Цели урока:
Обучающие:
- раскрыть особенности поэзии А.Блока;
- показать место значение образа Родины в творчестве Блока;
- выявить связь этого образа с мыслями поэта о назначении искусства.
Развивающие:
- развивать у школьников умение выразительно читать поэтические тексты,
- развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать.
Воспитывающие:
- способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности;
- на примере поэзии А.Блока, И.Талькова воспитывать любовь к Родине, её историческому прошлому, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оформление доски:
-
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель.
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
А.Блок -
Я чувствую себя россиянином. Горжусь этим, горжусь многовековой историей своей, своими корнями.
И.Тальков
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивационное начало урока. Сообщение темы
2. Вступительное слово учителя
Родина, Россия… Многострадальная наша земля. Какой русский поэт обошел стороной эту поистине вечную тему? Да, никто не остался равнодушным к теме родины в своем творчестве.
"Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель" - написал А.Блок в 1908 году. Сейчас послушаем стихи поэта из цикла "Родина" и ответим на вопрос:
3. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее
Учитель читает стихотворение «Россия».
Будем очень внимательны к восприятию учеников. Возможно, потребуется прочитать стихотворение ещё раз. Важно, чтобы школьники ощутили завораживающую мелодию стиха, необычную образность. Предложим ученикам пять минут подумать над содержанием стихотворения: как вы поняли его смысл? Слушаем ответы.
4. Словарная работа
Шлея - 1. Часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади. 2. В парной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут.
Острог -
5. Анализ текста
Работаем с текстом стихотворения очень бережно, чтобы резким анализом не разрушить ощущения причастности к тайне.
Отмечаем слово "опять": "Опять, как в годы золотые…" Что оно означает? Всё это уже было давно - и вновь повторяется.
- Почему шлеи стёртые?
- Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: "…Три стёртых треплются шлеи…"?
- Что противопоставляет Блок словосочетаниями "спицы расписные" - "расхлябанные колеи"?
- Найдите эпитеты во второй строфе.
Образ Руси в стихотворениях русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим (архетип - первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики).
- Как вы понимаете фразу: "И крест свой бережно несу"?
Крест - символ страдания одного человека за всех.
Блок создаёт новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить "разбойную красу" России. Выражение "прекрасные черты" напоминает нам об образе Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России.
- Чем отличается от предыдущих последняя строфа?
- Какие антитезы вы видите в последней строфе?
"Даль дорожная" - нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется "мгновенному взору". "Глухая песня ямщика" - "звенит"! "Звенит тоской острожной": за этой строкой - образ цепей, которыми скованы узники острога.
- Какие ещё образы вы могли бы назвать архетипическими?
Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.
- Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приёма?
- Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово?
"Песни ветровые" - "глухая песня ямщика".
Обратим внимание на размер и рифмы. Четырёхстопный ямб не производит впечатления жёсткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.
- Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Просим одного-двух учеников прочитать это стихотворение, передавая интонациями свои ощущения.
6. Учитель
«Россия - боль моей души", - писал Игорь Тальков, советский рок-музыкант, певец, автор песен, поэт, киноактёр.
Игорь Владимирович Тальков родился 4 ноября 1956 года в бедной семье города Щекино Тульской области, что в 7 километрах от Ясной поляны. Дед и отец, - коренные москвичи, а родился Игорь Тальков в Щекино, потому что отец был репрессирован: 12 лет провел в Сибири в Орлово-Розово. Когда вернулся в 1953-м году, ему запрещено было проживать в столице. Вот он и поехал за 200 км от Москвы и там осел.
