Цель урока: раскрыть связь между различными видами искусства при изображении темы Родины.
Задачи: развивать творческие способности и речь учащихся.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, аудио- и видеоматериалы, календарь (приз).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Беседа по вопросам
Учитель музыки (УМ): Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с хорошо знакомой вам песни «Родник». (Исполнение песни).
Учитель литературы (УЛ): Какое слово вы
считаете ключевым в этой песне и почему? (Родник,
так как повторяется на протяжении всей песни).
– Назовите однокоренные слова к лексеме
«родник». (Род, родственник, родственный,
родина…)
– Какое общее лексическое значение у всех этих
слов? (Что-то близкое, родное, дорогое каждому
человеку).
3. Запись темы
– Сегодня на уроке пойдет речь о теме Родины в различных видах искусства. Давайте запишем тему. (Тема Родины в русском искусстве).
– Что вы понимаете под словом «родина»? (Край, который нужно беречь от врагов, природа, близкие нам люди…)
Прослушивание песни «С чего начинается Родина».
УМ: Действительно, понятие «родина» складывается из множества составляющих. Вот как сказал об этом Марк Бернес в песне «С чего начинается Родина…» (слушаем запись одного куплета).
4. Запись подтемы
УЛ: Охватить все эти компоненты на одном уроке невозможно, поэтому мы поговорим только об одной маленькой части, составляющей понятие Родины, – природе нашего родного края. (Образ природы родного края)
5. Обсуждение эпиграфа
УМ: Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку:
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?Л. Щипахина
УЛ: Как вы понимаете этот эпиграф? (От
каждого из нас зависит сохранение всех
особенностей нашей природы, нужно уметь слышать
песню земли и не пренебрегать своими
обязанностями оберегать природу своего родного
края).
Благодаря чему именно стихотворный, а не
прозаический текст возможно положить на музыку? (Благодаря
ритму, ритмический рисунок можно изобразить и
для стихотворения, и для музыкального
произведения)
Давайте изобразим ритмический рисунок для
каждой строки и определим стихотворный размер. (4-стопный
амфибрахий; в последних двух – 2-стопный
амфибрахий).
В каких строчках общий ритм нарушается? (В
последних двух).
Если объединить две последние строки, то они
будут представлять собой 4-ую строку
четверостишия. Почему автор решил разбить ее на
две отдельные строчки? Какой прием он
использовал? (Синтаксический параллелизм и
анафору, чтобы придать большую значимость
риторическим вопросам даже на визуальном
уровне).
УМ: Получается, что для более яркого создания образа часто стараются воздействовать на разные органы чувств. Различные виды искусства помогают нам представить тот или иной образ более отчетливо и ярко.
6. Разговор о синестетиках
УЛ: А как называются люди, которые при
прослушивании музыки способны рисовать картину
в своем воображении или при виде буквы могут
представить ее цвет? (Синестетик).
– Все творческие люди обладают этим важным
качеством – уметь слышать цвет, чувствовать и
видеть звук. Например, композитор Александр
Скрябин видел цвет музыкальных нот, а писатель
Владимир Набоков еще в детстве удивился кубикам
с цветными буквами и сказал, что цвета на них
перепутаны.
7. Способы отображения действительности
УМ: Каждый творческий человек выбирает свои способы передачи мыслей, чувств и переживаний. С помощью чего рисуют картины поэты и писатели? (С помощью художественных средств). А композиторы? (С помощью динамики, тональности, тембра, темпа…)
8. Прослушивание фрагмента «Святки» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Выполнение задания, сбор букв.
УЛ: Обратимся к зимней зарисовке П.И.
Чайковским природы нашего края и подберем по
вариантам различные художественные средства,
наиболее подходящие к пьесе «Святки».
(1 ряд – метафоры, 2 ряд – эпитеты, 3 ряд –
олицетворения, 4 ряд – сравнения).
– Вы нарисовали очень интересную картину
зимнего времени года, природа оказалась
очеловеченной, живой. А вот как изобразил зиму
один из художников. Попробуйте догадаться, кто
написал картину «Зимний пейзаж с мельницами». (Картина
И. Левитана)
– Вы правильно угадали, это – Левитан.
