Цель урока:
- проанализировать роман К.Дзесова «Рубцы на сердце»;
- познакомить учащихся с работами И.П.Обросова и И.Джанкишиева по данной тематике;
- прививать гуманистические чувства;
- развивать устную связную речь.
Форма урока - интегрированный урок.
Оборудование: рабочий стенд с репродукцией картин вышеназванных художников, грамзапись песни В.Высоцкого, портрет К.Дзесова.
Учитель литературы: «Надо разоблачать весь сталинский ужас!» «…ибо дремота совести и беспамятство чреваты возвратом к казарменному обществу, в котором фельдфебели от идеологии заставляли вытягиваться культуру в струнку, требуя от неё в ответ только «Есть!» и «Будет исполнено!» - вторит белорусскому поэту осетинский современный писатель Георгий Тедеев.
Поэтому произведения искусства разных жанров, способствующие нашему исцелению от гражданской летаргии, найдут для себя место на нашем уроке.
И начнем с живописи.
Сообщение учителя изобразительного искусства: Замечательный русский художник Игорь Павлович Обросов начал делать графическую серию, посвящённую событиям 1937 г., ещё в 60-х годах.
Триптих - это арест отца. Это попытка осмыслить час горьких испытаний. Горе обрушивается на семью - фигуры застывают. Час морока. Скупая черно-белая палитра Обросова здесь идеально исполняет свою роль. Прощание - и дом родной приобретает для уходящего строгие очертания отстранения. Отдаляющаяся семья - жена, дети, беременная родственница, фигуры знаменуют начало трагедии. Продолжение вскоре - преждевременные роды. Недавно Обросов отмечал 50-летие родившегося тогда хилого мальчика, ныне доктора геологии.
Что он знал об отце? Что тот был талантливым учёным и большевиком, членом РСДРП с 1902 года. Что он основал в Омске мединститут и достаточно много сделал для развития медицины в Сибири.
Обросов пытается объяснить самому себе, почему пламенные большевички пассивно ожидали ареста и уничтожения. Суть 1-ой части триптиха в том и заключается: отец и мать в ожидании тревоги. «Того взяли, того взяли», - сообщал отец, приходя с работы. В ряду причин Обросов находит и следующую: они глубоко вросли в миры своих домов, семей, кресел и проблем. Им было что терять. И своего отца художник изображает не героем, а человеком высокого достоинства. Центральная часть: последний взгляд, печаль и боль за остающихся.
Триптих был написан, но осталось неудовлетворение. Создавая триптих, Обросов наливался соками свежих мыслей, тяжело переворачиваясь с центрифугой меняющегося времени. Трагедия требовала борьбы, противостояния. И он написал новую картину - четвертую часть. Две силы перед нами: отец, который не только нацелен на противников, но и переживает «борение с самим собой», и допрашивающие - два лика, выбитые на скале эпохи. Низколобый, жестокий садист и ловкий подлец - хитро обтесавший себя политический чиновник системы НКВД. Последний пришёл в картину из 60-ых годов. Напряжение черного и белого, сражение правды и нечисти. Смысл пластичен. И поэтому художник не вникает в детали, он устремлён к обобщению, чтобы сразу свет - и виден убегающий или иммигрирующий бандит.
Иногда художник рисует себя на своих картинах. Вот он, худенький мальчишка, провожает взглядом арестованного отца.
«Трагедию 1937 года заслонила война», - говорит художник. И это так. В заключение хочу сказать, что Обросов чувствует в себе силу правды, потому что он человек чести.
Обсуждение триптиха и четвертой части картины Обросова
1 часть - «Ожидание»
2 часть - «Арест»
3 часть - «Семья»
4 часть - «Признать себя виновным»
Учитель литературы: - Какие мысли и чувства вызывает у вас работа народного художника РСФСР И.П.Обросова?
- Что вы можете сказать об авторе полотен как о гражданине?
- Можете ли вы назвать другие работы зарубежных или местных художников, в которых бы нашло отражение трагедии 30-ых годов, трагедии многонационального народа.\
Ученик: Да, например картина балкарского художника Ибрагима Джанкишиева «Красные скалы» и его диптих «Остывший очаг. Смерть поэта».
Учитель литературы: Бесспорно, в картинах И.Джанкишиева - трагедия народа, но она относится к другому периоду, к 40-м годам, речь идёт о репрессии в 1944 году балкарского народа. Вот как об этом вспоминает сам художник:
«…И однажды ночью меня разбудила мама. В комнате я увидел каких-то солдат с винтовками и автоматами. Меня быстро одели, вывели на улицу и посадили в кузов грузовика. Вокруг шумят, ругаются, несколько солдат лучом прожектора освещают склоны прилегающих гор. Боялись, наверное, «энкаведешники», что наши начнут в темноте разбегаться. А кому убегать было - женщинам от своих детей или старикам от своих внуков?... Таков был путь на нашу Голгофу…»
В связи с этим я хочу порекомендовать прочитать публицистический очерк молодого балкарского писателя Владимира Лукьяева «А вы вернётесь, верьте мне…» в журнале «Юность» 1989 г.
Я стар и мне не вернуться,
А вы вернётесь, верьте мне.
Берегите веру и душу,
Чтобы было с чем возвращаться и для чего возвращаться.
Не таите злобу,
Нет в ней смысла,
Оставляю вам завещание:
Спасение - в единении и надежде
Этим стихотворением мудрого балкарского поэта Кязима Мячиева, чья могила затерялась где-то там, в казахских степях под Талды-Курганом, заканчиваю первую часть нашего урока. Но вопрос В.Лукьяева, который поставлен в очерке «За что? За что с нами так поступили? За что хотели сжить со свету наш народ, которого не хватило бы даже на то, чтобы заполнить трибуны довоенного стадиона «Динамо»?», всегда меня мучает.
После этого учитель истории на нашем уроке рассказала о репрессиях в Северной Осетии, привела убедительные факты. Например, завод «Электроцинк» в течении 1,5 месяцев потерял 30 человек, причем самых умных и преданных делу партии.
Учитель литературы: - А теперь перейдем к обсуждению романа Кудзага Дзесова «Рубцы на сердце».
Сообщение учащейся: - Дзесов Кудзаг Габрелович (1905-1981) - видный осетинский писатель старшего поколения. Родился в селении Едыс Южной Осетии. Здесь окончил трёхклассную школу, продолжал обучение в школе селения Дзау. С 1923 по 1925 годы, Дзесов учился во Владикавказе в первой опытно-показательной школе.
С 1925 г. Работал в газете «Растдзинад»
С 1926 по 1928 г., учился в Московском государственном институте журналистики.
Член СП с 1934 г., делегат I Всесоюзного съезда советских писателей.
С 1936 по 1957 г., был лишен возможности заниматься литературной деятельностью, был объявлен «врагом народа». Об этом периоде своей жизни К.Г.Дзесов рассказывает в книге «Рубцы на сердце».
Беседа по содержанию романа
Вопросы:
- Вы все прочитали это произведение. Почему именно об этой книге у нас сегодня речь?
- Давайте вместе с героями романа пройдём их нелегкими дорогами. Докажите, опираясь на текст, что сталинский террор стал массовым явлением и нанес ущерб экономике страны, а главное подорвал основы духовного здоровья общества.
- Найдите в тексте и прокомментируйте описания тяжелейших моментов следствия, обратитесь к тем страницам, где автор рассказывает о нравах и быте заключённых, устроенных таким образом, чтобы превратить человека или в сильно жестокого зверя или в робкую скотину.
- В романе много действующих лиц, у каждого из них своя судьба, своя статья. О ком бы из них вам хотелось рассказать?
- Каков нравственный облик главного героя книги?
- Как ему удалось сохранить незапятнанной совесть, чистой, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам?
- Какие черты характера героя достойны уважения?
- Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственная сила не могут устоять под давлением внешних обстоятельств. Приведите примеры из текста.
- В чем была вина «врагов народа» - «без вины виноватых»?
Вина!
Она была, конечно,
Мы были той виной сильны.
Нам виноватым, было легче,
Чем взятым вовсе без вины.
(Анатолий Жигулин, репрессированный в 50-е годы).
«Мы были той виной сильны». Это и о героях романа «Рубцы на сердце». Как вы понимаете эту строчку?
Возможный ответ: Под пытками не выдали никого, выжили, вернулись из ада сталинских лагерей несломленными. Выжили потому, что думали о судьбе Родины и своего народа. Вот в том-то и была их «вина» (перед властью), которая давала им силы.
- Расскажите о патриотических чувствах заключённых во время Великой Отечественной войны.
- Какие несчастья эта война принесла не только народу, но и полит.заключенным? Прочитайте об этом в тексте.
- Какие нравственные уроки нужно извлечь из романа К.Дзесова «Рубцы на сердце»?
Обобщения, данные учащимися:
- В стране, в которой взаимоотношения между человеком и государством определены идеологией «тотализированной империи», жить сложно. Кажется, что ни о каком добре и свободе речи не может быть. Тогда во имя чего жить? Через страдания, сомнения героев автор приводит читателя к мысли: человек должен стремится к свободе.
- Дзесов, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского долга, достоинства каждого человека.
- Несмотря на то, что в романе много трагических эпизодов, ситуаций, судеб, в челом мироощущение Кудзага Дзесова вселяет веру и оптимизм.
Учитель музыки: - Вера и оптимизм необходимы человеку в любой ситуации, иначе нельзя никак.
Владимир Высоцкий. Песня «Банька по-белому».
В этой глубоко трагичной песне В.Высоцкий уловил важную общественно-политическую причину преступных деяний - утрату людьми веры в справедливость, в закон:
Сколько веры в лесу повалено…
- Да, - продолжает учитель литературы, - эпоха создаёт общества, но как поступить в них, определяет сам человек
Время? Время дано.
Это не подлежит обсуждению.
Подлежишь обсуждению ты,
Разместившийся в этом времени.
(Наум Коржавин, репрессированный поэт)
Задание для самостоятельного прочтения
Советую прочитать о своих сверстниках в годы сталинщины:
- В.Макшеев «И видеть сны…» журнал «Октябрь» №4 1989 г. Повесть о судьбе латыша.
- А.Алексин «Игрушка».
- Р.Гибизов «Белые ночи».