Цели и задачи урока:
- продолжать работу над усвоением содержания сказки-были;
- учить выразительному чтению и пересказу;
- выяснить смысл названия произведения “Кладовая солнца”;
- на примере этого произведения учить детей добру, взаимовыручке, любви к природе и всему живому.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока: выставка произведений М.М.Пришвина, звукозапись “Голоса птиц”, рисунки худ.И.Бруни и фотографии В.Гиппенрейтера, презентация, раздаточный материал (тестовые задания, кроссворд).
На доске эпиграф:
Было несколько мгновений такой свободы,
такого незабываемого счастья...
В светящейся зелени
мелькнула страна без имени и скрылась..."
(М. М. Пришвин)
Ход урока
I. Оргмомент
(распределение ребят по группам).
Какое произведение вы прочитали дома? Кто автор этого произведения?
Слайд с названием произведения и портретом М.М.Пришвина.
– Какие произведения ещё знаете?
(“В краю непуганых птиц”, “За волшебным колобком”, “Адам и Ева”, “Светлое озеро”, “Чёрный араб”, “Женьшень”, “Лесная капель”, “Календарь природы”, “Кащеева цепь”, “Золотой луг”, “Глаза земли” и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина “Серая сова”.)
Выставка книг
– Почему автор назвал свое произведение “Кладовая солнца”?
(учащиеся отвечают, используя текст)
(Кладовая солнца – это и кладовая души человека, живущего в согласии с природой. Не только герои сказки, но и каждый читатель может участвовать в “вековечной суровой борьбе людей за любовь”, за лучшее в собственной душе).
- Почему это произведение названо сказкой-былью?
(Потому что в реальную основу произведения вполне естественно вплетаются сказочные мотивы).
II. Сообщение темы и цели урока
– А теперь, ребята, запишите в тетрадях тему урока.
(Слайд с названием темы урока)
Сегодня на уроке мы вместе будем делать выводы по данной теме, исследуя, анализируя отдельные эпизоды сказки-были. Так какова же первая особенность творчества Пришвина, отразившаяся в произведении?
(Слайд – “1. Использование сказочных мотивов”)
(Сказка для Михаила Михайловича – это особое, праздничное мироощущение, свойственное детям и тем взрослым людям, которые сумели сохранить в своей душе “ребенка”. Поэтому сказка составной частью входит во многие его произведения: “За волшебным колобком”, “Родники Берендея”, роман-сказка “Осударева дорога”, повесть-сказка “Корабельная роща”, сказка-быль “Кладовая солнца”)
Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова М.М.Пришвина (на доске).
1 группа. (Беседа по тексту)
- Ребята, давайте найдем эпитеты и сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами использованные для описания Насти и Митраши, которые помогают понять отношение автора (а через него и отношение жителей села) к маленьким героям. (чтение отрывка о Насте).
- Какой эпитет при описании Насти повторяет писатель? (Золотая)
- Как вы думаете, почему? (Золотая – значит солнечная. Этим определением автор подчеркивает в Насте светлое, солнечное начало)
Слайд “Настя”
Слайд “Митраша”
- Какими эпитетами характеризует писатель Митрашу? (Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий)
- Как вы думаете, почему учителя называли его “мужичок в мешочке”? (Маленький мужчина – мужичок. А в “мешочке” - вероятно, потому что он был коротенький, но очень плотный.)
2 группа. Итак, дети пришли в предрассветный час в лес. Давайте посмотрим, как Пришвин описывает восход солнца, как постепенно меняются краски, становясь яркими, нарядными , живописными.
(Уч-ся приводят примеры из текста)
- Скажите, а здесь дана одна картина? (Нет. Несколько)
1-й ученик: “Вот ранний рассвет... В серой дымке...”
(Слайд “Солнце над елями”. Фотография В.Гиппенрейтера)
2-й ученик: “И вдруг стало свежо и бодро...)
3-й ученик: “Тут еще совсем и не начиналось торжество...”
4-й ученик: “Сюда, к Лежачему камню...”
5-й ученик: “Устроившись на этом мостике...”
Слайд “Тетерев-Косач”
- Какую особенность писательского дарования Пришвина мы можем здесь отметить? (Природа дана в движении, одна картина сменяет другую)
- Итак, записываем:
(Слайд – “Движущийся пейзаж”)
ФИЗМИНУТКАРуки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Встали, дети, скажем тихо:
“Раз, два, три, четыре, пять”
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать.
- Назовите цветовые эпитеты, используемые автором. (В серой дымке, как зажженные свечи, огненный цветок, синий, черный, зеленый, радужный)
- Ребята, обратите внимание. Писатель использует только основные цвета, часто контрастные, чем достигается яркое зрительное впечатление. Но один цвет является определяющим, и это позволяет увидеть всю картину в целом, даже как бы при беглом взгляде. Какой это цвет? (Огненный, яркий)
- Как вы думаете, почему? (Восходит солнце, и его лучи освещают все вокруг)
- Дети, давайте сделаем в тетради следующую запись:
(Слайд – “3. Использование основных, часто контрастных цветов”)
3 группа. Если внимательно прочитать произведения, в котором автор доносит до нас звуки утреннего леса, то мы услышим своеобразную симфонию.
-Что такое симфония? (1 Музыкальное произведение для оркестра.
2 Гармоническое сочетание множества разнообразных звуков, красок, тонов. Из “Толкового словаря русского языка” Ожегова.)
(Чтение учеником отрывка “Борина Звонкая наполнялась...”
- слайд “Борина Звонкая”
- Записываем еще одну особенность художественного почерка писателя:
(Слайд – “4. Звуковая насыщенность текста”)
- Михаил Михайлович писал, что он по природе своей живописец, а еще верней, музыкант. Но, не приученный к рисованию, он стал пользоваться словами как красками и линиями (можем добавить и звуками). Возможно, поэтому произведения Пришвина так живописны и внутренне так ритмичны.
- А теперь выразительно прочитаем главы от слов “Лет двести тому назад...” до слов “волк выл от неизбывной злобы к нему.” Ответьте, какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? (“Деревья боролись между собой корнями за питание...”)
- Какое влияние оказывала “несчастная жизнь” деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота? (“До того близок был живым существам этот стон...”)
Слайд “Ель и сосна”
- А сейчас запишем еще несколько особенностей писательского дарования Михаила Михайловича:
(Слайд – “5. Пришвин очеловечивает природу”)
– Как называется этот приём?
Олицетворение: неодушевлённые предметы наделяются признаками живых существ.
(Слайд – “6. Автор наделяет животных способностью “мыслить”, “разговаривать”, а растения – чувствовать и действовать”).
(Слайд – “7. В сказке-были поведение животных напоминает поведение людей”)
III. Итог урока
IV. Оценки за урок. Домашнее задание
1) Домыслить и написать мини-сочинение, как Настя принесла клюкву в детский дом.