Тема родовой и исторической памяти в повести И.С. Шмелёва "Лето Господне"

Разделы: Литература


Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование. Одним из направлений работы при этом является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное на воспитание духовно-нравственной личности.

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, поэтому логично, что приобщение школьников к духовным и культурным ценностям в современной школе необходимо осуществлять через изучение того материала, который связан с этой темой. «Лето Господне» И.С.Шмелёва в этом плане – кладезь духовных ценностей.

Учитель приглашает  учащихся к обдумыванию прочитанного: они находят эпизоды, иллюстрирующие поведение отца во время работы, на отдыхе, в минуты общения с сыном и др. и анализируют их.

История любого рода неразрывно связана с судьбой страны и её народа. Мальчик Ваня – наследник родовой и исторической памяти понимает это, потому что  глядя  на кремль, произносит: «Это – моё, я знаю. И стены, и башни, и соборы… были во мне всегда».
В результате работы на основе личного жизненного опыта, на основе знания текста у обучающихся постепенно складывается представление насчёт того, каким надо вырасти.
Таким образом, цели урока учителем достигнуты всем ходом урока, постановкой вопросов и ответов учащихся.

Цели:

  • обучать навыкам анализа художественного текста, работе с дополнительной литературой; работе по осмыслению проблем произведения.
  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать молодое поколение в уважении к прошлому своего рода и страны,
  • актуализировать личный жизненный опыт учащихся.

Тип урока: комбинированный с использованием коммуникативно-деятельностного подхода (урок-исследование).

Методы:

  • эвристический (частично поисковый) – метод, активизирующий мыслительную деятельность учащихся;
  • исследовательский – открытие учеником произведения;
  • метод творческого чтения и задания, направленный на активизацию эмоциональной сферы.

Приемы: работа с текстом, постановка проблемных вопросов для обсуждения, анализ эпизодов, аналитическая беседа, комментированное чтение, использование предметных связей с музыкой, живописью.

Оборудование: аудиозапись колокольного звона, портрет И.С.Шмелева, репродукции к произведению.

На центральной части доски:

Счастлив тот дом, где пребывает мир, где брат любит брата,
Родители пекутся о детях, дети почитают родителей!
Там благодать Господня…

И.С.Шмелёв

 

 

ХОД УРОКА

Учитель. Эпиграфом к своему роману И.С.Шмелёв взял строки А.С.Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Знания истории своего рода – благодарная память. Автор романа проследил родословную Шмелёвых до 17 века: прабабушка Устинья, дедушка, Отец. Что вы об этом прочитали в романе.

Ученик. Род Шмелёвых принадлежал к числу известных и уважаемых московских купеческих семей. Прабабушка Устинья хранила патриархальные порядки в доме и дух старинного благочестия в семье. Дед же разорился: «потерял весь капитал – отказался дать взятку». Отец писателя Сергей Иванович, «с 15 лет помогал деду по подрядным делам».

Учитель. Помнить прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом, по Шмелёву, основа незыблемости мира, воспринимаемого как высший нравственный закон. Поэтому, наверное, особое место в детских впечатлениях писателя благодарная память избрала Отца. – Что вам стало известно о С.И.Шмелёве из воспоминаний о нём сына?

Ученик.  «Отец не кончил курса в мещанском училище. С 15 лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и барки с лесом и щепным товаром. После смерти отца занимался подрядами: строил мосты. Дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал портомойни на реке, купальни, лодки, бани, ввёл впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы на Девичьем поле и под Новинском. Кипел в делах.  Дома его видели только в праздник».

Учитель.Очевидно, это было фамильной чертой в семье Шмелёвых: Отцу становиться Матерью. Матерью стал единственному сыну и.С.Шмелёв и назвал в честь праведного деда – Сергеем. – Расскажите, как И.С.Шмелёв любил своего сына?

Ученик.Сказать, что он любил своего сына Сергея – значит, сказать очень мало. Прямо – таки с материнской нежностью относился он к нему, дышал над ним. А когда сын – офицер оказался на германской, в артиллерийском дивизионе, – отец считал дни, писал нежные, истинно материнские письма. «Ну, дорогой мой, мальчик мой. Крепко и сладко целую твои глазки и всего тебя…» «Проводил тебя (после короткой побывки) – и снова из меня душу вынули». Когда многопудовые германские «чемоданы» обрушивались на русские окопы, тревожился, сделал ли его «растрёпка», «ласточка» прививку и кутает ли он шею шарфом.

Ученик.В 1920 году офицер Добровольческой армии Сергей Шмелёв, не пожелавший уехать с врангельцами на чужбину, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян. Страдания отца, потерявшего безумно любимого единственного сына, не поддаются описанию. После письма бунина с предложением выехать за границу «на отдых, на работу литературную» Шмелёв в 1922 году выезжает сначала в Берлин, а потом в Париж.

Учитель. Из глубины души, со дна памяти подымались образы и картины, не давшие иссякнуть таланту в пору отчаяния и скорби. Отсюда, из чужой и «роскошной» страны, из потаённых закромов памяти пришли впечатления детства. Они и составили книги: «Родное», «Богомолье», «Лето Господне».

 

– Вспомните, где впервые увидел свет роман «Лето Господне»?

Ученик. Полностью роман был напечатан в 1948 году. В известном парижском издательстве, специализировавшемся на русской литературе. В России же эту книгу смогли прочитать в 1988 году, спустя 48 лет после кончины автора.

Учитель. История любого рода неразрывно связана с судьбой страны и её народа. Обратимся к роману «Лето Господне». Мальчик Ваня – наследник родовой и исторической памяти, будущий хранитель традиций. Когда он смотрит на Кремль, то в нём просыпается чувство национального русского. Помните, что он произносит? «Это – моё, я знаю. И стены, и башни, и соборы… были во мне всегда».

