Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви.
К.Паустовский. «Поток жизни.
Заметки о прозе Куприна»
Но тогда не знал ещё царь, что скоро пошлёт ему бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.
А.И. Куприн. «Суламифь»
Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире.
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»
Цели:
- Раскрыть своеобразие интерпретации Куприным темы любви на примере повести «Гранатовый браслет» с учётом особенностей её художественного воплощения.
- Учить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать; обогащать и усложнять словарный запас учащихся, способствовать овладению выразительными свойствами языка.
- Воспитывать в юношах рыцарское отношение к женщине, формировать у школьников представление о любви как высоком и прекрасном чувстве.
Методы и приёмы: эвристический (частично-поисковый) метод с элементами исследовательского и репродуктивного.
Виды деятельности учащихся.
- Подбор материала из художественного произведения для ответа на заданный учителем вопрос или для подтверждения (опровержения) выдвинутых тезисов.
- Выразительное чтение отрывков из повести.
- Пересказ эпизодов повести с элементами анализа текста.
- Анализ образа героя.
- Анализ стилевых особенностей произведения.
- Запись тезисов или конспекта на основе услышанного на уроке.
Опережающие индивидуальные вопросы и задания к обсуждению повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
- Перечитайте фрагменты пейзажных зарисовок в повести. Какова их общая тональность? В каких деталях она проявляется? Какое настроение создаёт у читателя? Почему?
- Какие варианты взаимоотношений между мужчиной и женщиной представляет Куприн на примере замужества двух сестёр: Анны Николаевны Фриессе и Веры Николаевны Шеиной? Счастливы ли они в браке? Почему?
- Какова роль генерала Аносова в повести? Почему его образ выписан так подробно и с такой очевидной симпатией автора?
- В ответ на вопрос княгини Веры о том, довелось ли «дедушке» видеть настоящую любовь, генерал Аносов рассказывает о двух случаях, один из которых «был продиктован глупостью, а другой … так… какая-то кислота… одна жалость…», случаях, лишь «похожих», по его мнению, на «такую любовь». Почему же безнадёжную любовь Желткова Аносов считает именно такой, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»?
- В звуках сонаты Бетховена Вера Николаевна будто слышит прощальное мысленное послание человека, «покорно и радостно» обрёкшего себя «на мучения, страдания и смерть»: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Почему же речь идёт о взаимной любви как о свершившемся факте, если чувство Желткова оставалось безответным?
- Действительно ли безнадёжная любовь Желткова сделала его несчастным? Почему плачет Вера Николаевна? От осознания своей вины перед Желтковым? От жалости к нему? Или отчего-то ещё?
- .«… смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью», – считает литературовед Е. Добин. Каковы, по вашему мнению, первая и вторая победы?
- Многие детали повести символичны. Обратим внимание на две из них. Вспомните, что позолоченная цепочка с кулоном в виде пасхального яйца, полученная в подарок Людмилой Ивановной Любимовой, прототипом героини повести княгини Веры, под пером Куприна превращается в гранатовый браслет. Кстати, Вера Николаевна получила на именины и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Что известно о свойствах граната и жемчуга? В чём заключается символическое значение этих деталей? В повести есть ещё одна символическая деталь – красная роза, которую княгиня Вера Николаевна положила под шею умершему Желткову. Каково значение этой детали?
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Предопределение.
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И … поединок роковой…И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец …Ф. Тютчев.
«Есть у Куприна одна заветная тема. Он
прикасается к ней целомудренно, благоговейно и
нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это –
тема любви, – писал К. Паустовский в своих
заметках о Куприне. – Один из самых благоуханных
и томительных рассказов о любви – и самых
печальных – это купринский «Гранатовый
браслет». Куприн плакал над рукописью
«Гранатового браслета», плакал скупыми и
облегчающими слезами».
Ещё в повести «Суламифь», в канву которой
писатель вплёл древнюю легенду о бесконечной
любви царя Соломона к юной
девушке-простолюдинке, Куприн говорит о великом
таинстве любви как о божественном даре: «Но тогда
не знал ещё царь, что скоро пошлёт ему бог такую
нежную и пламенную, преданную и прекрасную
любовь, которая одна дороже богатства, славы и
мудрости, которая дороже самой жизни, потому что
даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».
Воистину прекрасно взаимное чувство Соломона и
красавицы Суламифи. Но не менее прекрасно и
неразделённое чувство «самого обыкновенного
человека – гнущего спину за канцелярским столом
– чиновника контрольной палаты Желткова» (К.
