Цель урока: выявить значение сна Р.Раскольникова, то, как он раскрывает душу героя.
Задачи урока:
обучающий аспект:
- освоить применение алгоритма анализа эпизода на новом материале (вставном композиционном элементе);
- расширить свои знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявлении его особенностей;
- уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода и общим содержанием художественного произведения;
- уметь проводить параллели между изучаемым эпизодом и эпизодами снов других художественных произведений.
развивающий аспект:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать умение выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность;
- развивать умение сопоставлять различные художественные произведения, их фрагменты; сравнивать частное и общее в художественном произведении, выявлять идейные закономерности; проводить аналогии и параллели между мотивами поступков героев, символическими деталями и общим идейным содержанием произведения;
- развивать умение давать характеристику явлениям и поступкам, видеть мотивацию поступков, давать им оценку;
- формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению художественных произведений («Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского в частности).
воспитывающий аспект:
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания;
- воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку;
- воспитывать уважительное отношение к произведениям русской классической литературы, поднимающими глубокие, интересные философские и психологические проблемы, актуальные в наше время;
- воспитывать любовь, гордость по отношению к родному слову через русскую литературу, являющуюся мерилом нравственных ценностей.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Приемы работы с текстом:
- Выразительное чтение текста,
- Анализ подзаголовка фрагмента (отрывка) текста,
- Выделение смысловых частей читаемого текста,
- Выделение ключевых слов текста по ходу чтения текста,
- Выявление семантики ключевых слов,
- Выявление морфемной структуры ключевых слов текста,
- Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте,
- Пересказ частей текста,
- Характеристика героев и их поступков,
- Составление суждений учащихся,
- Составление графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей,
- Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное,
- «Пятиминутное эссе».
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
- учить видеть, слышать и чувствовать текст;
- пополнять речевую память учащегося;
- обогащать словарный запас;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- прививать эстетический вкус;
- формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Эпиграф: «…есть закон природы, которого мы не знаем, но который кричит в нас. Сон» (Ф.М.Достоевский)
«Сон снится в настоящем времени, говорит о прошлом и предсказывает будущее».
Ход урока
1. Организационный момент, приветствие
2. Слово учителя
Сегодня на уроке литературы мы продолжаем вместе с главным героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым проходить сложный, непростой путь к преступлению, к убийству старухи-процентщицы.
Вспомним.
- Какие события подталкивают Р.Р. к преступлению, подводят героя романа к роковой черте?
- Нищета, голод, болезнь, тяжелое душевное состояние,
- Встреча с С.Мармеладовым, его «исповедь» (истории жизни С.М., К.И., Сони),
- Посещение «угла» Мармеладовых,
- Письмо матери,
- Встреча с обиженной девочкой на бульваре,
- Встреча с Лизаветой,
- Разговор студента с офицером в распивочной.
- Какой темой связаны эти эпизоды?
Темой страдания людей, «униженных и оскорбленных».
- Каким мы видим внутренний мир Р.Р. накануне преступления? Что происходит в его душе?
Раскол, разлад, в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью к людям и ненавистью, стремлением помочь им и озлобленностью, верой и безверием, сознанием и чувствами.
Человеческая душа у Достоевского «Открывается как поле битвы, где Бог сражается с Дьяволом» (Григорий Померанц).
- Это значение заключено и в фамилии героя. Какова семантика фамилии Раскольникова?
Раскольников – раскол – раскольничество, одержимость одной идеей, одной мыслью.
Раскол - расколоть – раздолбить, лишить единства, цельности.
- Какие 2 доминанты проявляются в душе героя? В чем проявляются?
Доминанта добра – в виде совести, желания помочь людям, защитить их,
Доминанта зла – в виде гордыни, злобного презрения к людям.
3. Переход к теме
Особенно остро обнажает душевное раздвоение Р., «раскол» в его душе ещё одно событие, произошедшее перед преступлением, это…первый сон героя.
4. Определение темы, целей, работа с эпиграфом урока
Итак, мы обращаемся к теме: Первый сон Р.Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», его значение.
Цель урока: выявить, в чем состоит значение сна Р.Р., как сон раскрывает душу героя, какое значение имеет.
Эпиграфом к уроку я взяла слова самого Ф.М.Достоевского «…есть закон природы, которого мы не знаем, но который кричит в нас. Сон».
Выделите ключевые слова в высказывании писателя.
- О чем кричит сон Раскольникова?
- Действительно ли он говорит о прошлом и предсказывает будущее?
На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе урока.
5. Анализ понятия «Сон»
- Что такое сон? Подберите слова-ассоциации с этим словом (работа в группах).
Презентация
- Сон - (от лат. somnus) — естественное физиологическое состояние, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир; область подсознательного.
- В трудах по психоанализу Зигмунда Фрейда - Сон – «доминанта бессознательного, иллюзорное осуществление вытесненных желаний».
- А Карл Густав Юнг утверждал, что «Образы и символы снов универсальны для всех людей».