«Лето Господне» – это ещё и роман воспитания, так как его внутренний сюжет – путешествие детской души, её становление под влиянием повседневного общения с миром взрослых, в особенности с Отцом. – Обратите внимание но то, кто окружает Ваню?

Ученик. Ваню окружают самые близкие и любимые люди: Горкин, Василь Васильич, нянька Домнушка, кухарка Марьюшка, кормилка Настя, Антипушка – кучер и... любимый отец.

Учитель. Как живёт отец Вани – Сергей Иванович?

Ученик. Он «трудами – заботами дедушкины дела поправил», и теперь члены семьи «небогаты, трудами папашеньки только и живут», приобретая всё праведными делами. Сергей Иванович «сам не допьёт – не доест, а рабочего человека не обидит», – говорит Горкин.

Ученик. Живёт Сергей Иванович благочестиво: на Рождество устраивает обед «для разных», то есть для бедных, добрыми делами он «всех обласкал».

Учитель. Отец Вани – праведник, так как живёт по совести. Почему обрывается жизнь этого благочестивого человека? Какой несчастный случай с ним произошёл?

Ученик. Сергей Иванович сброшен ещё не объезженной лошадью и протащен ею по камням. Да так, что его полностью разбитого, едва привезли домой. Внезапная немощь отца Вани преображает всех вокруг. За него переживают не только его домочадцы, но и те, кто знал его. Стараются вылечить, облегчить боль, поднять на ноги.

Ученик. Уже на похоронах его «возчик угля да веничков» бесплатно привозит можжевельник (пасхальный символ бессмертия), скупой крестьянин откладывает взимание долгов, сторожиха – банщица опекает сирот. Смерть праведника делает всех добрей.

Учитель.  Как Он принимает несчастье?

Ученик. Сергей Иванович принимает несчастье с христианским смирением. Он сносит самые мучительные боли. Так врачу он говорит: «На всё воля Божья». Он занят размышлениями о вечном, но и временное ему не чуждо, он хранит на письменном столе «желтик» – цветок, сорванный сыном.

Учитель. Отец для мальчика – олицетворение живого, деятельного начала. Пример жизни «по совести» Дом держится на Отце. А дом для Вани – центр детской вселенной. Значит, Отец – центр этой Вселенной. Сыну нравится находиться рядом с Отцом. Наблюдать за ним, чувствовать проявление отцовской любви. – Что об этом мы читаем в повести? Найдите эпизоды, иллюстрирующие поведение отца во время работы, на отдыхе, в минуты общения с сыном.

Ученик. Ваня обращает внимание, что расстроенный отец «не ущипнул за щёчку». «В одном пиджаке, без шапки, вскакивает на лёд, ходит по острым глыбам, стараясь удержаться: машет смешно руками. Расставил ноги, выпятил грудь и смотрит зачем – то в небо. Должно быть, он рад весне. Смеётся, что – то шутит…» Сыну приятно, когда отец теребит его за щёчку.

      

Ученик. «Отец любит возиться с птичками  и зажигать лампадки». «Отец не одет, в рубашке,  – так он мне ещё больше нравится. Засучив рукава, он берёт соловья в ладонь, зажимает соловью носик и окунает три раза в ведро с водой». «Мы смеёмся».

Учитель. В романе мы становимся свидетелями духовного становления детской души, Ваниной. Но духовное достижение требует проверки: ею становится тяжёлая болезнь и смерть Отца.  – Как всё это переживает мальчик?

Ученик.  Сыну, обожаемому Отца, тяжело смириться с обрушившимся несчастьем.  Мальчик бунтует, обращается с вопросами к Богу, не понимая, почему тому нужна смерть Отца: «Богу ведь тоже сирот жалко», «пусть старые помирают», «почему Бог нас не пожалеет, чуда не сотворит».

Учитель. Итак, мальчик видит пример жизни отца. Жизни «по совести», благочестивой жизни. Под влиянием событий (церковных праздников, истории смерти Отца) и происходит духовное взросление Ивана. – Вспомните об этом, расскажите, что вам запомнилось? – Прежде послушайте аудиозапись звона колоколов, чтобы настроиться на ту эмоциональную волну, на которой находится мальчик.

Ученик. Иван впервые говеет (постничает) на Великий пост. Впервые идёт на исповедь, где искренне кается во всех детских грехах. И покаяние принесло свои плоды. Когда после причастия на улице его попытался оскорбить местный хулиган Гришка, Иван сначала хотел ответить в той же манере, но удержался, так как вспомнил об исповеди, что это ему искушение.

   

Ученик. Часть первая – «Праздники» – открывается первым днём великого поста (Чистый понедельник). Мальчик обратил внимание на то, что в этот день взрослые переоделись в старую одежду. Что «розовые занавески, с охотниками и утками» сняли. Зажгли «голого стекла лампадку», не разрешали бегать и играть, потому что – Великий пост. «Мучается Сын Божий», а значит, настала пора готовить душу к Светлому дню, к Пасхе. «Нельзя сразу, а надо приуготовляться, а то и духовной радости не будет», – наставлял Горкин Ивана.

Учитель. Память в романе «Лето Господне» – категория эстетическая: именно по законам благодарной памяти построено повествование Шмелёва. Детство, Дом в родном Замоскворечье, Россия увидены внутренним, духовным оком семилетнего мальчика Вани, но за ним стоит писатель Иван Шмелёв, уже прошедший тот путь, который его герою предстоит. Вот и прожили мы все вместе с вами и  с Ваней Шмелевым один день "Лета Господня". Находите духовную поддержку в замечательной повести  И.С. Шмелева.
– Домашним заданием будет написать сочинение – миниатюру  «Образ повествователя в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне».