Тема Родины в творчестве поэтов трех веков

Разделы: Литература


Цели урока:

  • учебная: рассмотреть тему Родины на примере творчества русских поэтов 19-21 веков, подготовить учащихся к написанию экзаменационных сочинений;
  • воспитательная: воспитание любви к своему отечеству, интереса к культурному наследию предков, способности мыслить масштабно, чувствовать глубоко;
  • развивающая: учить сопоставлять, сравнивать, исследовать, воспринимать поэтический текст, анализировать стихотворения, создавать тексты на заданную тему.

Ход урока

1. Литературная композиция «На поле Куликовом» (сопровождается видеорядом)

Презентация к уроку составляется творческой группой учащихся)

«На поле Куликовом» Александр Блок

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

2.

Мы, сам - друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути - горючий белый камень.
За рекой - поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»

Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

5.

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!

2. Слово учителя

Прозвучали строки из цикла «На поле Куликовом» русского поэта А.А.Блока.

«Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу, - принадлежит … к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". И, по его убеждению, время возвращения наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, превосходящие её.

И Блок оказался прав. 20 столетие для России ознаменовалось двумя мировыми войнами, тремя революциями, гражданской войной. Великой Отечественной.

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных. Сегодня в 21 веке можно уже отчетливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играли, играют и будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика русских людей и - более того - оказывают и будут оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя не военную, а нравственную силу России.

Битва на Куликовом поле была важнейшим этапом великого противостояния между православной Русью и латинским Западом. Наступил 21 век, и сегодня мы снова чувствуем приближение грозных и тревожных событий, подобных Куликовской битве. Послушаем, как об этом говорит иеромонах Роман, в миру Александр Матюшин, поэт, стоявший у истоков русского духовного возрождения, получивший в 20011 году литературную премию, (слушаем фрагмент стихотворения «Вся Россия стала полем Куликовым…).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какая проблема будет в центре нашего внимания? Тему урока формулируют учащиеся.

(О России. О ее непростой судьбе).

- Россия, Русь. Родина. Её тайну до сих пор пытаются разгадать историки и политики из различных стран мира. Однако, бесспорно, больше всего в этом вопросе преуспели русские поэты.

(Запишем тему урока)

3. Проверка домашнего задания методом мозгового штурма

- Ребята, над какой проблемой вы работали дома? (1 группа - исследовала проблему - Россия в творчестве поэтов 19 века, 2 группа - Россия в творчестве поэтов 20 века. 3 группа - Россия в творчестве поэтов 21 века). Прошу каждую группу представить результаты своих исследований.

Как поэты заступились за Россию? На чьей они стороне?

1 группа говорит о Пушкине, о том, как относился поэт к России, к Наполеону, как был резок по отношению к тем, кто пытался задеть русского человека:

  • «Клеветникам России»
  • «Славянам»
  • «К Чаадаеву»

О Ф.И.Тютчеве, о его любви к России православной, о противопоставлении Западу.

2 группа - об А.Блоке

  • «На поле Куликовом»
  • «Россия»
  • «Скифы»

Об И.Бунине

  • «Родина»

3 группа - о поэте, композиторе, музыканте И. Талькове (200 песен, погиб в 34 года) («патриот без пафоса, поэт без надрыва, философ без нравоучений») «Россия» (песня)

Юнна Мориц - позиция поэта-современника (сборник стихотворений «Не для печати»)

4. Итоги обсуждения ваших исследований

Возможные вопросы:

- Что же самое важное было в этой теме для Пушкина…

- Какой вы увидели Россию Блока, Бунина. Тютчева?

- Поэт И.Тальков говорил о том, что Россия - боль его души

Примерные ответы

- Для Пушкина Россия - Отчизна, славянский мир, славянская цивилизация, которая всегда готова защищать себя.

- Для Тютчева - это православный, кроткий славянский мир, где духовные ценности важнее материального благополучия.

- Для Блока - «О. Русь моя! Жена моя!» Родина самое близкое и дорогое.

- Для Бунина Россия - родина-мать, страна, на которую он молится, которую жалеет и любит.

- Для Игоря Талькова - страна-исполин, обманутая и поруганная врагами, которая обязательно встанет с колен.

- Для Юнны Мориц Россия - это страна, которая стоит на такой нравственной высоте, которая недоступна врагам, оболгавшим ее.

Можно предложить продолжить предложение

Обратим внимание на стихотворение А.С.Пушкина на презентации:

К ЯЗЫКОВУ (Михайловское, 1824)

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;

Сделайте вывод о том, что же объединяет русских поэтов трех веков в отношении к своей Родине?

Индивидуальное задание для самостоятельной работы. Прочитайте лирический тексты поэтов новейшей литературы и сопоставьте с классическими поэтами (В.Соснора, И.Жданов, Л.Лосев, Ю.Мориц)

Вывод делают учащиеся.

Все они беззаветно любили свою родину, знали ее историю, были защитниками тех нравственных и духовных ценностей, благодаря которым Россия всегда возрождалась к новой жизни, что всегда оставалось загадкой для Запада. Их «битва за Россию», их высочайшая любовь к ней, заступничество за нее - пример неиссякаемой любви к Родине. Их портреты перед нами. Они рядом с нами в битве за духовное возрождение нашего Отечества.

5. Домашнее задание по выбору учащихся

Обращаемся к заданиям 15 и 16 ЕГЭ (слайд)

Рассматриваем образцы, выполненные на консультации на примере стихотворения А.А.Блока «Река раскинулась, течет, грустит лениво (смотри приложение к уроку)

- Как вы понимаете проблематику стихотворения А.А.Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»?

- В каких произведениях русские поэты обращались к теме Родины и в чем они созвучны стихотворению А.А.Блока?

- Какой предстает Россия в творчестве А.А.Блока

- О каком авторе вы бы хотели писать и почему?

- С кем бы хотели бы сопоставить и почему?

6. Рефлексия

- Что было самым главным для вас на этом уроке?

- Что пригодится на экзамене?

- Что завещают нам великие поэты? (любить и беречь свою Родину, знать ее историю)

Выразите свое отношение к их творчеству

7. Заключение. Обрамляющая композиция

Коллективное чтение стихотворения о России Д.Кедрина (сопровождается видеорядом)

Да, и такой, моя Россия...
А.Блок

Хочешь знать, что такое Россия -
Наша первая в жизни любовь?
Милый друг! Это ребра косые
Полосатых шлагбаумы столбов.
Это щебет в рябиннике горьком,
Пар от резвых коней на бегу,
Это желтая заячья зорька,
След на сахарном синем снегу.
Это пахарь в портах полотняных,
Пес, что воет в ночи на луну,
Это слезы псковских полонянок
В безутешном ливонском плену,
Это горькие всхлипы гармоник,
Свет далеких пожаров ночных,
Это - кашка, татарка и донник
На высоких могилах степных.
Это - эхо от песни усталой,
Облаков перелетных тоска,
Это свист за далекой заставой
Да лучина в окне кабака.
Это хлеб в узелке новобранца,
Это туз, что нашит на плечо,
Это дудка в руке Самозванца,
Это клетка, где жил Пугачев.
Да, страна наша не была раем:
Нас к земле прибивало дождем.
Но когда мы ее потеряем,
Мы милей ничего не найдем.
18 сентября 1942

(звучит песня «Родник» на слова иеромонаха Романа)

Приложение к уроку