Универсальностью образов снов использует художественная литература.
6. Сны в художественной литературе
- В каких произведениях художественной литературы авторы обращались к снам героев? Зачем? С какой целью? (индивидуальные сообщения обучающихся)
- В.А. Жуковский баллада «Светлана» (сон Светланы) – страшный сон,
- А.С. Пушкин роман «Евгений Онегин» (Сон Татьяны) – пророческий, предсказывает будущее,
- А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка» (сон П.Гринёва) - пророческий, предсказывает будущее,
- А.И.Гончаров роман «Обломов» (сон И.И.Обломова) – воспоминание о детстве, сон, который объясняет, почему Обломов ленивый, апатичный.
7. Сны в творчестве Ф.М.Достоевского (презентация).
Обращался к снам в своем творчестве и Ф.М.Достоевский.
- Повесть «Дядюшкин сон»,
- «Петербургские сновидения в стихах и прозе»,
- Рассказ «Сон смешного человека»,
- Романы «Идиот» (сон Ипполита),
- «Братья Карамазовы» (сон Дмитрия Карамазова),
- «Преступление и наказание» (сны Р.Раскольникова, А.И.Свидригайлова).
Исследователь творчества Достоевского Михаил Михайлович Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского» утверждал, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую и существенную роль, как у Достоевского.
В творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению».
Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познаёт себя.
Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность — ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.
У Ф.М.Достоевского подсознание — это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх.
Ф.М.Достоевский считал, что разум - слуга низших и опасных желаний, он аморален, а в подсознании человека живёт стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.
8. Анализ эпизода «Первый сон Раскольникова»
- Какой же сон снится Р.Раскольникову? Каково его значение?
Обратимся к тексту, проанализируем текст и составим опорную схему.
- Где герой романа видит сон?
// Не в клетушке, которую сравнивает с гробом, а на природе, на Петровском острове, где он в изнеможении засыпает.
Можно предположить, что автор выводит своего героя из каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета и безысходность.
- На сколько частей можно разделить сон Р.?
// 2 – описание места действия и сцена убийства клячонки.
Обратимся к 1-й части сна.
Чтение отрывка учителем.
Выделите ключевые слова-образы в тексте.
Итак, анализируем 1-ю часть сна Р.Р. и составляем в тетради опорную схему.
- Какой сон снится Р.?
// Страшный, безобразный, он «по болезненному состоянию отличался выпуклостью, яркостью, чрезвычайным сходством с действительностью».
- Какая пора жизни снится герою?
// Детство – самая счастливая пора жизни.
- Где происходят события во сне?
// В родном городишке.
- Кем себя видит Р.Раскольников во сне?
// Ребенком.
«Дети – образ Христов. Сих есть Царствие Божие. Он велел их чтить и любить. Они будущее человечество», - говорит герой в разговоре с Соней после чтения Евангелия.
- Сколько лет Раскольникову во сне?
// 7 – это наиболее устойчивое и символичное число в романе.
- Что мы знаем о христианской символике этого числа? (индивидуальное сообщение)
// 7 – истинно святое число, символ союза человека и Бога,
3 - символ божественного единства (Святая Троица: Бог сын, Отец и Святой дух),
4 – число мирового порядка (4 стихии: земля, вода, воздух, огонь).
- Символом чего является семилетний ребенок?
// Символом непорочной, чистой души.
- Какой день снится Раскольникову ?
// праздничный, день поминовения душ усопших.
- С кем видит себя во сне герой?
// с отцом – олицетворение семьи, он ищет отца защиты и не может найти, как потом сам не может помогать своей семье
- Какое время видит во сне Раскольников?
// серенькое (автор использует слово с уменьшительно-пренебрежительным суффиксом), день удушливый – образ, связывающий сон и явь, действительность.
- Какие художественные детали в описании места действия имеют особенно важное значение?
Выделите 2 ключевых образа-символа, определяющие все миросозерцание Р.
// церковь и кладбище – кабак.
- Как они соотносятся?
// противопоставлены
- Какой прием лежит в основе построения данного эпизода?
// антитеза
- Что такое кабак?
// питейное заведение
- Для чего туда ходят люди?
// ублажить свою плоть
- Какое впечатление вызывал кабак у Раскольникова?
// неприятное и даже страх, Р. прижимался к отцу, дрожал
- Почему герой боится? Каких людей он там видел?
// толпа (собирательное сущ.), пьяные и страшные рожи, сброд
- Что он делали?
// орали, хохотали, ругались, безобразно и сипло пели, дрались, шлялись (разг. – ходили без дела)
- Какие цвета во сне Раскольникова соотносятся с кабаком?
// чернеет лесок, пыль всегда …..черная, красные рожи
- Какое значение в христианской традиции имеет черный и красный цвет? (индивидуальное сообщение)
// черный - символ смерти, страдания, страха, греховной совести человека, ассоциируется с пустотой, горем, развратом;
красный – символ агрессии, крови, вражды, мести, войны, смерти.
