Тема урока: Тема творчества и творца в стихотворении «Волшебная скрипка» и рассказе «Скрипка Страдивариуса» Н.Гумилёва.
Цели урока:
- Показать, как Н.Гумилёв решает в своём творчестве проблему «личность – истина – человек».
- Формировать умение анализировать художественный текст.
- Приобщать старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальности творческого мира Н.Гумилёва .
Предварительно домашнее задание: прочитать рассказ Н.Гумилёва «Скрипка Страдивариуса», подготовить выразительное чтение стихотворений И.Анненского «Смычок и струны», А.Блока «Скрипка стонет под горою», В.Маяковского «Скрипка и немножко нервно», Н.Гумилёва «Волшебная скрипка» (индивидуальные задания).
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Каждый писатель и поэт в своё время задумывался о роли человека искусства в обществе и о значении творчества. Как поэты XIX и начала XX века решали вопрос о назначении поэта и поэзии? ( а) А.Пушкин: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу…», б) Н.Некрасов «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…», в) В.Брюсов «Не живи настоящим , только грядущее – область поэта…»)
2. Беседа с учащимися
– Как решается тема творца и творчества в стихах И.Анненского «Смычок и струны», А.Блока «Скрипка стонет под горою», В.Маяковского «Скрипка и немножко нервно»? Прочтите стихотворения выразительно, выпишите и прокомментируйте ключевые слова. Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: Поэту, творцу необходимо понимание публики, важно, чтобы его мысли, идеи были интересны читателям, чтобы они были разделяемы людьми.
3. Работа по теме урока
Повторение основных теоретических положений акмеизма:
– «мужественно твёрдый и ясный взгляд на
жизнь»;
– попытка заново открыть ценность человеческой
жизни, т.к. действительность самоценна;
– художественное освоение многообразного и
яркого земного мира
– огромное значение придаётся детали;
– внимание к вещи, предоставление ей главной
роли в произведении;
– акмеизм должен быть ориентирован на
перекличку с живописью, архитектурой,
скульптурой.
– Гумилёв в рассказе «Скрипка Страдивариуса»
размышляет о двух путях в искусстве. Каких? (Один
путь – «спокойного огня творчества», «священных
заветов прежних мастеров», другой – путь греха,
путь искушения).
– Первый путь – это путь Страдивариуса. Что для
него скрипка? (Скрипка не только реализация его
таланта, но и «священный миг победы человека над
материей», то есть подчинение физической природы
духу! Гумилёв пишет, что скрипка «покорно
передавала все оттенки благородной человеческой
мысли, говорила с людьми на их языке…»)
– Путь искушения предлагает Паоло незнакомец. Найдите черты портрета Незнакомца. («…невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких миннезингеров. Его обнаженные руки и ноги были перевиты нитями жемчуга серого, черного и розового, а сказочно-дивная алого шелка туника свела бы с ума самую капризную и самую любимую наложницу константинопольского султана…»)
– Как Незнакомец объясняет, кто он такой? («Мне льстят, когда меня называют темным владыкой и отцом греха: я только отец красоты и любитель всего прекрасного. Когда блистательный Каин покончил старые счеты с нездешним и захотел заняться строительством мира, я был его наставником в деле искусства».)
– Путь отца греха – это дорога нескольких героев. Найдите, кого он перечисляет. Сделайте запись в своей тетради.
Запись:
Каин
Софист Горгий
Безумные монахи
Дикари с бумерангами
Паоло Белличини
– Названные имена связаны с цепочкой пороков. Каких? (Каин – зависть, породившая братоубийство, софист Горгий – пустословие и ложь, безумные монахи – страх, уныние и сладострастие, дикари с бумерангами – убийство, Паоло Белличини – гордыня). Дополните свои записи.
Запись:
Каин – зависть, породившая братоубийство
Софист Горгий – пустословие и ложь
Безумные монахи – страх, уныние и сладострастие
Дикари с бумерангами – убийство
Паоло Белличини – гордыня.
– Таким образом, человек, вступающий на путь «бешеного взлёта», осуществляет эволюцию наоборот, становится безобразным – без- образным – то есть находящимся вне культуры. Он становится «великолепной игрушкой» в руках дьявола.