Паустовский).
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной
в мире», – говорит один из героев повести
«Гранатовый браслет». Эти слова, пожалуй, точнее
всего характеризуют представление автора о
любви. Так что же такое любовь: благословение или
проклятие человека?
Герой повести Куприна «Поединок» Назанский
говорит о любви так: «Она – удел избранных. Вот
вам пример: все люди обладают слухом, но у
миллионов он как у рыб, а один из этого миллиона –
Бетховен. Так во всём: в поэзии, в художестве, в
мудрости.. И любовь имеет свои вершины, доступные
лишь единицам из миллионов».
Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть
своеобразие интерпретации Куприным темы любви
на примере рассказа «Гранатовый браслет» с
учётом особенностей её художественного
воплощения.
2. Выступление учащихся с сообщениями о творческой истории рассказа «Гранатовый браслет»
В основу повести «Гранатовый браслет»
был положен реальный случай: в жену одного из
российских губернаторов Людмилу Ивановну
Любимову был безнадёжно влюблён телеграфный
чиновник Жёлтиков (или Жёлтый), который однажды
послал подарок любимой женщине – простенькую
позолоченную цепочку с кулоном в виде
пасхального яйца.
Сын Людмилы Ивановны вспоминал: «Александр
Иванович Куприн был с нами в свойстве. Канва
«Гранатового браслета» почерпнута им из нашей
семейной хроники. Прототипами для некоторых
действующих лиц послужили члены моей семьи, в
частности для князя Василия Львовича Шеина – мой
отец, с которым Куприн был в приятельских
отношениях. < … >
Героиня «Гранатового браслета» княгиня Вера
Шеина – дочь боевого офицера, татарского князя
Мирза-Булат-Тугановского, «древний род которого
восходил до самого Тамерлана». Героиня
действительных событий, вдохновивших А.И.
Куприна, – моя мать, Людмила Ивановна Любимова
(1877 – 1960), дочь Ивана Яковлевича
Туган-Барановского <…> В период между первым и
вторым своим замужеством моя мать стала получать
письма, автор которых, не называя себя и
подчёркивая, что разница в социальном положении
не позволяет ему рассчитывать на взаимность,
изъяснялся в любви к ней.
Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в
юности читал их. Анонимный влюблённый, как потом
выяснилось, – Жёлтый (в рассказе – Желтков),
писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь
Шеин в шутку решает, что так писать может только
какой-нибудь телеграфист), в одном письме он
сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру
моей матери, и описывал обстановку (у Куприна
Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как
Желтков, «переодевшись трубочистом и
вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини
Веры»). Тон посланий был то выспренный, то
ворчливый. Он то сердился на мою мать, то
благодарил её, хотя она никак не реагировала на
его изъяснения.
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они
приходили чуть ли не каждый день в течение
двух-трёх лет) моя мать даже перестала их читать,
и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по
утрам очередное послание влюблённого
телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный
корреспондент прислал моей матери гранатовый
браслет. Мой дядя… (у Куприна – Николай
Николаевич) и отец, тогда бывший женихом моей
матери, отправились к Жёлтому. Всё это
происходило не в черноморском городе, как у
Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков,
жил действительно на шестом этаже. «Заплёванная
лестница, – пишет Куприн, – пахла мышами,
кошками, керосином и стиркой», – всё это
соответствует слышанному мною от отца. Жёлтый
ютился в убогой мансарде. Его застали за
составлением очередного послания. < … > Отец
рассказывал мне, что почувствовал в Жёлтом
какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной
страсти. Дядя же … горячился, был без нужды
резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не
писать больше моей матери. Этим всё и кончилось.
Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам
ничего не известно».
3. Обсуждение повести «Гранатовый браслет» в форме эвристической беседы
- Давайте вспомним, с чего всё начинается. С пейзажа, с описания «отвратительных погод», принесших холод, ураганный ветер, на смену которым приходят прелестные солнечные дни.
- Перечитайте фрагменты пейзажных зарисовок в повести. Какова их общая тональность? В каких деталях она проявляется? Какое настроение создаёт у читателя? Почему?
– События повести разворачиваются в сентябре.
