Цели:
- помочь учащимся понять трагичность судеб
героев “маленьких трагедий” А.С.Пушкина;
- проследить, как автор раскрывает в трагедии
“Моцарт и Сальери” общечеловеческую проблему –
трагедию талантливой личности.
Наглядность:
- портрет А.С.Пушкина;
- иллюстрации к текстам;
- эпиграф “Ужасный век, ужасные сердца!”;
- схема “Моцарт и Сальери”;
- карточки с вопросами;
- слайд-презентация “Приложение 1”;
- видеофильм “Моцарт и Сальери” (эпизод);
- диск “Пушкин Александр Сергеевич” (КЛАССИКА, электронная книга);
- А.Моцарт “Реквием” (фрагмент).
Ход урока:
Вступление. Пушкин – самое дорогое, что есть в России, самое родное и близкое для каждого из нас. Известный литературовед и критик Ю.Айхенвальд писал: “Великий и желанный спутник, вечный современник, … он всегда откликается на зов нашего сердца. Его творчество – это неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни, где мы находим всё новые и новые возможности мыслить и чувствовать”. Сегодня мы вновь соприкоснёмся с творениями А.С.Пушкина.
I. Широкому кругу читателей он известен больше как поэт и прозаик, но нельзя забывать, что его перу принадлежат удивительные по своей глубине драматические произведения, среди которых “Маленькие трагедии”. Это про них спустя десятки лет скажет известный русский критик А.В.Дружинин: “… общая идея… по величию своему принадлежит к тем, какие родятся только в фантазиях поэтов, подобных Данту, Шекспиру…”
Но не будем забегать вперёд и сначала перенесёмся на несколько мгновений в Болдино, “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”.
Отлогий скат равнины, дорога, по которой въезжал Пушкин со стороны Арзамаса, ветряк… ничего особенного. Обычная русская провинция.
(На диске - путешествие в Болдино.)
И всё-таки, соприкасаясь со всем этим, чувствуешь трепет в душе и ощущаешь сопричастность вечным образам великого гения.
- Вспомните, что привело Пушкина в 1830 г. в Болдино?
- Почему он задержался? Каков итог его пребывания в имении?
II. 9 декабря 1830 г. Пушкин написал 2 письма ближайшим друзьям – П.Плетнёву и Е.Хитрово. В одном из них он с гордостью сообщал о небывалом творческом подъёме в болдинском уединении. В другом, подводя итог уходящему году, восклицал: “Какой год! Какие события!.. Народ подавлен и раздражён. 1830 год – печальный для нас!”
В этих письмах слились противоречивые чувства, владевшие Пушкиным: с одной стороны, радость творчества, а с другой – глубокая тревога за судьбы своих близких, за судьбы целого народа. Почему год печальный? Достаточно вспомнить, что в 1830 г. произошли восстания в Польше, во Франции, крестьянские волнения в России; кроме того, в личной жизни поэта намечались серьёзные изменения – ведь он получил согласие на брак с Натальей Гончаровой.
III. Итак, среди замечательных произведений этого периода мы рассмотрим “маленькие трагедии”. Драматизм тревожных переживаний, стремление к художественно-философскому их анализу предопределили центральную тему “маленьких трагедий” - тему трагической судьбы Личности.
И мы вновь обратимся к нашему помощнику – компьютеру.
(Приложение 1. Слайд-презентация).
Эти слайды помогут вам вспомнить, что такое трагедия, проявить свои знания по трём “маленьким трагедиям” Пушкина: “Пир во время чумы”, “Скупой рыцарь”, “Каменный гость”.
- Как вы думаете, почему Пушкин назвал их “Маленькими трагедиями”? Что их объединяет?
Эти трагедии объединяет общая идея – страсть – жажда самоутверждения в жизни. Разрываются родственные, любовные, дружеские … и шире – общечеловеческие связи. Для достижения своей цели герои не останавливаются ни перед чем, используют любые средства.
- В чём герои видят смысл жизни? /В том, чтобы доказать свою исключительность, своё превосходство, чтобы приобрести особые права для себя./
Подобная идея могла родиться только в жестокий век индивидуализма, когда, с одной стороны, человек почувствовал себя свободным, а с другой – своевольным и утвердил свои личные желания как единственную и непреходящую ценность.
