Тема Родины в русском искусстве

Разделы: Литература, Музыка


Цель урока: раскрыть связь между различными видами искусства при изображении темы Родины.

Задачи: развивать творческие способности и речь учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, аудио- и видеоматериалы, календарь (приз).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа по вопросам

Учитель музыки (УМ): Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с хорошо знакомой вам песни «Родник». (Исполнение песни).

Учитель литературы (УЛ): Какое слово вы считаете ключевым в этой песне и почему? (Родник, так как повторяется на протяжении всей песни).
– Назовите однокоренные слова к лексеме «родник». (Род, родственник, родственный, родина…)
– Какое общее лексическое значение у всех этих слов? (Что-то близкое, родное, дорогое каждому человеку).

3. Запись темы

– Сегодня на уроке пойдет речь о теме Родины в различных видах искусства. Давайте запишем тему. (Тема Родины в русском искусстве).

– Что вы понимаете под словом «родина»? (Край, который нужно беречь от врагов, природа, близкие нам люди…)

Прослушивание песни «С чего начинается Родина».

УМ: Действительно, понятие «родина» складывается из множества составляющих. Вот как сказал об этом Марк Бернес в песне «С чего начинается Родина…» (слушаем запись одного куплета).

4. Запись подтемы

УЛ: Охватить все эти компоненты на одном уроке невозможно, поэтому мы поговорим только об одной маленькой части, составляющей понятие Родины, – природе нашего родного края. (Образ природы родного края)

5. Обсуждение эпиграфа

УМ: Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку:

Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?

Л. Щипахина

УЛ: Как вы понимаете этот эпиграф? (От каждого из нас зависит сохранение всех особенностей нашей природы, нужно уметь слышать песню земли и не пренебрегать своими обязанностями оберегать природу своего родного края).
Благодаря чему именно стихотворный, а не прозаический текст возможно положить на музыку? (Благодаря ритму, ритмический рисунок можно изобразить и для стихотворения, и для музыкального произведения)
Давайте изобразим ритмический рисунок для каждой строки и определим стихотворный размер. (4-стопный амфибрахий; в последних двух – 2-стопный амфибрахий).
В каких строчках общий ритм нарушается? (В последних двух).
Если объединить две последние строки, то они будут представлять собой 4-ую строку четверостишия. Почему автор решил разбить ее на две отдельные строчки? Какой прием он использовал? (Синтаксический параллелизм и анафору, чтобы придать большую значимость риторическим вопросам  даже на визуальном уровне).

УМ: Получается, что для более яркого создания образа часто стараются воздействовать на разные органы чувств. Различные виды искусства помогают нам представить тот или иной образ более отчетливо и ярко.

6. Разговор о синестетиках

УЛ: А как называются люди, которые при прослушивании музыки способны рисовать картину в своем воображении или при виде буквы могут представить ее цвет? (Синестетик).
– Все творческие люди обладают этим важным качеством – уметь слышать цвет, чувствовать и видеть звук. Например, композитор Александр Скрябин видел цвет музыкальных нот, а писатель Владимир Набоков еще в детстве удивился кубикам с цветными буквами и сказал, что цвета на них перепутаны.

7. Способы отображения действительности

УМ: Каждый творческий человек выбирает свои способы передачи мыслей, чувств и переживаний. С помощью чего рисуют картины поэты и писатели? (С помощью художественных средств). А композиторы? (С помощью динамики, тональности, тембра, темпа…)

8. Прослушивание фрагмента «Святки» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Выполнение задания, сбор букв.

УЛ: Обратимся к зимней зарисовке П.И. Чайковским природы нашего края и подберем по вариантам различные художественные средства, наиболее подходящие  к пьесе «Святки». (1 ряд – метафоры, 2 ряд – эпитеты, 3 ряд – олицетворения, 4 ряд – сравнения).
– Вы нарисовали очень интересную картину зимнего времени года, природа оказалась очеловеченной, живой. А вот как изобразил зиму один из художников. Попробуйте догадаться, кто написал картину «Зимний пейзаж с мельницами». (Картина И. Левитана)

– Вы правильно угадали, это – Левитан.