Именно в день своих именин, 17 сентября (это день
мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии),
Вера Николаевна Шеина получает в подарок
гранатовый браслет. Этот эпизод, описанный лишь в
V главе повести, можно считать завязкой сюжета
произведения. О чём же шла речь в первых четырёх
главах? Размеренное, неторопливое повествование
о жизни русской дворянской семьи в пригороде
морского курорта, предваряемое и изредка
прерываемое описанием картин окружающей
природы.
«В середине августа, перед рождением молодого
месяца, вдруг наступили отвратительные погоды,
какие так свойственны северному побережью
Чёрного моря. То по целым суткам тяжело лежал
над землёю и морем густой туман, и тогда огромная
сирена на маяке ревела днём и ночью, точно
бешеный бык. То с утра до утра шёл не переставая
мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший
глинистые дороги и тропинки в сплошную густую
грязь… То задувал с северо-запада, со стороны
степи, свирепый ураган; от него верхушки
деревьев раскачивались, пригибаясь и
выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам
железные кровли дач… вздрагивали оконные рамы,
хлопали двери, и дико завывало в печных
трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудились
в море, а два и совсем не вернулись: только спустя
неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных
местах берега».
Дачники возвращаются в город, и печально было
видеть «оставленные дачи с их внезапным
простором, пустотой и оголённостью, с изуродованными
клумбами, разбитыми стёклами, брошенными собаками
и всяческим дачным сором из окурков, бумажек,
черепков, коробочек и аптекарских пузырьков».
Картина действительно печальная, она навевает
тоску и вызывает какое-то тревожное чувство.
Куприн намеренно исключил из повествования
описание жарких солнечных дней, которыми так
богаты морские курорты и с которыми
ассоциируется представление о благополучной
жизни. Ненастье же чаще воспринимается как
иллюстрация драматических событий, трагической
ситуации.
«Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем
неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие
безоблачные дни, такие ясные, солнечные и
тёплые, каких не было даже в июле». Казалось бы,
тревожное предчувствие обмануло, на смену
ненастью пришли погожие деньки, но всё же в
природе царствует осень: «На обсохших сжатых
полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела
слюдяным блеском осенняя паутина.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно
роняли жёлтые листья». А осень – пора хотя и
прекрасная, но, тем не менее, печальная. (Вспомним
пушкинские строки: «Прекрасная пора, очей
очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса»).
Ощущение печали расставания уже не покидает
читателя, и он эмоционально подготовлен к
возможной трагической развязке повести.
- Собственно события повести развиваются очень неспешно: идут приготовления к именинному обеду, постепенно съезжаются гости, которых автор словно представляет читателям, начинаются общие разговоры, карты и … рассматривание альбома, где карикатурно изображена «новая повесть» «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Исподволь входит на страницы повести её основная тема – тема любви.
- Что происходит в жизни супругов, если их брак не освящён настоящей любовью? Куприн приводит в повести несколько примеров: скоропалительная женитьба тогда ещё молодого и наивного Аносова («… он был когда-то женат, но так давно, что даже позабыл об этом. Ещё до войны жена сбежала от него с проезжим актёром, пленясь его бархатной курткой и кружевными манжетами»), рассказывает о взаимоотношениях в семьях сестёр Анны и Веры.
- Какие варианты взаимоотношений между мужчиной и женщиной представляет Куприн на примере замужества двух сестёр: Анны Николаевны Фриессе и Веры Николаевны Шеиной? Счастливы ли они в браке? Почему?
– Анна «была замужем за очень богатым и
очень глупым человеком… Мужа она терпеть не
могла, но родила от него двух детей… Она охотно
предавалась самому рискованному флирту во всех
столицах и на всех курортах Европы, но никогда не
изменяла мужу, которого, однако, презрительно
высмеивала и в глаза и за глаза…» Муж «обожал
Анну, как и в первый день супружества, всегда
старался сесть около неё, незаметно притронуться
к ней и ухаживал за нею так влюблённо и
самодовольно, что часто становилось за него и
жалко и неловко». Кроме того супруг, мягко говоря,
не блистал красотой: «… его худое, гладко
обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными
жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися
глазными орбитами, походило на череп, обнажавший
в смехе прескверные зубы».
В такой семье нет и не может быть счастья, потому
что в основе взаимоотношения супругов нет
взаимного чувства. Густав Иванович Фриессе
обожает жену небескорыстно: самодовольство, с
которым он ухаживает за супругой, выдаёт в нём
собственника, заполучившего дорогую игрушку.
