Литература
-
Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Автором представлен урок, цель которого - учить детей выделять сюжетные линии в романе, определять их стилевые особенности, изучить роль хронотопа; развивать логическое мышление, умение работать с опорной схемой. Формировать нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру.
-
Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтов 2011
Сегодня, спустя много лет после окончания войны, тема Великой Отечественной войны продолжает волновать поэтов и писателей, она звучит как предостережение и как призыв к бдительности, она поднимает в людях ответственность за их дела и поступки, она зовет их к тому, чтобы всеми возможными средствами воспрепятствовать новой разрушительной войне.
-
Тема веры в романе Ф.М. Достоевского. Светлые двойники Раскольникова. 10-й класс 2011
Основные вопросы, раскрываемые в ходе урока: Раскольников перед очередной дверью; есть ли возможность выбора? верить или не верить? пространство по-свидригайловски и будущее глазами Сонечки Мармеладовой; символы в романе.
-
Тема войны в рассказах В.Астафьева 2011
Данная статья предназначена для учителей литературы, преподающих в 7-х классах по программе В.Я. Коровиной. Это урок внеклассного чтения. Цели урока: знакомство учащихся с рассказами В.П. Астафьева о Великой Отечественной войне; обучение анализу прозаических произведений; развитие речи учащихся; воспитание патриотизма, долга, нравственности. На уроке анализируются такие произведения В.Астафьева, как «Пир после победы», «Сорока», «Ясным ли днем», «Старая лошадь», «Индия».
-
Тема войны в творчестве А. Адамовича. Повесть "Каратели" 2005
Урок внеклассного чтения призван содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, презрения к насилию, несправедливости. "Мы возвращаемся в прошлое, чтобы понять, как это было".
-
Тема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". 8-й класс 2011
В основе урока – организация самостоятельной познавательной деятельности школьников. Учащимся предлагается система заданий, выполняя которые при той или иной дозе помощи (в зависимости от индивидуального уровня развития ученика), каждый школьник работает в зоне ближайшего развития, т.е. делает существенные приращения знаний и развивает ведущие умения. Урок требует определенного навыка работы учащихся с инструктивными карточками и листами самопроверки.
-
Тема грозы в произведениях Л.Н. Толстого, В.В.Набокова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева 2011
Автор на уроке помогает учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь". Через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе. Научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст.
-
Тема детства в рассказе Н.И. Волокитина "Светка — синяя беретка". В творческой мастерской этого рассказа 2009
Одной из основных задач урока является формирование нравственных понятий: сопереживание, соучастие. Утверждение идеи человеческого великодушия, изображение детского характера.
-
Тема детства в русской литературе (по произведениям А.П. Чехова "Мальчики" и М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2012
Изучая Стандарты второго поколения, можно заметить некоторые изменения, которые касаются изучения как русской, так зарубежной литературы. Если ранее обзор художественных произведений предлагался только старшеклассникам, то теперь такие темы есть и в средней школе. Таким образом, к 9–11-м классам учащиеся свободно смогут самостоятельно анализировать и обобщать необходимый материал, пользуясь при этом дополнительной критической литературой.
-
Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» 2015
Форма урока – исследование, учащиеся заполняют исследовательские дневники и оформляют свою работу в виде мини-исследования. Класс разделен на три творческие группы, каждая из которой работает над своими вопросами, опираясь на содержание стихотворения. Одна из групп работает с картинами художников XIX века, которые, как и Н.А. Некрасов, обращались к теме крестьянства. Это картины В. Перова, А. Венецианова, В. Маковского (связь с искусством).
-
Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина 2011
Цели урока выявить знания учащихся о жизни и творчестве поэта; помочь понять учащимся, чем была дружба в жизни поэта; развивать умение выделять главное, делать выводы; помочь понять роль дружбы в жизни каждого человека; продолжить находить образы в лирических произведениях Пушкина.
-
"Тема дружбы и ее воплощение в стихах русских поэтов". 9–11-е классы 2013
Урок содержит сравнительную характеристику стихов лицеистов, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Цель: подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формировать умения структурировать материал; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
-
Тема жизни и смерти в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» 2016
Цели урока: формирование гуманистического мировоззрения; воспитание любви и уважения к творчеству И.А.Бунина; развитие читательской культуры и понимания авторской позиции по вопросу о жизненных целях; овладение умениями чтения и анализа художественного текста.
