Цель:
– осмыслить содержание рассказов В.Тендрякова 1960-х -1970-х годов (на примере нескольких рассказов, например, «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»), ответив на вопросы:
- Каким предстает время конца 20-х – начала 30-х годов 20 века в рассказах?
- Каково восприятие событий рассказчиком – ребёнком?
- В чем абсурдность и трагизм существования простого человека в описываемую эпоху?
– совершенствовать умения учащихся работать с
текстом художественного произведения по
заданным учителем параметрам;
– совершенствовать умение составлять
интеллект-карту;
– воспитывать ответственность за свои поступки
в ситуации выбора.
Тип урока – изучение нового материала с элементами повторения изученного.
Форма проведения – сочетание беседы и практической работы учащихся по построению интеллект-карты.
Оборудование – возможно использование интерактивной доски для «рисования» карты.
ХОД УРОКА
1. Необходимо ввести изучаемые рассказы в контекст других произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве: «Реквием» А.Ахматовой, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова, «Пролётный гусь» В.Астафьева. Учащиеся уже пришли к выводу о том, что судьба простого человека в России 20 века – трагедия. Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказов.
2. По мере обсуждения проблемных вопросов и работы с текстом составляется интеллект-карта по соответствующим рассказам.
Что такое интеллект-карта?
По сути, интеллект-карта – это древовидная
схема, которая связывает основную концепцию либо
идею с другими идеями, процессами, мыслями и
задачами. Психологи считают, что в основе этого
подхода лежит радиантное мышление, когда
отправной точкой размышлений является
центральный (радиантный объект).
В отличие от линейного списка, интеллект-карта
позволяет окинуть взглядом всё сразу, всё дерево
– будь то схема проекта, план кампании, результат
мозгового штурма или график жизненных целей и
приоритетов. Важно помнить, что можно
подписывать не только вехи, но и ветки, которые
могут обозначать процесс, взаимосвязь или
отношение разных уровней карты.
Основные правила построения интеллект-карт:
- Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения интеллект-карты, объект, от которого отходят все ассоциации. Начинайте с главной идеи, и обязательно появятся новые для продолжения.
- Читайте и рисуйте карту по часовой стрелке, начиная сверху, – это общее правило принято для построения интеллект карт, тем более, такой способ восприятия привычен, так как каждый знаком с обычными аналоговыми часами – в них час начинается как раз вверху циферблата.
- Используйте разные цвета – в выбираемых цветах гораздо больше смысла, чем нам кажется, тем более, для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста. Кроме того, разные цвета имеют различную эмоциональную окраску и воспринимаются по-разному. Рисуйте – если есть выбор, рисовать или нет – нужно однозначно рисовать. Каждый человек умеет рисовать, так как в детстве мы все сначала рисуем, а потом уже пишем. Информация в виде рисунков воспринимается нашим мозгом значительно быстрее, чем информация в виде текстов.
- Используйте ключевые слова – все-таки без текста интеллект-карту построить нельзя, поэтому нужно выражать мысли в виде коротких ключевых слов, взглянув на которые можно восстановить мысли.
- Связывайте понятия – использование связей позволяет мозгу структурировать информацию и создавать целостные образы. Рекомендуется использовать не более 7+2 ответвлений от каждого объекта, так как такое их количество позволяет даже уставшему человеку легко воспринимать интеллект-карту.
Название рассказа – это ключевое понятие, которое мы должны поставить в центр карты.
Рассказ «Хлеб для собаки»
См. Приложение 1 Интеллект-карта «Хлеб для собаки»
Вопрос |
Комментарий учащихся, учителя |
Этап создания карты |
1. Какие приметы времени (действительность лета 1933 года) мы находим в рассказе? | Раскулаченные «зажиточные» крестьяне,
сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места
ссылки, были брошены умирать голодной смертью в
маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка
(«куркули»: «слоны» и «шкилетники»). «Нормальная жизнь»: Часто можно было услышать песню «Не спи, вставай, кудрявая! В цехах звеня, страна встает со славою на встречу дня…» Время жутких противоречий! |
Заполняется фрагмент
«Действительность» См. Приложение 1 |
2. Какой предстает «память детства» рассказчика? Каковы его детские воспоминания? | «Никакие ужасы не могли заглушить
нашего зверушечьего любопытства». Дети наблюдали за смертью «куркулей». Женщина, пролившая молоко, плакала и вычерпывала его из копытной ямки на дороге. После случая с хлебом герой наотрез отказался брать завтраки в школу. Герой оказался свидетелем разговора первого секретаря партии с одним шкилетником. «Если враг не сдается, его уничтожают». Они не сдавались. Что ж… попали в березняк…» «Комхозовский конюх Абрам едет «собирать падалицу». Абсурд совершающихся событий! |
Заполняется фрагмент «Детская память» |
3. Что может спасти от ощущения ужаса? Как не сойти с ума в этой «системе»? | «Я кой к чему успел привыкнуть, не
сходил с ума…» Рассуждения героя о том, что совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. «Меня заставляли проглотить первую ложку». «Я съел их жизнь…» «Я не должен есть свои обеды один». Надо найти «самого». Герой съел хлеб, который не донес до умирающего, – «ядовитый хлеб». «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Только совесть может помочь остаться человеком в мире хаоса. |
Заполняется фрагмент «Как не сойти с ума?» |
4. Какова роль «документальной реплики» в финале рассказа? | «Сделаем всех колхозников
зажиточными!» Автор подчеркивает масштаб трагедии. Читателя поражает цинизм государства по отношению к «простому советскому человеку». |
Заполняется фрагмент «Документ в финале» |
5. Какова авторская оценка времени и событий? | «Что же вырастет из таких детей?