На этом пересечении свободы и своеволия, зависимости и произвола, страсти и рассудка, жизни и смерти возникают трагические ситуации болдинских пьес, вырастает мысль о духовных ценностях человечества, о подлинном достоинстве человека.
(Приложение 1.Слайд “Моцарт и Сальери”.)
Герой следующей трагедии – Моцарт - отвергает эгоистические жизненные принципы, но и ему грозит “жестокий, ужасный век”, всюду подстерегает опасность.
- Кто же такой Моцарт? – Это реальное историческое лицо.
- Какие факты из его биографии вам известны?
- Какой эпизод из жизни композитора использован в сюжете трагедии?
Нам необходимо познакомиться и со вторым героем трагедии – Сальери.
Дополнительная информация: Итальянский композитор Антонио Сальери был знаком с Моцартом, присутствовал на постановке его оперы “Дон Жуан” в Вене в 1788 году. Существует легенда о том, что Сальери отравил Моцарта. В этом злодеянии он признался перед смертью. Однако тогда Сальери был уже серьёзно болен, и трудно поверить в его признание.
По отношению к реальной истории Пушкин свободен. Его творческое воображение рисует образ Сальери именно таким, чтобы ярче, отчётливее проступали черты высокого гения.
Вот небольшая заметка в бумагах поэта: “В первое представление “Дон Жуана”, в то время, когда весь театр, полный изумлённых знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист… и знаменитый Сальери вышел из зала, снедаемый завистью… Завистник, который мог освистать “Дон Жуана”, мог отравить его творца”.
Это художественный вымысел автора. Но он помогает понять сложную цепь взаимоотношений Личности и Посредственности.
Первоначально Пушкин назвал трагедию “Зависть”, но потом изменил название. Как вы думаете, почему?
Трагедия не только об этом пороке. И она не сводится к сюжету об отравлении Моцарта. Значение её гораздо шире.
Чтобы ваше восприятие трагедии было более ярким, эмоциональным, предлагаю посмотреть небольшой эпизод из видеофильма “Моцарт и Сальери”.
(Видеофильм “Моцарт и Сальери”)
Вы, конечно, узнали героев. А теперь поразмышляем над их образами и глубиной конфликта в этой трагедии. Обратимся к тексту.
- Опираясь на первый монолог Сальери, раскройте смысл и образ его жизни. Чему он посвятил свою жизнь? Какой ценой добился успеха? Доволен ли он? Что мучит его? Какой смысл вкладывает он в слово “ремесленник”? Рутинная, угнетающая работа во имя славы, известности, всеобщего признания.
- Сальери называет себя и “гордым” и “презренным”. Сальери, по его собственному признанию, достиг высокой степени совершенства. И он вправе гордиться этим. Но в этом же монологе рядом со словом “гордый” мы встречаем и “презренный”. Какой смысл вкладывает герой в слово “гордый”? В чём причина такого перевоплощения героя? Как Сальери намерен пресечь свои страдания?
- Что вы можете сказать о Моцарте? Как его характеризует Сальери? Что говорит о себе сам герой?
Сальери |
Моцарт |
Бессмертный гений Гуляка праздный Безумец Ты, Моцарт, бог… Как херувим Ненавистный гость Злейший враг |
Слегка влюблённый Весел Сын гармонии Божество Избранный, счастливец праздный Любит жизнь божество |
В этой пьесе ремарок немного. И всё же они могут сыграть определённую роль в раскрытии замысла автора. На какие ремарки вы обратили внимание?
Когда в 1 сцене Моцарт исполнял свою новую вещь, которую в разговоре он назвал “безделицей”, вы должны были заметить, как менялся в лице Сальери. Почему это происходит? Зависть. Недоумение от того, почему гениальный Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Если в первой части произведения мы слышим светлые, лёгкие, радостные звуки, то постепенно настроение меняется, звучание становится грозным, мрачным. Что скрывается за этим? “Светлый” Моцарт противопоставлен “мрачному” Сальери, зависть Сальери растёт и готова вылиться в злодеяние – убийство.