-
Тема жизни и смерти в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Валерик" 2020
Цели урока: пробуждение интереса учащихся к личности и творчеству Лермонтова, ознакомление с заданиями ЕГЭ по литературе; развитие навыка анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыка выразительного чтения; воспитание нравственности, эстетического вкуса учащихся.
-
Тема занятия "Мини-проект "Проблема воспитания и воспитанности комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2013
Повторяется знание содержания комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проводится работа по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся.
-
Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2013
Урок литературы раскрывает тему искусства, творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести, – предназначение и положение художника в обществе, вопрос о самой сущности искусства.
-
Тема исследования: "Моя родословная" 2010
Автор рассказывает о родословном древе своей семьи.
-
Тема любви в лирике В.Маяковского "Любовь – это жизнь, это главное…". 11-й класс 2009
Урок раскрывает своеобразие любовной лирики В. Маяковского, определяет истинные ценности в жизни поэта, учит анализу лирического текста.
-
Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова 2011
М.Ю. Лермонтов, переживший разочарования, обиды, продолжал хранить в своем сердце любовь, которая помогла ему, как и его лирическому герою, оставаться в битвах и драмах жизни светлым человеком. Его любовь, несмотря на все потрясения, на разлуку, которая была непреодолима, стала чувством, дающим поэту силы созидать, что позволило ему навечно остаться в истории русской литературы.
-
Тема любви в мифах Древней Греции 2012
Урок внеклассного чтения по литературе – прекрасная возможность почувствовать себя свободно даже в школьной программе. Урок с элементами театрализованного представления «Тема любви в мифах Древней Греции» – совместное творчество учителя и ученика. Цель урока: эмоциональное восприятие и осмысление литературы, понимание неразрывной связи истории и литературы.
-
Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2013
Урок-беседа анализирует повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Ученики выявляют особенности изображения автором любви.
-
Тема любви в поэзии А.С. Пушкина 2011
Учащиеся на уроке изучают творчество А.С. Пушкина. Развивают творческое мышление и выразительную речь.
-
Тема любви в поэзии А.С. Пушкина 2011
Предлагаемый урок является частью сложившейся системы изучения творчества А.С. Пушкина, воспитывает интерес к личности и творчеству великого русского поэта, учит видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви. Урок способствует развитию навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
-
Тема любви в поэзии М.И. Цветаевой: "Мне пара крыл прекрасных дана…" 2004
Открытый урок-исследование по литературе в 11-м классе дает возможность учащимся, используя свои навыки анализа поэтического текста, определить своеобразие любовной лирики, почувствовать уникальность мироощущения, увидеть любовь как всеобъемлющее и многоликое чувство, способствовать формированию понимания любви как нравственной категории.
-
Тема любви в произведении А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2011
В ходе урока происходит развитие умения аргументированно излагать собственную точку зрения, совершенствование умений сопоставительного анализа, совершенствование умений выразительного чтения.
-
Тема любви в произведениях Ивана Бунина 2010
На занятии учащиеся знакомятся с произведениями Ивана Бунина любовной тематики; своеобразием рассказов, новизной в изображении психологического состояния человека; неоднозначностью трактовок рассказов.
-
Тема любви в рассказе А.Куприна "Гранатовый браслет". 11-й класс 2012
Цель данного урока – исследование мастерства А.Куприна в изображении мира человеческих чувств посредством аналитической работы с текстом в единстве формы и содержания; раскрытие авторской позиции в определении понятия «настоящая любовь»; создание условий для выражения учениками эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формирование у них ценностного отношения к поставленной проблеме.
-
Тема любви в русской лирике XIX–XX веков 2011
Урок позволяет рассмотреть тему в контексте литературного процесса XIX–XX веков. Учащиеся знакомятся с поэтическими шедеврами на тему любви, с теми, кому посвящена лирика русских поэтов.
-
Тема любви в творчестве В.Маяковского 2011
Рассказывая об эпизодах из личной жизни поэта, обучающиеся глубже начинают понимать переживания лирического героя, начинают видеть в поэте-агитаторе тонкого лирика. Материал может использоваться учителями литературы, обучающимися при изучении творчества В. Маяковского.
-
Тема любви и гражданственности в произведениях И.С. Тургенева "Накануне" и Ф. Стендаля "Ванина Ванини" 2009
Данный урок дает возможность учителю показать взаимосвязь русской и зарубежной литературы в раскрытии темы любви и гражданственности, выявить новаторство писателей в создании художественных образов, через анализ раскрыть черты «нового героя» в русской и зарубежной литературе Х1Х века; раскрыть неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории.