Тема урока "В.М. Шукшин "Срезал". Идея рассказа

Разделы: Литература


Цели урока:

Образовательные:

  • совершенствовать умение анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию и образно – символическую насыщенность повествования,
  • исследовать проблемы социального и нравственного зла,
  • выявить причины падения нравственного уровня в народе, выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность и аналитичность;
  • развивать ассоциативное и творческое мышление;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его проявлениях, чувство единения с окружающими людьми.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент Приветствие, настрой на урок

Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу В.М.Шукшина (на предыдущем уроке текст рассказа прозвучал в чтении учителя и сопровождался словарной работой)

Приветствие.

Составленный мини-словарь (Приложение 1) раздаётся на парты)

2. Представление результатов домашнего задания по выявлению первичного восприятия текста рассказа “Срезал” (на слайдах) Ребята, дома вы письменно отвечали на 2 вопроса:

О чем рассказ?

– Как я понял его смысл?

Результаты ваших работ представлены на слайдах. (Приложение 4)

 
  О чем рассказ? (слайд 4):

– “о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”;

“о словесной дуэли”;

– “о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”.

Зачитывают авторы строк
  – “О невежественном Глебе Капустине, который само утверждается за счет образованных людей”;

– “о душевной травме Глеба Капустина”;

– “о том, как деревенские унижают городских”;

– ”о том, как необразованный деревенский мужик задавал глупые вопросы образованным людям с целью их опозорить перед односельчанами”;

– “об обычной жизни в обычной деревне”.

В чем его смысл? (слайд 5)

– “В людях надо видеть не только плохие, но и хорошие качества”;

– “автор сожалеет о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу”;

– “учит не завидовать другим”;

– “главное в человеке не внешнее благополучие, а социальное положение и внутренние качества”;

– “никогда не надо унижать других”;

– “Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы, поступках, раскрывается сущность человека”.

Содержание слайдов на столе у каждого ученика на раздаточном листе (Приложение 2)
  Задание: подпишите раздаточные листы (Приложение 2) и поставьте, пожалуйста, цифру 1 напротив версии, которая ближе вам, которую вы считаете самой правильной. Отмечают на листе правильные, на их взгляд, ответы.
 
  • Вопросов было два, а вариантов версий много.
  • Как доказать, чья версия верна?

– Необходимо проанализировать рассказ, чтобы прийти к общему мнению.
3. Формулировка задачи урока.
  • Сформулируйте задачу урока
Раскрыть смысл рассказа, т.е. понять автора: что хотел сказать читателю и как он это сделал (какие способы использовал).
4. Работа с названием рассказа. – С чего начинается произведение?

(Заголовок – окошко для взгляда вперёд:

Посмотри и подумай – что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова,

Эти слова – всему голова.)

– С названия – заголовка.
– Как автор озаглавил свое произведение? – СРЕЗАЛ
– Как вы определили лексическое значение этого слова? – “показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента”
– Кто срезал? – Глеб Капустин
– Кого? (фиксирую на доске) – Кандидата Журавлева
– Это был единичный случай? – Нет, Глеб срезал и раньше: полковника, 2-х летчиков, врача, корреспондента.
– Глеб был один или его кто-то ещё поддерживал? – Его поддерживали деревенские мужики

На доске появляется запись:

(В ходе урока учитель дописывает таблицу)
5. Выявление конфликта произведения. – У нас получились 2 группы людей, как их можно назвать одним словом? – Деревенские и городские
– Какие отношения между этими группами людей? Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения:

нет конфликта – нет сюжета.

– В чем он состоит?

– Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, скрытый конфликт, о котором хотел сказать автор, используя данных, выдуманных им героев и данную, выдуманную им ситуацию.

– Глеб хотел срезать кандидата: “люблю по носу щелкнуть – не задирайся…”  (стр.163);

– “нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов...Но…здесь можно удивить наоборот…” (стр. 162).

– Кто является инициатором конфликта? – Глеб и мужики.
– Как, по-вашему, почему именно они? – Им завидно.
– Чему они завидуют? – “Автор приводит хорошее сравнение фамилий главных героев: Журавлёв и Капустин. Один смог добиться успеха и взлетел вверх, как журавль, а другой так же и копается в огороде, не может выбраться из сельской жизни” (попрошу зачитать данную цитату из домашнего рассуждения самого ученика).
6. Работа в группах Задание 1) Вычитать в тексте

1 гр. – Как относятся к Глебу односельчане?

2 гр. – Как относится к Глебу автор?

3 гр. – Как Глеб относился к тем, кого срезал?

4 гр. – Как относятся мужики к “знатным людям”?

5 гр. – Как проявил себя кандидат по отношению к односельчанам?

На доске появляется запись:

  • Односельчане – Глеб
  • “не любили” –

  • Автор – Глеб
  • “ехидный краснобай” –

  • Глеб – “Знатные люди”
  • “как собаки нерезаные” –

  • Мужики – “Знатные люди”
  • “сочувствовали” +

  • “Знатные люди” – односельчане
  • “друзья” +

Вывод: вокруг Глеба – негатив (что посеешь, то и пожнёшь)
“Знатные люди” +

(Группы работают 5-7 мин, затем представляют результаты работ: 1 выступающий от группы)

(Примерный результат групповой работы представлен в таблице к уроку – Приложении 3)

7. Позиция автора. – На чьей стороне сам автор? (Позиция автора?)

– Почему?

(Если на стороне “знатных”, то

  • к чему ирония в начале рассказа: 5 чемоданов, самовар, халат, такси (“наши люди на такси в булочную не ездят”)
  • почему последнее слово в конце рассказа оставляет за “жестоким” Глебом?
Группы работают 3-4 мин

Выступление групп.

  (Дописываю схему на доске)

Автор не разделяет ни той, ни другой позиции, поэтому заканчивает рассказ не нравоучением, а сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу.

Шукшину важнее другое – выявить причины взаимного непонимания между людьми.

Противостояние города и деревни будет продолжаться, в этом и ужас положения, его АКТУАЛЬНОСТЬ.

8. Формулировка темы и идеи рассказа. Задание 2) Итоговый вопрос:

О чём же хотел сказать автор читателю, изображая таких героев и такой конфликт?

– Зачем описал подобную ситуацию? (Смысл рассказа?)

– О конфликте между городом и деревней

– Воспитывает уважительное отношение людей друг к другу, независимо от положения.

Учит человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.

9. Рефлексия Задание: на раздаточных листах (Приложение 2) поставьте цифру 2 напротив версии – ответа на вопрос, которую считаете правильной (рефлексия понимания рассказа после анализа) или допишите свою.  
10. История написания рассказа. Почему Шукшин написал этот рассказ?

Вспоминая биографию писателя, скажу, что с людьми, подобными Глебу, Шукшину самому, наверняка, довелось встречаться. Выходец из деревни, он всего в жизни добился сам. Поступил в знаменитый творческий вуз страны, смело начал создавать своё кино. Фильм “Живёт такой парень” принёс Шукшину, начинающему сценаристу и режиссёру, мировую известность. На Венецианском международном кинофестивале он получил высшую награду — “Золотого льва Cвятого Марка”. Его самобытный талант актёра и писателя тоже громко заявил о себе, но, разумеется, были люди, не верящие в Шукшина и завидующие его славе. И, может быть, одну из своих поездок в родную деревню и описал Шукшин в этом рассказе. Эти мои догадки подтвердились, когда я стала читать воспоминания о Шукшине.

Дарья Ильинична Фалеева около тридцати лет заведовала сельской библиотекой, знала будущего писателя “худеньким, бедно одетым мальчишкой, молчуном и книгоедом”. Она хотела организовать встречу земляков с Василием Макаровичем, ставшим известным человеком. “А што нам с Васькой встречаться? То ли мы его не видели?” — говорили некоторые. Шукшин знал эту неприязнь и болезненно переживал её. От матери слышала Дарья Ильинична: “Ходит-ходит иногда по комнате, курит, хмурится, потом вздохнёт и с такою обидой скажет как сам себе: “Гады, я ж люблю вас…””.

Однако встреча с земляками получилась тёплой, хорошей.

 
11. Домашнее задание. Написать развернутый ответ на вопросы:
  • Письменное размышление на тему: “Что мне помог понять рассказ “Срезал”
  • В.М. Шукшина”.

 
12. Итог урока. – Закончить урок хочется словами Василия Макаровича Шукшина:

“Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножечко добрее быть…”.

Спасибо за урок.

 

Презентация