Цель: понять, в каких образах А.Блок запечатлел в поэзии свою Родину; определить его отношение к родной земле.
Задачи:
- сравнить образы Родины в стихотворениях “Русь” и “Россия”;
- развить аналитические навыки и речевую компетенцию учащихся;
- воспитать чувство любви к Родине.
Урок проводится в кабинете, оснащенном ПК, проектором.
Ход урока
1. Учитель приветствует учащихся.
2. Объявляется тема урока и его цель и задачи.
3. Слово учителя:
Россия! Родина! Эти слова понятны каждому из нас. И А.Блоку очень близка эта тема. (Приложение 1.Слайд 1.) Очень часто эпиграфом к данному уроку берут слова самого поэта “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь”. Но мне бы хотелось эпиграфом взять другие слова: (Приложение 1. Слайд 2.)
4. Вначале давайте вспомним, что подразумевают историки под понятием слова РУСЬ. Ученики показывают презентацию “Русь” (проверка домашнего задания).
5. Учитель работает с доской:
РУСЬ -
Учащиеся должны назвать слова, которые у них ассоциируются со словом Русь, учитель их записывает.
6. А теперь давайте посмотрим, как Блок описывает Русь в своем стихотворении с одноименным названием. Звучит аудиозапись (Приложение 2).
7. Работа с классом (стихотворение “Русь”):
- “Русь” - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году. Посмотрите на 1 строфу. В каком состоянии оказывается Русь? (сон, тайна)
- Как вы понимаете слово “почиешь? Зачем его использует Блок? (устаревшая форма “спать”, придает торжественность стихотворению)
- 2 строфа. С какой стихией сливается Русь? (природа)
- 3 и 4 строфы. Откуда поэт взял эти образы? (из фольклора) (Приложение 1. Слайд 3.) Найдите однокоренные слова (ведут, ведьмы, ведуны). Что обозначает этот корень?
- Какой символ отражен в 5 и 6 строфах? (символ движения – вьюга, вихрь) О чем поет этот вихрь? (предания старины)
- Посмотрите на следующие строфы. Какой теперь видится лирическому герою Русь ? (нищая)
- Предпоследняя строфа. Действительно ли нищета – это главный признак Руси? Что еще отмечает поэт? (первоначальную чистоту)
- Последняя строфа. Какую строфу она повторяет? Зачем нужен этот кольцевой повтор? (сон связывает героя и Русь)
- Почему стихотворение звучит так мелодично? (ассонанс: а, о, у) На какой фольклорный жанр это похоже? (на песню)
- Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)
8. Слово учителя:
К 1908г. относится стихотворение “Россия”. Оно перекликается со стихотворением “Русь”.
Учитель работает с доской:
РОССИЯ -
Учащиеся должны назвать слова, которые у них ассоциируются со словом РОССИЯ, учитель их записывает.
9. Звучит романс на стихи А.Блока “Россия” (Приложение 3).
10. Работа с классом по стихотворению “Россия”:
- Почему стихотворение начинается со слова “опять”? (образ России вечный)
- Есть ли движение в 1 строфе? (нет, замедляется темп)
- На что похожа 2 строфа? (на признание в любви) Какими эпитетами наделяет образ Родины поэт? (нищая, песни ветровые – простор)
- Как в 3 строфе Блок возвращается к воспоминаниям о Руси? (чародей, разбойная краса – крестьянские бунты).
- Найдите в 3 и 4 строфах отношение Блока к Родине. (он верит в нее, в ее будущее: “тебя жалеть я не умею, не пропадешь, не сгинешь ты”)
- В каком новом образе предстает Родина в 5 строфе? (природа, женщина)
- Найдите продолжение описания этого образа в 6 строфе?
- Какой символ движения снова появляется в 6 строфе? (дорога) Изменился ли он по сравнению с 1 строфой? Почему?
- Какие главные слова в 6 строфе? (“и невозможное возможно”) О чем они говорят?
11. Далее учитель предлагает изменить записи, сделанные им на доске: что-то убрать, что-то добавить, согласно тому, как А.Блок представлял Русь и Россию.
12. Итог:
- Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока? В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.
- А теперь скажите, чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.) Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?
- Учитель показывает свою презентацию (Приложение 1. Слайды с 4 по 11.)
13. Выставление оценок.
14. Домашнее задание:
а) Кто может закончить презентацию, создав свои слайды?
б) Подготовить сравнительный анализ стихотворений А.Блока “Русь” и “Россия” или написать эссе на тему “ Родина в восприятии А.Блока и в моем восприятии” (обязательно указать, что значит любить Родину и в чем это проявляется).