Анна же несчастна вдвойне: презрение к мужу не
позволяет ей если не любить, то хотя бы уважать
его, а представление о супружеской верности не
даёт возможности найти любовь «на стороне».
Потому она охотно предаётся «самому
рискованному флирту», любит «азартные игры,
танцы, сильные впечатления, острые зрелища», то
есть стремится всячески разнообразить жизнь, в
которой не было, нет и никогда не будет настоящей
любви.
На первый взгляд, Вера Николаевна счастлива в
браке, но её «прежняя страстная любовь к мужу
давно уже перешла в чувство прочной, верной,
истинной дружбы», и счастье стало каким-то
слишком привычным. «Когда я в первый раз вижу
море после большого времени, оно меня и волнует, и
радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу
огромное, торжественное чудо, – говорит Вера
сестре. – Но потом, когда привыкну к нему, оно
начинает меня давить своей плоской пустотой…».
Вера Николаевна подсознательно чувствует, что
слова эти применимы к её собственной жизни,
возведённой, казалось бы, на прочном фундаменте
страстной любви, и медленно покрывающейся
плесенью скуки. Недаром разговор об истинной
любви, на который вызвал сестёр генерал Аносов,
именно в душе Веры нашёл живой отклик. Если она
так счастлива в браке, как пытается уверить себя
и окружающих, почему же мысль о том, что «мимо неё
прошла большая любовь, которая повторяется
только один раз в тысячу лет», заставила её
страдать? Всеми осмеянный и презираемый Желтков
боготворит возлюбленную и готов весь мир бросить
к её ногам. А князь Василий Львович Шеин,
высокородный дворянин, занимавший видное
положение в обществе, совершенно не готов идти на
жертвы ради любимой женщины, он гораздо охотней
передоверяет ей заботы о собственной персоне и
всего лишь благосклонно принимает их. Княгиня же
«всеми силами старалась помочь князю удержаться
от полного разорения. Она во многом, незаметно
для него, отказывала себе и, насколько возможно,
экономила в домашнем хозяйстве». Да, любящая
женщина всю себя посвящает своему избраннику. Но
она, как правило, ждёт такого же отношения и к
себе со стороны мужчины. А если мужчина слишком
самодоволен и ленив? Если заботу женщины он
воспринимает как должное? Во взаимоотношениях
появляется некий перекос, и гармония нарушается.
А счастье оказывается призрачным.
- По-настоящему серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова. Почему его образ выписан так подробно и с такой очевидной симпатией автора? Какую роль играет этот персонаж в повести?
– Генерал Аносов был боевым товарищем и преданным другом покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры и Анны. «У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухлыми полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть». «По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нём совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, – черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-весёлого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побеждённому, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости». Давно преданный сбежавшей с проезжим актёром нелюбимой женой, старый холостяк Аносов «всю свою скрытую нежность души и потребность сердечной любви перенёс на… детвору» и любил сестёр Анну и Веру как собственных дочерей: «Дети просто обожали его за баловство, за подарки, за ложи в цирк и театр и за то, что никто так увлекательно не умел играть с ними, как Аносов. Но больше всего их очаровывали и крепче всего запечатлелись в их памяти его рассказы о военных походах…»
Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют читателя проникнуться искренней симпатией к герою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина.
- В ответ на вопрос княгини Веры о том, довелось ли «дедушке» видеть настоящую любовь, генерал Аносов рассказывает о двух случаях, один из которых «был продиктован глупостью, а другой … так… какая-то кислота… одна жалость…», случаях, лишь «похожих», по его мнению, на «такую любовь». Почему же безнадёжную любовь Желткова Аносов считает именно такой, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»?
Первым прозвучал рассказ о случае, который, по
выражению Аносова, «был продиктован глупостью».
Прибывший в полк новоиспечённый прапорщик
угодил в ловко расставленные сети
безнравственной женщины. «Ужасная это тука, –
говорит генерал, – когда свежий и чистый
мальчишка положит свою первую любовь к ногам
старой, опытной и властолюбивой развратницы.
Если он сейчас выскочил невредим – всё равно в
будущем считай его погибшим. Это – штамп на всю
жизнь». И уж самое скверное, что ради пьяной
прихоти «этакой полковой Мессалины», по первому
её слову молодой офицер бросился под поезд, чтобы
на глазах у жестокой возлюбленной расстаться с
жизнью. «Но какой-то идиот вздумал его удерживать
и отталкивать. Да не осилил. Прапорщик как
уцепился руками за рельсы, так ему обе кисти и
оттяпало». Пришлось молодому калеке уехать из
города, чтобы не стать «живым укором перед
глазами и ей, и всему полку». «И пропал человек…
самым подлым образом… Стал попрошайкой… замёрз
где-то на пристани в Петербурге».