- С каким героем тесно связана символика красного цвета в сне Раскольникова?
// Миколка – красное, как морковь лицо, налитые кровью глаза
В своем сне Р.Раскольников видит и другой образ.
- Какой?
//церковь
- Что такое церковь?
// архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений, религиозных обрядов, святое место
- Для чего туда ходят люди?
// позаботиться о своей душе, помянуть души близких и родных людей
- Как относился Раскольников к кладбищу и церкви?
// любил, не боялся кладбища, крестился, кланялся могилке бабушки, целовал ее
- Кого встречал он всегда в церкви?
// старого священника с дрожащей головой
- К кому приходил герой с отцом на кладбище?
// на могилки бабушки и меньшего брата
- Какие цвета во сне героя соотносятся с церковью?
// белый, золотистый, зеленый
Приведите примеры из текста.
// кутья на белом блюде, кутья (поминальное блюдо славян) из рису и изюму, церковь с зеленым куполом
- Какое значение в христ. традиции имеет белый, золотистый, зеленый цвет? (индивидуальное сообщение)
// белый – символ духовной чистоты,
зеленый – цвет жизни, обновления
золотистый – душевного тепла, благодати.
- С каким героем тесно связана символика зеленого цвета в романе?
// с образом Сони М. (зеленый дом, зеленый драдедамовый платок)
Первая часть сна Р. является своеобразной экспозицией, на фоне которой разворачивается основное страшное событие.
- Какое?
// убийство клячонки
Известно, что во время работы над романом, Д. прочитал поэму
Н.Некрасова «О погоде. Уличные впечатления», эти стихи произвели огромное впечатление на писателя
Чтение учителем отрывка из поэмы Н.Некрасова «О погоде. Уличные впечатления».
Обратимся к сцене истязания клячонки.
В этой сцене Достоевский снова показывает два противоположных образа.
- Какие?
// Миколка
– Какую роль он выполняет?
// мучитель, палач, убийца
Клячонка – жертва, которая не способна защитить себя
- Какой мы видим клячонку в сне Раскольникова?
// маленькая, тощая, саврасая, слабая крестьянская клячонка, впряженная в большую телегу (приём? - антитеза); автор использует слово с уменьшительным суффиксом. Она беспомощна.
- Каким мы видим Миколку?
// молодой, с толстою шеей, с мясистым, красным, как морковь, лицом
- Какой поступок совершает Миколка?
// крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо
- Как он это делает?
// сначала бьет кнутом, затем хлещет, бьет от остервенения по морде, по глазам, затем берет оглоблю, затем лом.
Говоря о чувствах Миколки, Ф.М.Достоевский прибегает к градации: сначала он испытывает наслаждение от предполагаемой потехи, потом сердится, а затем приходит в бешенство; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Кто-то из толпы кричит: «Топором ее...»
- Но в этой сцене важен ещё один образ. Какой?
// образ 7-летнего ребенка
- Кто он в этой сцене?
// сострадатель (по терминологии Ф.М.Достоевского)
- Как ведет себя мальчик?
// его душа бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передает нежное, трепетное отношение мальчика к савраске), и он, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала защитить, спасти несчастную лошадь, (докажите текстом стр. 56) а потом отомстить за нее, бросаясь на Миколку (докажите текстом).
Страшный сон!
- Что испытывает Р.Раскольников, когда просыпается?
// ужас, безобразный сон
- Как воспринимает Раскольников роль палача после пробуждения?
(найдите отрывок) «Господи, отрекаюсь от этой проклятой … мечты моей!»
«Свобода, свобода! Он свободен от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!»
9. Итоги урока
- В чем состоит значение сна Р.Раскольникова?
// Ф.М.Достоевский показывает сущность Раскольникова, душу чистого человека, способного сопереживать.
Этот сон – крик его растревоженной души, совести. Это крик о том, что он не хочет убивать.
Сон показывает, что ребенок – образ Христов – живет в душе героя, протестуя против жестокости, убийства. Поэтому Р. отказывается сразу после сна, от своей страшной «мечты».
Прием «Пятиминутное эссе» (рефлексия)
Первый сон Р. - один из ключевых эпизодов романа «Преступление и наказание».
Представьте, что вы кинорежиссер и снимаете фильм по этому произведению.
– Как бы вы сняли эпизод «Первый сон Р.Раскольникова»?
В первой экранизации романа, фильме Льва Кулиджанова 1969 года, сна о лошади нет. Почему – понятно. Как снимать его, тем более что при съемке фильма необходимо сделать несколько дублей. И как потом это показывать на экране? В фильме другой сон, с которого картина начинается. Раскольников убегает от полицейских, вот-вот они его схватят, он бежит из последних сил и в тот момент, когда его должны схватить, в ужасе просыпается.
Эти сны различаются принципиально? Влияет ли замена сна на раскрытие образа Раскольникова?
Дома: ответьте на эти вопросы и напишите небольшое эссе из 3-5 предложений.