Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака по стихотворению "Во всем мне хочется дойти до самой сути…"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Осмысление темы творчества в поэзии Пастернака;
  • Развитие навыков анализа стихотворного произведения;
  • Развитие устной речи, выразительного чтения.

Эпиграф к уроку: "Цель творчества - самоотдача:" (Б. Пастернак).

Оборудование: портрет Пастернака, выставка книг поэта.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Б.Л.Пастернак - один из выдающихся поэтов ХХ века. Родился 10 февраля 1890 года в семье известного художника Льва Осиповича Пастернака и замечательной пианистки Розалии Исидоровны Кауфман. В семье царила особая творческая атмосфера. Гостями дома были музыканты, художники, писатели: Поленов, Серов, Лев Толстой, Скрябин.

Первым большим увлечением Пастернака была музыка. Летом 1903 года он был поражен и очарован, услышав, как на соседней даче А.Н. Скрябин сочиняет Третью симфонию. Он решает профессионально учиться музыкальной композиции. Одновременно с гимназией он практически прошел курс консерватории. Однако через 6 лет оставляет занятия музыкой, хотя многие хвалили его композиторские опыты.

В университете Пастернак серьезно занялся философией. В 1912 году 3 летних месяца провел в Германии в городе Марбурге. Он успешно прочел доклады на семинарах. Профессор Коген предложил ему после окончания Московского университета вернуться в Германию для подготовки к докторской степени. Но Пастернак к тому времени уже решил заняться литературой и уже начал писать стихи. Но юношеские увлечения музыкой и философией не прошли даром. Его стихи отличаются удивительной музыкальностью, а также проникнуты глубоким философским смыслом.

Сборник стихов "Сестра моя - жизнь", написанный в 1917 году, поставил Пастернака в число первых литературных имен своего времени. Он много работает, из-под его пера выходит много стихов, поэмы "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт", "Спекторский", работает и над прозой. Принимает активное участие в создании Союза писателей.

В 30-е годы после поездки по стране Пастернак открывает для себя правду о советской действительности. Вопреки требованиям времени он высказывает свою концепцию искусства, считая его "заповедной", неуправляемой творческой стихией, не терпящей социального заказа. Это было воспринято литературным руководством как сопротивление официальной политике партии. Его положение в литературе обостряется. Через 20 лет Пастернак вспоминал об этом времени: "Именно в 36-м году, когда начались эти страшные процессы, все сломалось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось. Оно снова пробудилось накануне войны, может быть, как ее предчувствие, в 1940 году". Прекрасно владея языками, Пастернак переводил Шиллера и Гете с немецкого, Петефи - с венгерского, Бараташвили - с грузинского. Главный труд Пастернака-переводчика - Шекспир: "Гамлет" и "Макбет", "Генрих IV" и "Король Лир", "Отелло" и "Ромео и Джульетта".

С 1945 по 1956 годы Пастернак работает над самым важным своим произведением - романом "Доктор Живаго". Это роман о трагедии целого поколения русской интеллигенции, захваченной бурей, вихрем, метелью революции. Д.С. Лихачев назвал этот роман "духовной автобиографией Б. Пастернака". Издание романа было запрещено. В 1957 году вышел итальянский перевод, за ним последовали зарубежные русские издания и переводы на многие языки мира. На родине этот роман был напечатан через 30 лет в 1988 г.

С 1946-го года Б. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 г. она была присуждена ему "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы".

Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, угрозы и травля вынудили Пастернака отказаться от заслуженной премии. Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи "Нобелевская премия":

Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отосвюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Прошло много лет. Творчество Пастернака не теряет своего очарования, продолжает волновать умы и сердца читателей, его произведения выходят массовыми тиражами, о нем много говорят и пишут.

И сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Пастернака, постараемся понять особенности его понимания роли поэта и поэзии.

2. Послушаем стихотворение "Гамлет". (Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником).

Какова основная тема этого стихотворения? (Творчество, роль поэта в жизни).

Кому уподобляется поэт в этом стихотворении? (Актеру, который выходит на подмостки).

3. Наверное, нет в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Тему творчества в своих произведениях раскрывали многие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский и другие. Вспомните цитаты из стихотворений этих поэтов, в которых они определили цель своего творчества:

Что говорил А.С. Пушкин о назначении поэта и поэзии? ("Глаголом жги сердца людей", "Чувства добрые я лирой пробуждал" и т.д.).

Как М.Ю. Лермонтов определял задачу поэта? ("Провозглашать:любви и правды чистые учения!")

Что писал Н.А. Некрасов о целях поэта? ("Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан", "Я лиру посвятил народу своему").

Какую цель ставил перед собой А.А. Блок? ("Все сущее - увековечить, Безличное - очеловечить, Несбывшееся - воплотить").

В чем В.В. Маяковский видел назначение поэта? ("Светить всегда! Светить везде! До дней последних донца").