Да, произошла трагедия. Но история, несмотря на
ужасный финал, кажется действительно глупой.
Объект любви не стоит таких жертв, а потому
изначально чистое и прекрасное чувство
осквернено и превращено в фарс.
Другой же случай «был совсем жалкий». И если
молодому прапорщику, пострадавшему от
собственной наивности и юношеского романтизма,
Аносов сочувствует, то капитана, героя второй
истории, он просто называет «олухом» и не может
простить офицеру, который не был «тряпкой» и
«размазнёй», на которого солдаты богу молились,
необъяснимого малодушия во взаимоотношениях с
собственной неверной женой. Аносов кстати
замечает, что Леночка, супруга капитана, «такая
же женщина была, как и первая, только молодая и
красивая». Её измены не были тайной для мужа.
Более того. «Под конец сошлась она накрепко с
поручиком Вишняковым… Так втроём и жили в
двумужественном браке – точно это самый
законный вид супружества». А капитан? Он на всё
закрывал глаза, лишь бы Леночка была счастлива. В
своём самоуничижении перед любимой женщиной он
дошёл до того, что «ухаживал за этим трусом и
лодырем Вишняковым, за этим трутнем безмедовым,
– как нянька, как мать… укутывал его своей
шинелью, ходил вместо него на сапёрные работы…
проверял за него сторожевые посты». И всё потому
только, что бесстыдница жена перед отправкой на
фронт крикнула мужу вслед на прощанье: «Помни же,
береги Володю! Если что-нибудь с ним случится –
уйду из дому и никогда не вернусь. И детей
заберу».
Финал второй истории, на первый взгляд, менее
трагичен, чем в предыдущей: «Ей богу, хотя и грех
вспоминать, но все обрадовались, когда узнали,
что Вишняков скончался в госпитале от тифа…».
Однако и в этом случае любовь опошлена и унижена:
слишком жалким и слабым выглядит «храбрый
солдат», позволяющий относиться к себе как к
ничтожеству.
Что же даёт основания генералу Аносову считать
любовь Желткова к Вере Николаевне настоящей,
именно такой, «о которой грезят женщины и на
которую больше не способны мужчины»? Ведь он
никогда не встречал этого молодого человека, не
говорил с ним, не читал его писем. Он узнал лишь о
посылке и о содержании последнего письма,
которое княгиня Вера передала почти дословно.
Видимо, этого оказалось достаточно, чтобы
почувствовать искренность и силу чувств
таинственного обожателя. Но главное, Аносов
хорошо знал Веру и понимал, что женщины, подобные
ей, достойны поклонения и обожания. Любовь к
такой женщине, благородной, целомудренной,
доброй и чуткой, становится возвышенной и
прекрасной. А если влюблённый мужчина наделён
теми же качествами, то рождается «такая любовь,
для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь,
пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость»,
и «никакие жизненные удобства, расчёты и
компромиссы не должны её касаться». Быть может,
Вера Николаевна и Желтков были предназначены
друг для друга самой судьбой. И лишь светские
условности (неравное социальное положение) не
позволили состояться их встрече ранее. Если бы
они встретились и объяснились, то кто знает, как
бы закончилась эта история.
- Говоря о героях повести, не следует забывать о ещё одном действующем лице – музыке. Бетховенская «Аппассионата» упомянута и в эпиграфе, мощные аккорды сонаты в прямом и переносном смысле звучат в последней главе произведения, подчиняя сам стиль повествования своеобразному музыкальному ритму: «Да святится имя Твое».
- В звуках сонаты Бетховена Вера Николаевна будто слышит прощальное мысленное послание человека, «покорно и радостно» обрёкшего себя «на мучения, страдания и смерть»: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Почему же речь идёт о взаимной любви как о свершившемся факте, если чувство Желткова оставалось безответным?
– Ещё в первых главах повести автор сообщает,
что «прежняя страстная любовь к мужу» княгини
Веры Николаевны «давно уже перешла в чувство
прочной, верной, истинной дружбы». Но вспомним
любовь Желткова, которая не ослабевает вот уже в
течение семи лет. Возможно, как раз истинное
чувство не проходит со временем, не
улетучивается, не перерождается, оно бессмертно.