Вот эта схема поможет вам выяснить главное в героях трагедии. Попробуйте прокомментировать её (Рисунок 1).
- В трагедии появляется ещё один герой – слепой скрипач. Это фигура второстепенная. Но появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе каждого из героев. Какую роль он выполняет в развитии драматического действия? Отношение к нему Моцарта и Сальери?
- Уже в первой части в сознании Сальери созревает план убийства Моцарта. (Дар Изоры, заветный дар любви = яд, который он носит всегда с собой, должен перейти в чашу дружбы.) Как бы это кощунственно ни звучало, Сальери уверен в необходимости гибели молодого композитора. Почему он считает этот шаг своим долгом?
- Чёрный человек. Что это за образ? В чём заключается его конкретность и символичность?
- Итак, в центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором, превратившим искусство в ремесло, и жизнерадостным, светлым гением, щедрым от безмерности своего таланта, от человечности. Лиричности, возвышенности Моцарта противостоит сухой рационализм, расчётливость Сальери. А если взглянуть на это ещё шире – здесь раскрывается одно из главнейших противостояний жизни: гений и злодейство, “две вещи несовместимые”. Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой “тяжкий долг”.
- В чём заключена трагичность образов Сальери и Моцарта?
- Вспомните тот момент, когда в трактире Золотого Льва звучит Реквием. (Лирической кульминацией Реквиема является Лакримоза, что в переводе означает “слёзный”.) Почему плакал Сальери?
Что чувствует Сальери, повторяя слова Моцарта о гении и злодействе? Как он пытается себя оправдать? Но поступок Сальери нельзя назвать иначе, как злодейство. А ссылка на Микеланджело Буанарроти лишь подтверждает тот бесспорный факт, что в сознании Сальери нет высоких мыслей о музыке, в нём всё мелочно. Его снедает чрезмерное тщеславие.
Образ Сальери трагичен, но его трагедия заключается в нём самом. Ведь этот мелочный, завистливый человек пытается служить высокому искусству. Но искусство и порок не могут существовать рядом.
Намного трагичнее судьба Моцарта.
Почему? Он вынужден творить в обществе, где царят
зависть, зло, измена, предательство, где
возникают преступные идеи и есть люди, способные
их осуществить.
Давайте ещё раз вернёмся к финальной сцене.
Моцарт упоминает о чёрном человеке, преследующем
его. Почему Моцарт так сильно переживает после
встречи с ним?
Образ чёрного человека символичен. В нём автор
видит символ всего враждебного мира, который не
понимает гения, подавляет его своим равнодушием,
завистью…
Итак, подведём итог. Эта трагедия, как и другие, стала подтверждением главной мысли всей тетралогии: ужасный век порождает ужасные сердца. Трудно устоять в этих условиях, сохранив свою человечность, чистоту помыслов, благородство.
Герои “маленьких трагедий”, за исключением Моцарта, становятся жертвами соблазнов, искушений Века и своих страстей – в этом заключается трагедия каждой отдельной личности. Вдохновенный Моцарт возвышается над ними как памятник животворящей силе искусства.
Не так ли велик и любой гений во всякое время, далёкий от мелочности и суеты…
Домашнее задание: написать мини-сочинение “Почему плакал Сальери?”
Одно из сочинений:
Я думаю, что Сальери плакал от сознания того, что он не сможет никогда создать такого гениального произведения, как это сделал, причём шутя, Моцарт. Ему до него далеко, неизмеримо далеко – как до звезды: он тянется к ней, кажется, вот она, рукой подать, а на самом деле вырасти до уровня Звезды просто невозможно. Как говорится, каждому своё. Здесь важен дар божий. Либо он есть, либо его нет.
Но Сальери плакал не только по этой причине. Мне кажется, он лил слёзы радости. Наконец-то смог он исполнить свой “тяжкий долг”, и больше его не будут мучить угрызения “совести” оттого, что вот этот “бессмертный гений” без особого труда и без всякой пользы проводит время.
Это плакала Посредственность, Заурядность, счастливая от мысли, что избавилась от соперника и стала единственной “звездой”.