Свое понимание роли поэта и поэзии, понимание задачи творчества было и у Б. Пастернака.

4. Есть одно стихотворение, в котором Пастернак как бы подводит итог своему поэтическому творчеству, выводит свое жизненное кредо, которому следовал всю жизнь.

Послушайте его и подумайте над вопросом: Как Пастернак определяет цель поэта?

Чтение учителем стихотворения "Во всем мне хочется дойти до самой сути:"

5. Анализ стихотворения.

- В чем Пастернак видит цель поэта?

("Дойти до самой сути во всем": "в работе, в поисках пути, в сердечной смуте", "найти причины, корни, свершать открытия").

(Поэт стремится достигнуть полного понимания того, о чем будет писать, что будет изображать, он стремится к открытиям, не отрываться от реальности, а сливаться с ней).

Прочитайте 1 - 3 строфы. Какой поэтический прием использует автор?

( Прием градации, т.е. усиление, подбор определений по нарастанию или ослаблению эмоционально - смысловой значимости: "В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья")

С какой целью здесь используется градация? (Автор делает акцент на значении постижения сути, глубины явлений жизни).

(Использование градации углубляет образ, потому что для поэта работа, поиски жизненных основ, попытка разобраться в себе и в людях - смысл существования).

- Значит, Пастернак говорит о сущности поэзии, о назначении ее: схватывать "нить событий", открывать новое в жизни.

- Запись на доске ключевых слов: Суть, сущность, открытия.

- А как можно проникнуть в самую суть вещей, понять и поведать миру о своих открытиях? (Через "свойства страсти", через чувства).

- Ведь именно поняв "ее закон, ее начало" можно поведать о реальном и действительном: "о беззаконьях, о грехах", о прекрасном и неповторимом: "нечаянностях впопыхах".

- Запись на доске: свойства страсти - чувства.

- С чем сравнивает Пастернак поэзию? (С садом, где цветут липы - стихи).

- А почему "всей дрожью жилок цвели бы липы"? Что значит метафора "дрожь в жилах"? (Поэт торопится в стихах выразить то, что чувствует, то, что наполняет его душу и сердце, он пишет напряженно, изо всей силы, старательно, волнуясь).

Значит, стихи рождаются напряженно, надо приложить много усилия, чтобы написать хорошие стихи.

Читаем следующее 4-хстишие. Какие чувства вложил бы поэт в стихи? (То, что ощущает: дыханье роз, дыханье мяты; то, что видит: луга, осоку, сенокос; то, что слышит: грозы раскаты).

Одним словом, чудесные образы живой природы. Природа и поэзия неразрывны. Природа вдохновляет поэта на творчество своей неповторимой красотой.

- С чем еще сравнивает поэт стихи? (С музыкой Шопена: как и музыкант, поэт вкладывает в свои стихи "живое чудо" всего земного.

- Запись на доске: Стихи - сад (природа), музыка, чудо.

Обратите внимание на оксюморон "живое чудо:могил". Для чего Пастернак использует здесь этот прием? (Хочет подчеркнуть, что искусство имеет преображающую силу, искусство, творчество способно воскресить, возродить к жизни).

- Какое настроение возникает в конце стихотворения? (Чувствуется напряжение, беспокойство).

-Как поэт показывает это напряжение? (Сочетанием слов: "игра и мука, натянутая тетива тугого лука").

Торжество поэта, его успех, признание связаны с муками творчества, вспомните его строки: "О если б знал я, Что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью убивают". Натянутая тетива, струна - символы напряжения, беспокойства. Здесь еще можно сказать о противопоставлении "поэта и толпы". "Толпа" не всегда может понять поэта, и он беспокоится о будущем своего творчества.

- На доске: Торжество: игра - мука

Творчество для Пастернака - судьба. Несмотря на трудности, муки, поэт испытывает радость, удовлетворение от творчества. Творчество - это способ существования, образ жизни поэта. Для него творчество - это значит искать во всем "самую суть", "свершать открытия".

6. Каждое художественное произведение, будь то проза, стихи, картина, музыка, оставляет в душе человека какой-то след, отпечаток. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Как вы думаете, только ли к поэту можно отнести эти строки: "Во всем мне хочется дойти до самой сути, В работе, в поисках пути, в сердечной смуте:"? Напишите домашнее сочинение по этому стихотворению - Оценка, восприятие, истолкование.

В каких еще стихотворениях Пастернак пишет о творчестве, о цели поэзии? ("Гамлет", "Август", "Ночь", "Быть знаменитым некрасиво:")

Послушаем стихотворение "Быть знаменитым некрасиво:" (Чтение стихотворения подготовленным учеником).

На этой поэтической ноте мы заканчиваем наш урок. Спасибо всем за участие.

Использованная литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- 2006 г.
  2. Пастернак Б.Л. Стихотворения.-М., 1990.