УМ: Представьте, что каждая буква в фамилии – это нота от ДО до СИ. Возьмите из фамилии ноты ДО, СОЛЬ и запишите получившиеся буквы на полях (Л, А). 

9. Чтение стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта»

УЛ: За зимой, как известно, в наш край приходит весна. Вот как изобразил этот приход А. Фет. Послушайте его и подумайте, в чем его особенность. (Можно на фоне весенней темы) (И.Левитан «Ранняя весна»)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Эти стаи, эти птицы,
Этот крик и вереницы,
Этот говор вод.

Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и этот свист.

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.

(В этом стихотворении нет ни одного глагола, что характерно для творчества Фета. Изобразить черты весны позволяет особая по выразительности лексика и подбор ярких определений).

УМ: Из этого времени года возьмите ноты РЕ, СОЛЬ (Е, А).

10. Чтение стихотворения о лете, написанное учеником 7 класса

УЛ: Но мы с вами движемся дальше. (И.Шишкин «Летний день»)

– Следующее время года гораздо объемнее, чем может показаться на первый взгляд, ведь его корень связан не с одним сезоном, а с целым годом, летами. Наверное, мало кто из нас отказался бы от того, чтобы это время года действительно длилось весь год. Именно об этом и написал в своем стихотворении ученик Красов Александр.

УМ: Из полного имени этого ученика возьмите ноты ДО и РЕ 2-й октавы.

УЛ: А теперь определите фамилию поэта по следующим подсказкам.

  • Он не любил весну: Скучна мне оттепель; вонь, грязь, весной я болен.
  • Он не любил лето: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
  • К зиме он относился более благосклонно: Суровою зимой я более доволен, люблю ее снега.
  • Он обожал осень: Люблю я пышное природы увяданье. (А.С. Пушкин) (Портрет А.С. Пушкина )

– Что было связано в жизни Пушкина с осенью? (В жизни Пушкина был период под названием – Болдинская осень. Это самое плодотворное время для поэта).
– Какое художественное средство использовал Пушкин в словосочетании «пышное увяданье»? (Оксюморон).
– Для чего оно было использовано? (Чтобы показать противоречие между обычным отношением к осени и отношением к ней автора).

УМ: Возьмите из фамилии писателя ноты ФА и ЛЯ (К, Н).

12. Отношение Чайковского к осени в «Осенней песне» (прослушивание фрагмента, И.Шишкин «Ранняя осень»):

УЛ: Меняется ли настроение, переданное Чайковским, по сравнению с отношением к осени Пушкина? (Расставание с летом, сожаление о его уходе, об увядающей природе.)
– Можно ли этой мелодией проиллюстрировать стихотворение Пушкина? (Нет, так как Пушкин и Чайковский по-разному относятся к этому времени года).

УМ: Следовательно, необходимо тщательно прислушиваться к музыке, уметь ее читать, понимать, чтобы правильно подобрать к необходимому поэтическому отрывку. Возьмите ноту СОЛЬ из этого времени года (Ь).

13. Вручение приза

УЛ: Конечно, обо всех особенностях природы родного края можно говорить еще очень долго, но наглядно эти картины вы сможете увидеть в том призе, который получите, если правильно соберете слово из записанных вами нот-букв. (КАЛЕНДАРЬ).

14. Итоги урока

УМ: Подведем итоги сегодняшнего урока. Все виды искусства взаимосвязаны, есть черты, которые объединяют всех авторов: и музыкантов, и писателей, и художников.

УЛ: Всем им необходимо воображение, стремление понять другого человека и найти способы воздействия на читателей или слушателей, которые, в свою очередь, становятся соавторами, благодаря собственному воображению.

15. Перспективное планирование

– Тема Родины настолько обширна и многогранна, что ее изучение необходимо продолжать на всех последующих уроках. Одной из важнейших составляющих этой темы является патриотизм.

УМ: Пусть наша заключительная песня станет своеобразным мостиком к следующим урокам по той же теме (песня «Тучи в голубом» под презентацию к песне).