УМ: Представьте, что каждая буква в фамилии – это нота от ДО до СИ. Возьмите из фамилии ноты ДО, СОЛЬ и запишите получившиеся буквы на полях (Л, А).
9. Чтение стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта»
УЛ: За зимой, как известно, в наш край приходит весна. Вот как изобразил этот приход А. Фет. Послушайте его и подумайте, в чем его особенность. (Можно на фоне весенней темы) (И.Левитан «Ранняя весна»)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Эти стаи, эти птицы,
Этот крик и вереницы,
Этот говор вод.Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и этот свист.Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
(В этом стихотворении нет ни одного глагола, что характерно для творчества Фета. Изобразить черты весны позволяет особая по выразительности лексика и подбор ярких определений).
УМ: Из этого времени года возьмите ноты РЕ, СОЛЬ (Е, А).
10. Чтение стихотворения о лете, написанное учеником 7 класса
УЛ: Но мы с вами движемся дальше. (И.Шишкин «Летний день»)
– Следующее время года гораздо объемнее, чем может показаться на первый взгляд, ведь его корень связан не с одним сезоном, а с целым годом, летами. Наверное, мало кто из нас отказался бы от того, чтобы это время года действительно длилось весь год. Именно об этом и написал в своем стихотворении ученик Красов Александр.
УМ: Из полного имени этого ученика возьмите ноты ДО и РЕ 2-й октавы.
УЛ: А теперь определите фамилию поэта по следующим подсказкам.
- Он не любил весну: Скучна мне оттепель; вонь, грязь, весной я болен.
- Он не любил лето: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
- К зиме он относился более благосклонно: Суровою зимой я более доволен, люблю ее снега.
- Он обожал осень: Люблю я пышное природы увяданье. (А.С. Пушкин) (Портрет А.С. Пушкина )
– Что было связано в жизни Пушкина с осенью? (В
жизни Пушкина был период под названием –
Болдинская осень. Это самое плодотворное время
для поэта).
– Какое художественное средство использовал
Пушкин в словосочетании «пышное увяданье»? (Оксюморон).
– Для чего оно было использовано? (Чтобы
показать противоречие между обычным отношением
к осени и отношением к ней автора).
УМ: Возьмите из фамилии писателя ноты ФА и ЛЯ (К, Н).
12. Отношение Чайковского к осени в «Осенней песне» (прослушивание фрагмента, И.Шишкин «Ранняя осень»):
УЛ: Меняется ли настроение, переданное
Чайковским, по сравнению с отношением к осени
Пушкина? (Расставание с летом, сожаление о его
уходе, об увядающей природе.)
– Можно ли этой мелодией проиллюстрировать
стихотворение Пушкина? (Нет, так как Пушкин и
Чайковский по-разному относятся к этому времени
года).
УМ: Следовательно, необходимо тщательно прислушиваться к музыке, уметь ее читать, понимать, чтобы правильно подобрать к необходимому поэтическому отрывку. Возьмите ноту СОЛЬ из этого времени года (Ь).
13. Вручение приза
УЛ: Конечно, обо всех особенностях природы родного края можно говорить еще очень долго, но наглядно эти картины вы сможете увидеть в том призе, который получите, если правильно соберете слово из записанных вами нот-букв. (КАЛЕНДАРЬ).
14. Итоги урока
УМ: Подведем итоги сегодняшнего урока. Все виды искусства взаимосвязаны, есть черты, которые объединяют всех авторов: и музыкантов, и писателей, и художников.
УЛ: Всем им необходимо воображение, стремление понять другого человека и найти способы воздействия на читателей или слушателей, которые, в свою очередь, становятся соавторами, благодаря собственному воображению.
15. Перспективное планирование
– Тема Родины настолько обширна и многогранна, что ее изучение необходимо продолжать на всех последующих уроках. Одной из важнейших составляющих этой темы является патриотизм.
УМ: Пусть наша заключительная песня станет своеобразным мостиком к следующим урокам по той же теме (песня «Тучи в голубом» под презентацию к песне).