Тема родины в лирике С.А. Есенина. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели урока:

  • ввести учащихся в мир поэзии С.Есенина, наполненный любовью к Родине;
  • рассмотреть в развитии образ Родины, дома, семейного очага.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты стихотворений.

Эпиграф: “Чувство Родины – основное в моем творчестве” С.А.Есенин.

Домашнее задание на урок:

  1. Выразительно читать стихотворения С. Есенина о Родине.
  2. Найти в стихотворениях ключевой образ. Уметь доказать свою позицию. (Составить текст-рассуждение 10–12 предложений.)
  3. Нарисовать обложку к стихотворениям поэта. Подготовить защиту.

Индивидуальные задания к уроку:

  1. Цитатный план. Из прочитанных стихотворений выписатьцитаты-доказательства в защиту выбранногообраза.
  2. Продумать ответ на вопрос: Как изменяется настрой стихотворений поэта в 20-е годы? С чем это связано?

Ход урока

I этап урока.

Беседа с классом:

Предлагаю вам в тетрадях записать ряд слов или словосочетаний к слову “родина”.

– Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Дом, природа, родной край, семья, близкие люди.)
– Наиболее значимое слово подчеркните.
– Обратитесь к эпиграфу.
– Какое слово является ключевым в высказывании С.А.Есенина?
– Сформулируйте тему урока и задачи, которые необходимо решить. (Ученики формулируют тему и цели изучения нового материала.)
– Предлагаю поразмышлять над темой Родины в творчестве Есенина, рассмотреть, как развивается образ Родины, дома, семейного очага и каким идейным содержанием наполняется.

II этап урока.

Учитель: Стихи С. Есенина надо читать, заучивать наизусть для того, чтобы не очерстветь, не озлобиться и познать глубинные тайны неисчерпаемой человеческой души. Поэт сумел бережно и гордо через всю свою жизнь пронести драгоценное чувство – любовь к Родине, к родному дому, к человеку. Можно ли остаться равнодушным к такой поэзии? Лирика поэта – это особый мир, удивительная страна образов и чувств.

– Назовите ключевые образы, выделенные вами в стихотворениях С.А.Есенина. (Образ луны, дороги, дома, образами являются домашние животные, растения и деревья.)

– К уроку вы анализировали стихотворения поэта, вычленяли образы и создавали обложку к стихотворениям поэта. Проверяем домашнее задание. (Учащиеся внимательно слушают ответ, записывая основные положения.)

1. Образ месяца. Месяц опоэтизирован. Уподоблён предметам деревенского быта и животным.

– Почему С.А.Есенин прибегает к таким уподоблениям?

Чтение стихотворения “Даль подернулась туманом” с комментарием.

2. Образ коня. Поэт ласково называет коня “соколом родным”, “красногривым жеребенком”. Конь стал символом, передающим конфликт “живого” и “железного”.

– Почему именно лошадь становится символом, передающим конфликт мира деревни и цивилизации?

3. Образ дороги. Этот образ – своего рода стержень, вокруг которого вращается поэтическая ось Вселенной Сергея Есенина.

– Докажите то, что образ дороги в стихотворениях поэта многозначен.

4. Образ березы. Береза – символ России.

– Почему поэт в стихотворениях обращается к этому образу?

5. Образ дома. В центре природно-поэтического мира С.Есенина стоит деревенская изба.

Какой образ является ключевым в стихотворениях поэта? Почему?

(Ключевым образом в стихотворениях поэта является образ дома, который связывает землю и небо.)

Учитель: “Деревни, села, поселки, слободки, окруженные полями и лесами, – это есенинская “голубая Русь”. Еще в ранних стихотворениях (в сборнике “Радуница”) поэт предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной песни, поэт кричит на всю страну:

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою!”

– Сейчас вы прослушаете стихотворение “Гой ты, Русь моя родная!” в исполнении народного артиста С. Безрукова, вам предстоит его проанализировать, работая в группах. У каждой группы своё задание.

– Вопрос перед чтением стихотворения.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? (Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.) Какой образ в стихотворении является ключевым? Почему?

1-я группа.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Приподнятое, праздничное настроение.)
  2. Какие чувства испытывает лирический герой? Кем он себя ощущает? (“Захожим богомольцем”.)
  3. Перед кем склоняет голову лирический герой? (Перед просторными полями, он также кланяется тополям, хижинам, дорогим его сердцу.)

2-я группа.

  1. Какой образ, с вашей точки зрения, является ключевым в стихотворении? Докажите.
  2. Какие цветовые образы есть в стихотворении? (“Только синь сосет глаза”.)
  3. Какое ощущение рождается, когда мы читаем эти строки: “Только синь сосет глаза”.
    (Все вокруг настолько ослепляет лирического героя, что он ощущает себя частью этого мира.)