Игорь Тальков рос веселым и подвижным ребенком. Его образ из той далекой детской поры - "рыженький, конопатенький мальчишка в рубашке с коротенькими рукавами и в шортиках, очень общительный, все время улыбающийся. Вообще это был жизнерадостный, добрый мальчик" Стихи Тальков начал писать очень рано.Он был искренним человеком, очень добрым. Самым большим удовольствием в жизни для него было обрадовать людей, помочь им. Он всегда с радостью был готов отдать последний рубль и последнюю рубашку (в полном смысле слова) с единственной целью - выручить человека в трудной ситуации, успокоить его. У Игоря Талькова никогда не было настоящих друзей, а ведь он так катастрофически в них нуждался. Он взвалил на себя колоссальный труд, невероятную ответственность, по существу, он хотел открыть людям глаза на то, что происходит в стране. "Наш народ, забитый и затюканный, необходимо будить, будить во что бы то ни стало", - говорил он. У него был редчайший дар сопереживания. Судьба России его потрясла. Постигнув правду о причинах и истоках ее трагедии, он просто "не мог молчать", надеясь улучшить мир. Посмотрите в его глаза, когда он поет "Россию" и вы согласитесь со мной. Игорь Тальков был убит 6 октября 1991 года в КЗ "Юбилейный" так же подло, как все те, кто осмелился назвать русский народ Великим.
"Россия - боль моей души", - писал Игорь Тальков. Всю свою боль за поруганную землю, униженную гордость народа, ярость и гнев против многолетнего гнета, против всякой нечисти, безнаказанно бесчинствующей на нашей земле, он плеснул с огромной силой и энергией в своих песнях о России. Послушаем песни И. Талькова "Россия". (На каждой парте текст песни).
I куплет:
Листая старую тетрадь расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять, как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Из мрачной глубины веков, ты поднималась исполином
Твой Петербург мирил врагов высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Россия, Россия!
II куплет:
Священной музыкой времен над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон, но даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола, кому-то чёрный глаз слепили
Ты раздражалась силой зла, и, видно, так их доняла
Что ослепить тебя решили.
Россия, Россия!
III куплет:
Разверзлись с треском небеса, и с визгом ринулись оттуда
Срубая головы церквям и славя нового царя
Новоявленные иуды.
Тебя связали кумачом и опустили на колени
Сверкнул топор над палачом, а приговор тебе прочел
Кровавый царь, великий гений.
Россия!
IV куплет:
Листая старую тетрадь расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять, как ты могла себя отдать
На растерзание вандалам.
О, генеральская тетрадь, забытой правды возрождение,
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколению...
Россия!
7. Беседа
- Каким чувством пронизана песня И.Талькова о России?
- А у вас какие чувства вызвала эта песня?
- Как вы думаете, есть ли что-то общее между стихотворением А.Блока и песней И.Талькова, кроме названия?
Учитель. Песня "Россия" возвращает нас к нашим корням, истокам, осознанию того, что за нами тысячелетняя история Великой и Могущественной Державы Российской. Игорь Тальков произносил слово Россия с болью и вместе с тем с гордостью, светлой надеждой. "Я чувствую себя россиянином. Горжусь этим, горжусь многовековой историей своей, своими корнями", - говорил он. Поэт не мыслил себя вне России, вне своей земли. "Я к своей земле прикипел, всеми жилами, всеми нервами привязан. И никуда не уеду, что бы здесь не случилось". Игорь Тальков считал себя русским патриотом. Он не боялся говорить об этом прямо и открыто. Причем патриотизм он понимал как любовь к родине и действенность.
8. Выводы
- Тема Родины традиционная в русской литературе. Пожалуй, нет такого поэта, который бы обошел эту тему стороной. У каждого писателя своя Россия, своё представление о Родине.
И Александр Блок, и Игорь Тальков в своих произведениях создали удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен ( «годы золотые») до современных ему испытаний. Поэтам удалось доказать необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Каждый поэт подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну, считая, что путь России - особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.
9. Рефлексия
10. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока «Россия».
Индивидуальное задание. Нарисовать или подобрать иллюстрации (как живописные, так и музыкальные) к стихотворению «Россия».
Литература
- Под редакцией В.П.Журавлева. Литература. 11 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. -13 изд. - М.: Просвещение, 2008. - 399с.
- Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. XX век / Глав. ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта+, 2002. - 688 с.
Ссылки
- https://www.metodkopilka.ru/konspekt_uroka_po_literature_na_temu_eto_vse__o_rossii_blok._tema_rodiny_v_tvorchestve_bloka._-27923.htm
- http://www.openclass.ru/node/288356
- http://festival.1september.ru/articles/505388/