А значит, «прежняя страстная любовь к мужу» всего
лишь заблуждение, обман? Иначе, почему она
оказалась такой недолгой?
Вспомним, как неприятны были Вере Николаевне
насмешки над Желтковым её мужа и презрительное
высокомерие брата, как потрясло княгиню известие
о смерти молодого человека, как всё неотвязнее
становились мысли о той самой, «настоящей,
самоотверженной, истинной любви», которая прошла
мимо, как, узнав почерк Желткова, развернула его
последнее письмо «с нежностью». Вспомним,
наконец, визит княгини в квартиру Желткова, чтобы
проститься с умершим, большую красную розу,
которую она положила ему под шею, и «долгий
дружеский поцелуй». Так могла вести себя только
женщина, потерявшая возлюбленного.
Вера Николаевна лишь на мгновение обрела любовь,
чтобы тут же проститься с ней.
- Действительно ли безнадёжная любовь Желткова сделала его несчастным? Почему плачет Вера Николаевна? От осознания своей вины перед Желтковым? От жалости к нему? Или отчего-то ещё?
– На первый взгляд, явной и потому главной
кажется трагедия Желткова, смысл существования
которого заключается в поклонении любимой
женщине и обожании издалека, без какой-либо
надежды на взаимность, трагедия маленького
человека, безропотно отдавшего жизнь во имя
любви.
Но разве не трагична судьба княгини Веры
Николаевны Шеиной, вдруг осознавшей, «что мимо
неё прошла большая любовь, которая повторяется
только один раз в тысячу лет», о которой «в
глубине своего сердца» мечтает каждая женщина,
любви «единой, всепрощающей, на всё готовой,
скромной и самоотверженной», и что теперь её
мечте не суждено осуществиться никогда?
Более того, Куприн устами одного из героев
повести – генерала Аносова – говорит о трагедии
поколений людей, у которых «любовь … приняла
такие пошлые формы и снизошла до какого-то
житейского удобства, до маленького развлечения»,
называя причины этой трагедии: «Виноваты
мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими
телами и заячьими душами, неспособные к сильным
желаниям, к героическим поступкам, к нежности и
обожанию перед любовью. < … > Пройдёт ещё лет
тридцать <…> женщины займут в мире
неслыханную власть. Они будут одеваться, как
индийские идолы. Они будут попирать…мужчин, как
презренных, низкопоклонных рабов. Их
сумасбродные прихоти и капризы станут для нас
мучительными законами. И всё оттого, что мы
целыми поколениями не умели преклоняться и
благоговеть перед любовью».
Следуя логике генерала Аносова, утверждавшего,
что «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти
на мучения» во имя любви – «вовсе не труд, а одна
радость», именно Желтков, более других достойный,
на первый взгляд, жалости, оказался по-настоящему
счастливым, именно ему Господь ниспослал великий
и редкий дар любви«бескорыстной,
самоотверженной, не ждущей награды» и позволил
заплатить за этот дар жизнью.
Существует мнение, неоднократно высказанное
критиками, что в образе Желткова есть некая
ущербность, ибо для него весь мир сузился до
любви к женщине. Куприн же своей повестью
подтверждает, что для его героя не мир сужается
до любви, а любовь становится безграничной и
бесконечной, как вселенная. Она настолько велика,
что заслоняет собой всё, становится не частью
жизни, а самой жизнью.
Вера Николаевна плачет не только от жалости к
Желткову, не только от осознания своей невольной
вины перед ним, но и потому, что ощутила потерю
того, чего, казалось бы, никогда не имела, потерю
истинной любви, которой позволила пройти мимо.
- «… смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью», – пишет литературовед Е. Добин. Каковы, по вашему мнению, первая и вторая победы?
– Возможно, первая победа Желткова – это
победа над собой, над своей робостью и
неуверенностью. Герой доказал прежде всего себе,
что он и подобные ему имеют право на любовь.
Вторую победу Желтков одержал над чёрствыми и
высокомерными людьми, подобными брату княгини
Николаю Николаевичу, который сам никого не любит
и не признаёт этого права за другими. Кроме того,
Желтков напомнил Василию Львовичу, мужу княгини
Веры, каким сокровищем он обладает.
Правда, скорее всего, обе эти победы были
одержаны ранее, в момент объяснения Желткова с
нагрянувшими к нему на квартиру Василием
Львовичем и Николаем Николаевичем.
