Цели урока:
- ввести учащихся в мир поэзии С.Есенина, наполненный любовью к Родине;
- рассмотреть в развитии образ Родины, дома, семейного очага.
Оборудование: мультимедийная презентация, тексты стихотворений.
Эпиграф: “Чувство Родины – основное в моем творчестве” С.А.Есенин.
Домашнее задание на урок:
- Выразительно читать стихотворения С. Есенина о Родине.
- Найти в стихотворениях ключевой образ. Уметь доказать свою позицию. (Составить текст-рассуждение 10–12 предложений.)
- Нарисовать обложку к стихотворениям поэта. Подготовить защиту.
Индивидуальные задания к уроку:
- Цитатный план. Из прочитанных стихотворений выписатьцитаты-доказательства в защиту выбранногообраза.
- Продумать ответ на вопрос: Как изменяется настрой стихотворений поэта в 20-е годы? С чем это связано?
Ход урока
I этап урока.
Беседа с классом:
Предлагаю вам в тетрадях записать ряд слов или словосочетаний к слову “родина”.
– Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Дом, природа, родной край,
семья, близкие люди.)
– Наиболее значимое слово подчеркните.
– Обратитесь к эпиграфу.
– Какое слово является ключевым в высказывании С.А.Есенина?
– Сформулируйте тему урока и задачи, которые необходимо решить. (Ученики
формулируют тему и цели изучения нового материала.)
– Предлагаю поразмышлять над темой Родины в творчестве Есенина, рассмотреть, как
развивается образ Родины, дома, семейного очага и каким идейным содержанием
наполняется.
II этап урока.
Учитель: Стихи С. Есенина надо читать, заучивать наизусть для того, чтобы не очерстветь, не озлобиться и познать глубинные тайны неисчерпаемой человеческой души. Поэт сумел бережно и гордо через всю свою жизнь пронести драгоценное чувство – любовь к Родине, к родному дому, к человеку. Можно ли остаться равнодушным к такой поэзии? Лирика поэта – это особый мир, удивительная страна образов и чувств.
– Назовите ключевые образы, выделенные вами в стихотворениях С.А.Есенина. (Образ луны, дороги, дома, образами являются домашние животные, растения и деревья.)
– К уроку вы анализировали стихотворения поэта, вычленяли образы и создавали обложку к стихотворениям поэта. Проверяем домашнее задание. (Учащиеся внимательно слушают ответ, записывая основные положения.)
1. Образ месяца. Месяц опоэтизирован. Уподоблён предметам деревенского быта и животным.
– Почему С.А.Есенин прибегает к таким уподоблениям?
Чтение стихотворения “Даль подернулась туманом” с комментарием.
2. Образ коня. Поэт ласково называет коня “соколом родным”, “красногривым жеребенком”. Конь стал символом, передающим конфликт “живого” и “железного”.
– Почему именно лошадь становится символом, передающим конфликт мира деревни и цивилизации?
3. Образ дороги. Этот образ – своего рода стержень, вокруг которого вращается поэтическая ось Вселенной Сергея Есенина.
– Докажите то, что образ дороги в стихотворениях поэта многозначен.
4. Образ березы. Береза – символ России.
– Почему поэт в стихотворениях обращается к этому образу?
5. Образ дома. В центре природно-поэтического мира С.Есенина стоит деревенская изба.
Какой образ является ключевым в стихотворениях поэта? Почему?
(Ключевым образом в стихотворениях поэта является образ дома, который связывает землю и небо.)
Учитель: “Деревни, села, поселки, слободки, окруженные полями и лесами, – это есенинская “голубая Русь”. Еще в ранних стихотворениях (в сборнике “Радуница”) поэт предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной песни, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою!”
– Сейчас вы прослушаете стихотворение “Гой ты, Русь моя родная!” в исполнении народного артиста С. Безрукова, вам предстоит его проанализировать, работая в группах. У каждой группы своё задание.
– Вопрос перед чтением стихотворения.
– Каким настроением проникнуто стихотворение? (Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.) Какой образ в стихотворении является ключевым? Почему?
1-я группа.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Приподнятое, праздничное настроение.)
- Какие чувства испытывает лирический герой? Кем он себя ощущает? (“Захожим богомольцем”.)
- Перед кем склоняет голову лирический герой? (Перед просторными полями, он также кланяется тополям, хижинам, дорогим его сердцу.)
2-я группа.
- Какой образ, с вашей точки зрения, является ключевым в стихотворении? Докажите.
- Какие цветовые образы есть в стихотворении? (“Только синь сосет глаза”.)
- Какое ощущение рождается, когда мы читаем эти строки: “Только синь сосет
глаза”.
(Все вокруг настолько ослепляет лирического героя, что он ощущает себя частью этого мира.)
3-я группа.