– Особняком в цепочке персонажей стоит Орфей. Что рассказывает о нём Незнакомец? («Хорошо играл Орфей, но он удовлетворялся ничтожными результатами. Когда от его песен заплакали камни и присмирели ленивые тигры, он перестал совершенствоваться, думая, что достиг вершины искусства, хотя лишь едва подошел к его подножью»).
– А как относится к Орфею всё человечество? (Для всего человечества Орфей – тот, кто движет человечество путём культуры).
– Один из центральных образов рассказа – скрипка. (Здесь уместно отметить, что Н.Гумилёв – поэт-акмеист, а для акмеистов особенно важно «внимание к вещи, предоставление ей главной роли в произведении»). Вокруг скрипки объединяются все действующие лица рассказа, она выступает организатором сюжета. Это связано с особым значением музыки. По представлениям древних, звук отражает гармонию божественного творения. Как относится к музыке Незнакомец? («…я серьезно тосковал по звукам»). Почему? (Он ждёт того, кто будет творцом звуков, чтобы сделать его своим инструментом: «…когда Страдивариус сделал свою скрипку, я был в восторге и тотчас предложил ему свою помощь. Но упрямый старик и слушать не хотел ни о каких договорах и по целым часам молился Распятому, о Котором я не люблю говорить. Я предвидел страшные возможности. Люди могли достичь высшей гармонии, доступной только моей любимой Скрипке-Прообразу, но не во имя мое, а во имя Его. Особенно меня устрашало создание скрипки, которая теперь у тебя. Еще оно тысячелетие такой же напряженной работы, и я навеки погружусь в печальные сумерки небытия. Но, к счастью, она попала к тебе, а ты не захочешь ждать тысячелетия, ты не простишь ей ее несовершенства. Сегодня ты совершенно случайно попал на ту мелодию, которую я сочинил в ночь, когда гунны лишили невинности полторы тысячи девственниц, спрятанных в стенах франконского монастыря. Это – удачная вещь. Если хочешь, я сыграю тебе ее, оконченную».)
– Но почему Незнакомец лишь «предлагает помощь» Страдивариусу, но сам не создаёт музыку? (Сам незнакомец не может творить, ему нужен Человек).
– Скрипка в рассказе – женский образ. Какой она является Паоло Белличини? («…была то стыдливой невестой, то дразняще-покорной любовницей. Трогательно замирала в его странных белых руках, плакала от прикосновения гибкого смычка. Даже самые влюбленные юноши сознавались, что ее голос мелодичнее голоса их подруг».)
– Всегда подчинявшаяся хозяину, однажды она останавливается, как «арабский конь, сдержанный лёгким движением удил». Почему? (Не хочет играть ту мелодию, которую сочинил незнакомец, останавливает, словно хочет предостеречь Паоло).
– Паоло не понимает этого и не прощает её,
убивает её: «Мэтр Паоло Белличини крался, как
тигр, приближаясь к заветному футляру. Осторожно
вынул он свою верную подругу и горестно поникнул,
впервые заметив ее несовершенства. Но при мысли,
что он может отдать ее другому, старый мэтр
вздрогнул в остром порыве ревности. Нет, никто и
никогда больше не коснется ее, такой любимой,
такой бессильной. И глухо зазвучали неистовые
удары каблука и легкие стоны разбиваемой
скрипки…»
По словам дьявола, Белличини не прощает скрипке
её несовершенства. Однако текст даёт возможность
иного, прямо противоположного толкования
поступка Белличини. Как толкует поступок Паоло
автор? (Паоло не прощает скрипке её
совершенства, которое заключается в том, что она
не позволяет ему стать на дьявольскую дорогу.)
– Паоло Белличини именно убивает, а не разбивает скрипку. Найдите в тексте подтверждение «убийства». (В убежище для потерявших рассудок «ему казалось, что на его руках кровь. И он тер их о шероховатые каменные стены, выливал на них всю воду, которую получал для питья…Так умерла лучшая скрипка Страдивариуса; так позорно погиб ее убийца ».)
– Паоло Белличини сравнивается в тексте с тигром, который крадётся к своей добыче. Почему автор повторно обращается к образу тигра? (Повторно обращаясь к слову «тигр» (именно тигров усмирил своей игрой Орфей), Н. С. Гумилёв акцентирует проявление звериного начала в Паоло Белличини, которое побеждает духовное, привнесённое культурой. Не сумев устоять перед искушением, метр, убивая скрипку, убивает тем самым и себя.)
