем здесь отметить? (Природа дана в движении, одна картина сменяет другую)

- Итак, записываем:

(Слайд – “Движущийся пейзаж”)

ФИЗМИНУТКА

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Встали, дети, скажем тихо:
“Раз, два, три, четыре, пять”
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать.

- Назовите цветовые эпитеты, используемые автором. (В серой дымке, как зажженные свечи, огненный цветок, синий, черный, зеленый, радужный)

- Ребята, обратите внимание. Писатель использует только основные цвета, часто контрастные, чем достигается яркое зрительное впечатление. Но один цвет является определяющим, и это позволяет увидеть всю картину в целом, даже как бы при беглом взгляде. Какой это цвет? (Огненный, яркий)

- Как вы думаете, почему? (Восходит солнце, и его лучи освещают все вокруг)

- Дети, давайте сделаем в тетради следующую запись:

(Слайд – “3. Использование основных, часто контрастных цветов”)

3 группа. Если внимательно прочитать произведения, в котором автор доносит до нас звуки утреннего леса, то мы услышим своеобразную симфонию.

-Что такое симфония? (1 Музыкальное произведение для оркестра.

2 Гармоническое сочетание множества разнообразных звуков, красок, тонов. Из “Толкового словаря русского языка” Ожегова.)

(Чтение учеником отрывка “Борина Звонкая наполнялась...”

- слайд “Борина Звонкая”

- Записываем еще одну особенность художественного почерка писателя:

(Слайд – “4. Звуковая насыщенность текста”)

- Михаил Михайлович писал, что он по природе своей живописец, а еще верней, музыкант. Но, не приученный к рисованию, он стал пользоваться словами как красками и линиями (можем добавить и звуками). Возможно, поэтому произведения Пришвина так живописны и внутренне так ритмичны.

- А теперь выразительно прочитаем главы от слов “Лет двести тому назад...” до слов “волк выл от неизбывной злобы к нему.” Ответьте, какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? (“Деревья боролись между собой корнями за питание...”)

- Какое влияние оказывала “несчастная жизнь” деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота? (“До того близок был живым существам этот стон...”)

Слайд “Ель и сосна”

- А сейчас запишем еще несколько особенностей писательского дарования Михаила Михайловича:

(Слайд – “5. Пришвин очеловечивает природу”)

– Как называется этот приём?

Олицетворение: неодушевлённые предметы наделяются признаками живых существ.

(Слайд – “6. Автор наделяет животных способностью “мыслить”, “разговаривать”, а растения – чувствовать и действовать”).

(Слайд – “7. В сказке-были поведение животных напоминает поведение людей”)

III. Итог урока

IV. Оценки за урок. Домашнее задание

1) Домыслить и написать мини-сочинение, как Настя принесла клюкву в детский дом.