Любуются смертью. Что за мир станет жить после
нас? Что за мир?» (слова начальника станции) «…застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя». Этот персонаж опосредованно выражает авторскую позицию – недопустимо существование в мире, где нет места совести и состраданию. |
Заполняется фрагмент «Авторская оценка» |
Рассказ «Пара гнедых»
См. Приложение 2 Интеллект-карта «Пара гнедых»
Вопрос | Комментарий учащихся, учителя | Этап создания карты |
1. В чем предметный смысл названия рассказа? Символический смысл? | Пара гнедых – это лошади
(шерсть их лоснилась и отливала золотом, у них
были гладкие тощие морды с крупными, горящими
глазами и хрупкие, сухие ноги). Это и символ красоты, которая гибнет в абсурдном мире, и символ самой абсурдности и трагичности происходящего. |
Заполняется фрагмент «Лошади» См. Приложение 2 |
2. Какие приметы времени (действительность лета 1929 года) мы находим в рассказе? | Переезжающая деревня. Самая бедная семья в деревне, семья Вани Акули, переселялась в добротный, самый лучший в деревне пятистенок кулака Антона Коробова. Акуля пропил железную крышу дома Коробова. Во время дождей Ваня Акуля вместе с семьей перебрался обратно в свою баньку. «Возвращающаяся после выпасов скотина никак не может внять, что в селе произошло переселение». У Мирона Богаткина, нового хозяина гнедых, «коней-то уж отобрали. Они вместе с брюхастой лошаденкой Петрухи Черного попали в колхозные конюшни». «Это он (отец рассказчика) поднял село». Абсурд совершающихся событий! |
Заполняется фрагмент «Время» |
3. Какой предстает «память детства» рассказчика? Каковы его детские воспоминания? | До пяти лет – обрывочные воспоминания. После пяти лет – «сплошным потоком»: с одной стороны красота мира (река, мост, крапива, запах хлеба), с другой – недетские впечатления ненормальности того же самого мира. Объективность восприятия ребенка – ужас от того, что это не вымысел, а реальность. |
Заполняется фрагмент «Память детства» |
4. Какие варианты взаимоотношений государства и человека описаны в рассказе? | Роль отца в совершающихся событиях
(«исполнитель»). Жители села («колесики и винтики» системы). Антон Коробов (с его проницательностью и иронией вставший над системой). Любая «роль» бессмысленна и трагична. |
Заполняется фрагмент «Государство и человек» |
5. Какова роль «документальной реплики» в финале рассказа? | Автором подчеркивается масштаб трагедии. | Заполняется фрагмент «Документы в финале» |
6. Какова авторская оценка времени и событий? | Авторская оценка видна в образе полусумасшедшего старца Санко, который цитированием Евангелия создает атмосферу Апокалипсиса, предчувствия чего-то ужасного. Ощущение катастрофичности мира усиливается. | Заполняется фрагмент «Авторская оценка» |
3. Итак, можно сделать следующие выводы:
- Тендряков показывает человека на фоне трагических обстоятельств, которые «спровоцированы» тоталитарным государством. И пусть главный герой только «созерцатель», его восприятие показывает, что судьба маленького человека в России 20 века – это трагедия.
- Это трагедия целой страны, когда возникает пропасть между холодным миром идей, абстрагированным от живых людей, по сути враждебным им, и «живой» человеческой жизнью. Ужас положения заключается в том, что эта трагедия становится типичной.
- Рассказы Тендрякова – это приговор обездушенному обществу, несправедливому устройству жизни, которое уничтожает маленького человека, делает трагичной его жизнь.
4. В финале урока уместно пожелать учащимся, несмотря на «провокации» времени, эпохи, государства, ответственно принимать решения в любых обстоятельствах, помня об уроках русской литературы и русской истории.
5. Домашнее задание – согласно рабочей программе. Возможно чтение рассказов Тендрякова «Параня», «Донна Анна» с самостоятельным составлением интеллект-карт.