3-я группа.

  1. Какое значение приобретает синий цвет в ранних стихотворениях поэта?
    (Это небесный, горний, возвышенный. Выходит, что нарядная крестьянская изба – это не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле.)
  2. Какие звуковые образы наполняют стихотворение? Как ощущает себя лирический герой, оказавшийся среди веселящихся на приволье деревенских парней и девушек?
    (Девичий смех, пляска на лугу. Создается ощущение, что лирический герой един со своим народом, он ощущает себя его частью.)
  3. О каком народном празднике мы узнаем из этого стихотворения? С какой целью Есенин обращает нас к этому православному празднику?
    (“Пахнет яблоком и медом” – этими запахами пропитан Спас. В этот день наши прадеды несли в храм первый урожай яблок. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой, ощущали себя детьми природы и кротко благодарили Творца за щедрость.)

– Итак, проанализировав стихотворение, сделаем выводы, почему поэт говорит:

“Не надо рая,
Дайте родину мою!”?

Ученики: С. Есенин признается в любви к России, одушевляя все, что его окружает. Для него Россия как близкий родной сердцу человек, не случайно он ее называет “моя родная”.

Учитель: В стихотворении поэт предстает как сын земли, сын хаты, деревенский кудрявый парень, пришедший в город со своими песнями, навеянными малиновыми зорями, овсом и рожью. Как этому можно изменить?

– Не отрекаются любя.

Учитель: Какой образ в стихотворении ведущий?

(Образ крестьянской избы – это олицетворение родины, природы, исторических традиций народа.)

– Образ избы наравне с березкой, месяцем, конем перетекает из одного стихотворения в другое. Докажите. (Проверка домашнего задания. Ученики зачитывают строки из стихотворений поэта.)

Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину за бугром?...
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай…

– В стихотворениях поэта все чаще и чаще звучат нотки грусти. Что это за грусть?

Учитель: В стихотворениях 20-х годов на смену романтическому образу избы приходит жуткий образ “скелетов-домов”. Все настойчивее звучит мотив возвращения в родной дом. Ученик читает стихотворение “Возвращение на родину”, комментирует его.

– Каков образ города? (Это не только воплощение технической цивилизации, но и новая идеология, которая угрожает его, есенинской деревни.)

Учитель: наблюдая за всем происходящим, Есенин не мог не переживать за судьбу своей страны. Эти чувства нашли отражение в таком стихотворении, как “Спит ковыль. Равнина дорогая”.

– Ученик выразительное читает стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая”.
– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Это и признание в любви к родине, и в то же время бунт против новой жизни.)
– Проследите, как эти чувства переплетаются в стихотворении.
– Почему в теплые, проникновенные слова вторгается совсем иная лексика “свирепствуя и мучась”? (Поэт показывает перемены, произошедшие в социальной жизни и сознании людей.)
– О какой “чужой юности” говорит поэт?
– Какой потаенный смысл приобретает последняя строфа от присутствия в ней слов “брызжет новью”?
– В каком сочетании обычно употребляется слово “брызжет”?
– С каким словом рифмуется слово “новью”? (Кровью.)
– Почему допустима замена слов? На какие исторические события намекал поэт? С какими другими произведениями идет перекличка? (Здесь уместно вспомнить поэму А. Блока “Двенадцать”.)
– Почему лирический герой не способен принять сельскую новь как свою? (Для лирического героя окружающий мир – это проявление себя, поэтому появление новой жизни воспринимается им как грубое вторжение в личный мир, а этого поэт не мог допустить.)
– Какие реминисценции можно обнаружить в данном стихотворении?

1. Элегия М.Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”. Первая строка: “Свет луны, таинственный и тихий…” 1. С. Есенин: “Спит ковыль. Равнина дорогая…”
2. Н.А. Некрасов: “Кому на Руси жить хорошо”. 2. С. Есенин: “Хорошо живется на Руси…”
3. А.С.Пушкин: “И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть”. 3. С. Есенин: “Вижу я, как сильного врага, как чужая юность брызжет новью на мои поляны и луга…”

– Сравните строки из стихотворения А.С. Пушкина и С. Есенина. Почему у Есенина противоположные эмоции?

III этап урока.

Учитель: Какой дом получаем мы в дар от С. Есенина? (Родину, “голубую синь” рязанских просторов, “хаты – в ризах образа”, где уютно и тепло у семейного очага, где звучит песня матери над колыбелью своего ребенка.)

– Как вы думаете для поэта Родина – это только рязанские просторы или вся Россия?

IV этап урока. Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть стихотворение по выбору “Закружилась листва золотая…”, “Неуютная жидкая лунность…”, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”
  2. Используя компьютерную графику или обычную технику рисования, создать цветовую гамму понравившегося вам стихотворения.