- Многие детали повести символичны. Обратим внимание на две из них. Вспомните, что позолоченная цепочка с кулоном в виде пасхального яйца, полученная в подарок Людмилой Ивановной Любимовой, прототипом героини повести княгини Веры, под пером Куприна превращается в гранатовый браслет. Кстати, Вера Николаевна получила на именины и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Что известно о свойствах граната и жемчуга? В чём заключается символическое значение этих деталей?
– В повести «Суламифь» царь Соломон, даря своей
возлюбленной драгоценности, говорит о
«внутренней природе камней, об их волшебных
свойствах и таинственных значениях»: «Это камень
любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося
в лихорадке или опьянённого желанием, он
становится теплее и горит красным пламенем…
Если растолочь его в порошок и принимать с водой,
он даёт румянец лицу, успокаивает желудок и
веселит душу Носящий его приобретает власть над
людьми. Он врачует сердце, мозг и память». Таковы
свойства граната.
Жемчуг же издавна являлся символом, с одной
стороны, духовной чистоты, с другой – недоброго
предзнаменования.
Жемчужные серьги так же прекрасны, чисты и
холодны, как сама Вера Николаевна, независимая и
невозмутимо спокойная. Они так же светлы, чисты и
холодны, как и взаимоотношения княгини с мужем,
которого она «любит» в силу привычки.
Гранат же пылает кроваво-красным. Это цвет
страсти. Он прекрасен и опасен одновременно. Он
заставляет учащённо биться ленивое сердце Веры
Николаевны, подвергает соблазнам душу и бередит
её память.
Если жемчуг – лёд, символ застывшего
однообразия, то гранат – кипящая кровь, символ
жизни в её вечном движении.
- В повести есть ещё одна символическая деталь – красная роза, которую княгиня Вера Николаевна положила под шею умершему Желткову. Каково значение этой детали?
– Красная роза – символ любви, страсти. Именно красные розы принято дарить возлюбленным. Для Веры Николаевны этот цветок – попытка, пусть запоздалая, ответить на чувства Желткова, её признание.
4. Заключительное слово учителя
Любовь – величайшая тайна в мире. Над загадкой
её человечество бьётся тысячи лет. Со времён
Адама и по нынешний день миллионы мужчин и женщин
боготворят и проклинают это чувство, воспевают
его и низводят до уровня скабрезности. Но как бы
там ни было, мечта об истинной любви живёт в душе
человека. Каждый мужчина может быть хоть немного
благородным рыцарем, а каждая женщина –
прекрасной дамой.
«От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были
моей единственной радостью в жизни, единственным
украшением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и
пусть ничто временное и житейское не тревожит
Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки». Поверьте,
произнести такие слова, равно как и услышать их в
свой адрес – уже счастье.
Герой повести «Гранатовый браслет» высказал
мысль, не новую для нас. Вспомните бессмертное
пушкинское:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
5. Домашнее задание
1. Творческая работа (задания по выбору).
2. Письменно ответить на вопросы:
1. Л. Крутикова утверждает: «Драматический финал, вымышленный писателем, придавал необычную силу и весомость чувству Желткова. Его любовь побеждала смерть и предрассудки, она подымала над суетным благополучием княгиню Веру Шеину…»
Л. Рослякова высказывает противоположное мнение: «Вдумаемся в её фразу, завершающую рассказ: «Нет, нет, – он меня простил теперь. Всё хорошо». Не с этой ли убеждающей интонации начинается обретение прежней стабильности, уравновешенности и возвращение в обычное состояние душевного уюта: ведь ленивое сердце так легко поддаётся уговорам, и оно успокоится прежде, чем высохнут слёзы, а воспоминание о Желткове будет предано забвению, да и гранатовый браслет никогда не попадётся ей на глаза».
Какая из двух трактовок финала вам ближе?2. Известный литературовед О. Михайлов пишет: «Стремясь воспеть красоту бескорыстного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи», Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного и жалкого чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна «выпрямить», окрылить его. Замкнутая сама в себе, эта любовь обладает лишь разрушительной силой… Это чувство вытесняет все остальные помыслы из сознания героя. Богатство души Желткова оборачивается внезапно её бедностью».
Согласны ли вы с такой точкой зрения исследователя? Желтков – герой или жертва?3. Почему Желтков предпочёл уйти из жизни? Возможен ли в повести «Гранатовый браслет» иной финал?