- Какое значение приобретает синий цвет в ранних стихотворениях поэта?
(Это небесный, горний, возвышенный. Выходит, что нарядная крестьянская изба – это не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле.) - Какие звуковые образы наполняют стихотворение? Как ощущает себя
лирический герой, оказавшийся среди веселящихся на приволье деревенских
парней и девушек?
(Девичий смех, пляска на лугу. Создается ощущение, что лирический герой един со своим народом, он ощущает себя его частью.) - О каком народном празднике мы узнаем из этого стихотворения? С какой
целью Есенин обращает нас к этому православному празднику?
(“Пахнет яблоком и медом” – этими запахами пропитан Спас. В этот день наши прадеды несли в храм первый урожай яблок. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой, ощущали себя детьми природы и кротко благодарили Творца за щедрость.)
– Итак, проанализировав стихотворение, сделаем выводы, почему поэт говорит:
“Не надо рая,
Дайте родину мою!”?
Ученики: С. Есенин признается в любви к России, одушевляя все, что его окружает. Для него Россия как близкий родной сердцу человек, не случайно он ее называет “моя родная”.
Учитель: В стихотворении поэт предстает как сын земли, сын хаты, деревенский кудрявый парень, пришедший в город со своими песнями, навеянными малиновыми зорями, овсом и рожью. Как этому можно изменить?
– Не отрекаются любя.
Учитель: Какой образ в стихотворении ведущий?
(Образ крестьянской избы – это олицетворение родины, природы, исторических традиций народа.)
– Образ избы наравне с березкой, месяцем, конем перетекает из одного стихотворения в другое. Докажите. (Проверка домашнего задания. Ученики зачитывают строки из стихотворений поэта.)
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину за бугром?...
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай…
– В стихотворениях поэта все чаще и чаще звучат нотки грусти. Что это за грусть?
Учитель: В стихотворениях 20-х годов на смену романтическому образу избы приходит жуткий образ “скелетов-домов”. Все настойчивее звучит мотив возвращения в родной дом. Ученик читает стихотворение “Возвращение на родину”, комментирует его.
– Каков образ города? (Это не только воплощение технической цивилизации, но и новая идеология, которая угрожает его, есенинской деревни.)
Учитель: наблюдая за всем происходящим, Есенин не мог не переживать за судьбу своей страны. Эти чувства нашли отражение в таком стихотворении, как “Спит ковыль. Равнина дорогая”.
– Ученик выразительное читает стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая”.
– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Это и признание в любви к родине, и
в то же время бунт против новой жизни.)
– Проследите, как эти чувства переплетаются в стихотворении.
– Почему в теплые, проникновенные слова вторгается совсем иная лексика
“свирепствуя и мучась”? (Поэт показывает перемены, произошедшие в социальной
жизни и сознании людей.)
– О какой “чужой юности” говорит поэт?
– Какой потаенный смысл приобретает последняя строфа от присутствия в ней слов
“брызжет новью”?
– В каком сочетании обычно употребляется слово “брызжет”?
– С каким словом рифмуется слово “новью”? (Кровью.)
– Почему допустима замена слов? На какие исторические события намекал поэт? С
какими другими произведениями идет перекличка? (Здесь уместно вспомнить поэму А.
Блока “Двенадцать”.)
– Почему лирический герой не способен принять сельскую новь как свою? (Для
лирического героя окружающий мир – это проявление себя, поэтому появление новой
жизни воспринимается им как грубое вторжение в личный мир, а этого поэт не мог
допустить.)
– Какие реминисценции можно обнаружить в данном стихотворении?
1. Элегия М.Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”. Первая строка: “Свет луны, таинственный и тихий…” | 1. С. Есенин: “Спит ковыль. Равнина дорогая…” |
2. Н.А. Некрасов: “Кому на Руси жить хорошо”. | 2. С. Есенин: “Хорошо живется на Руси…” |
3. А.С.Пушкин: “И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть”. | 3. С. Есенин: “Вижу я, как сильного врага, как чужая юность брызжет новью на мои поляны и луга…” |
– Сравните строки из стихотворения А.С. Пушкина и С. Есенина. Почему у Есенина противоположные эмоции?
III этап урока.
Учитель: Какой дом получаем мы в дар от С. Есенина? (Родину, “голубую синь” рязанских просторов, “хаты – в ризах образа”, где уютно и тепло у семейного очага, где звучит песня матери над колыбелью своего ребенка.)
– Как вы думаете для поэта Родина – это только рязанские просторы или вся Россия?
IV этап урока. Домашнее задание.
- Выучить наизусть стихотворение по выбору “Закружилась листва золотая…”, “Неуютная жидкая лунность…”, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”
- Используя компьютерную графику или обычную технику рисования, создать цветовую гамму понравившегося вам стихотворения.