– Мы уже говорили о том, что у акмеистов особенно важно «внимание к вещи, предоставление ей главной роли в произведении». Скрипка в рассказе имеет двойное значение. Чем она является для Страдивариуса? (Сила добра, звено в поступательном движении человечества, высшая степень духовности – acme!)
– А для Паоло Белличини? (Средство реализации гордыни: «И сердце Паоло разбилось. Были унылы его глаза и сумрачны думы, когда встал он от рокового сна. Что из того, что он помнит услышанную мелодию? Разве есть на земле скрипка, которая повторит ее, не искажая? Коварный демон достиг своей цели и своей игрой, своими хитросплетенными речами отравил слабое и жадное сердце человека.»)
– В рассказе Паоло наделён несколько нелепой внешностью. Найдите его портрет. («…руки, длинные, тонкие и белые, как бы от проказы, рассеянно гнули гибкое дерево смычка. Многочисленные ученики мэтра боялись этих страшных рук с пальцами, похожими на белых индийских змей». Почему автор наделил маэстро такой непривлекательной внешностью? (В рассказе Н. С. Гумилёва Белличини отходит от Бога, сердце героя, «слабое и жадное», оказывается отравлено «хитро сплетёнными речами» коварного демона.)
4. Анализ стихотворения Н.Гумилёва «Волшебная скрипка»
– Прочтите стихотворение выразительно. Обратите внимание на посвящение.
О чем это стихотворение? (Стихотворение представляет собой обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, но не видящему оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону медали и показывает искушённый поэт. В образе скрипки перед нами предстаёт поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием, и высшим блаженством. Лирический герой рассказывает юному поэту о том, что истинный поэт не имеет права на отдых, он всегда должен творить, а иначе «бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь». Также он считает , что должен служить поэзии без надежды на признание, без надежды быть понятым, без надежды на славу . Настоящего поэта не пугает ничего. Он пойдёт своей дорогой и погибнет «славной смертью, страшной смертью скрипача».)
– Какова главная мысль стихотворения, по-вашему? (Всякий творец живёт своим творчеством и готов пойти на всё, даже умереть, чтоб выразить себя и принести радость людям, ради которых он творит)
5. Вопросы по всему уроку
– Как перекликается рассказ и стихотворение? В
чём смысл творчества? Назначение творца? (Творить
для людей, воспитывая их душу, вести к вершинам
нравственного самосовершенствования, двигать
человечество путём культуры, к интуитивному
прозрению, к духовному восхождению, к очищению, к
постижению сущностных основ бытия и
божественных истин. Бог не навязывает человеку
свою волю, а дает возможность сделать выбор. Он не
вторгается в процесс творчества, позволяет
совершенствоваться, соизмеряя свои силы,
медленно идя через тысячелетия к вершине. Так
Страдивариус сам обращается за помощью к Богу
(«творит с молитвой»), а значит, сам вступает на
Божественный путь. Именно благодаря этому,
мастер создаёт скрипку, которой нет равных и
которая таит в себе колоссальные человеческие, а
значит, и творческие возможности.
Ответ на вопрос о путях творчества возвращает
нас к исходному противоположению скрипки
Страдивариуса и мелодии Незнакомца. Скрипка
Страдивариуса и мелодия Незнакомца становятся в
тексте знаками разновекторных путей. Скрипка
Страдивариуса — знак духовного, «цехового»
единения с людьми, творческой свободы человека,
мелодия Незнакомца — знак ложного прорыва к
вершине, духовного рабства.)
6. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Как решает Н.Гумилёв извечную проблему «личность – творчество – истина»?»
Литература:
- Н.Гумилёв. Скрипка Страдивариуса. Волшебная скрипка.
- Диана Грачёва. Скрипка» и «бумеранг» (о пути творчества в рассказе Н. С. Гумилёва «Скрипка Страдивариуса») Сборник работ молодых филологов. Русская филология. 14. Тарту: Tartu UlikooliKirjastus, 2003. С. 81-87.
- В.А.Чалмаев, С.А.Зимин. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса в двух частях. Часть первая. М. «Русское слово» 2006, стр.222.