Тема родины в лирике С.А. Есенина

Разделы: Литература


Личностные УУД: развивать уважительное отношение к слову, чистоте, богатству поэтической речи.

Познавательные УУД: рассмотреть понимание родины поэтом на примере его творчества, пользуясь “ключами”.

Коммуникативные УУД: формировать умения работать в паре, в группе, отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование к уроку:

  • портрет С.А. Есенина
  • коллаж (слайд) “Страна берёзового ситца”
  • CD-диск с записями песен на стихи Есенина
  • клип “Есенинское Константиново”
  • УМК “Литература. 11 класс” под ред. Б.А. Ланина, ИЦ “ВЕНТАНА-ГРАФ”

Этапы урока

1. Организационный

Перед уроком в кабинете звучат песни на стихи Есенина. Входит учитель, в руках у него букет полевых цветов.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, он посвящён творчеству замечательного поэта Сергея Александровича Есенина. И эти цветы — для него, они пропитаны росами нашей родины, ведь Сергей Александрович очень любил страну, в которой родился.

На доске записана тема урока, прочитайте, пожалуйста.

Ученик. Тема родины в лирике С.А. Есенина.

Учитель. Когда слово “родина” пишется с маленькой буквы?

(Ответ учащихся)

2. Постановка проблемы урока

Учитель. Сегодня мы проследим, как родное село Есенина, Константиново, окрестные поля, рощи, луга, отчий дом, первая любовь отразились в его творчестве. Подумаем над проблемным вопросом: “Действительно ли “его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души””?

Учащиеся записывают вопрос, выбирают эпиграф к уроку. Учитель предлагает строки Есенина.

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.

Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

3. Практический

Учитель. С чего для каждого человека начинается родина? Запишите варианты ответов, предложите свои варианты.

  • с родителей
  • с отчего дома
  • с родного края
  • с природы, окружающей тебя
  • с первой любви

Учитель. А с чего началась родина для Есенина?

(Ответы учащихся)

Учитель. Прослушайте запись.

Есенин появился на свет осенью, в тот день, когда в Рязани шли праздничные гулянья. Древний город справлял восьмисотлетие. Звонили колокола в церквах. Говорят, что в день рождения Есенина случилось знамение в местной церкви: в ночь со 2 на 3 октября светился иконостас в храме. Так ли это, сегодня доказать сложно, но священник Смирнов тогда сказал: “Этот мальчик прославит родные места”. Его слова оказались пророческими, Есенин действительно прославил родные просторы, и знаем мы его, как певца “страны берёзового ситца”.

Почему мы называем поэта “певцом страны берёзового ситца”?

(Ответы учащихся)

Учитель. Послушайте стихи*. Какие чувства просыпаются в нас?

Тема родины прослеживается у поэта во всём. Говорит ли он нам о природе, об отчем доме, о матери, ведёт ли диалог со своим дедом, любит ли девушку или женщину. Всё пропитано любовью к родине. А начинается она с простого русского села Константинова, в котором родился поэт.


* Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т., М.: Мир книги, 1997, с. 135, 140, 142.

И даже покинув родимый дом, Есенин ведёт со своими читателями тихую исповедальную беседу.

Один из учащихся читает вслух стихотворение “Я покинул родимый дом...”

Учитель. Давайте попробуем понять поэта. Он даёт нам “ключи” к пониманию своего творчества. В 1918 году он написал философско-эстетический трактат “Ключи Марии”, в котором рассказал о том, как он представляет искусство и, в частности, процесс поэтического творчества, его слагаемые. Очень интересны его размышления о природе поэтического образа. Он различает образы “заставочные”, “корабельные”, “ангелические”. Самый сложный и главный — “ангелический”. В нём раскрывается символическое, переносное значение.

Учащиеся анализируют стихотворение “Я покинул родимый дом...” (работа в группах).

Вывод: Русь, которую покинул поэт, — это его дом, мать, родина. Они без него грустят, любят его и ждут. Автор знает, что на его родине жизнь продолжается. Растворяясь во вселенной, он сливается со старым клёном в одно целое, и кажется, что душой поэт остался на родине, где его мысли, чувства, воспоминания.

Просмотр видеозаписи “Есенинское Константиново” (отрывок)

Учитель. Скажите, а мог ли думать тогда поэт, что здесь, на его родине, будет литературный музей?

Мы с вами говорили в начале урока, что родина — это ещё и первая любовь. Вспомните чистый, светлый образ девушки в белом. Сейчас я прочту вам стихотворение “Снова выплыли годы из мрака...”.

Учитель показывает учащимся фотографию особняка.

Давайте мысленно подойдём к особняку Л. Кашиной. Это местная помещица, первая любовь Есенина. Лидия Кашина стала прообразом Анны Снегиной. Итак, первые чувства и родина — понятия неотделимые.

Учитель показывает изображение скульптурного портрета С. Есенина работы рязанского скульптора Б.С. Горбунова.

Этот портрет встречает всех посетителей музея, на нём выбиты слова поэта:

Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

Последние годы для поэта были мучительными. Две революции, с энтузиазмом встреченные, принесли ему только душевное опустошение. Наступление железного и стального поэт воспринял, как угрозу всему живому. Это отозвалось в его стихах.

Один из учащихся читает вслух стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная...”

Учитель. Для поэта страна стала уже не та, не Россия. Есенину искренне хотелось стать “Певцом и гражданином в великих штатах СССР”, но у него не получалось, не выходило.

Один из учащихся читает вслух стихотворение “Отговорила роща золотая...”

Учитель. Природа и родина сливается воедино в творчестве поэта. Через состояние природы он передаёт состояние своей души.

Один из учащихся читает вслух стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу...”. Учитель предлагает учащимся прокомментировать стихотворение.

Учитель. Давайте поработаем с учебником.

Работа по анализу стихотворений: ответы на вопросы и задания на стр. 147 (работа в группах по рубрикам).

4. Подведение итогов

Учитель. Кого мы можем назвать поэтом? Смогли мы ответить на проблемный вопрос: стал ли Есенин тем человеком, который “разбрасывает пригоршнями сокровища своей души”?

5. Домашнее задание

Базовый уровень

Проанализировать одно стихотворение С.А. Есенина, пользуясь “ключами” к его поэзии (с. 135–147).*


*Ланин Б.А. и др. Литература, 11 класс. М: Вентана-Граф, 2014.

Углублённый уровень

Подготовить и защитить литературный проект “Есенинское Константиново”, используя материалы рубрики “Виртуальная кладовочка” (с. 148).

Литература

  1. Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т., М.: Мир книги, 1997.
  2. Журавлёв В. Лирический роман Сергея Есенина. // Литература в школе. 1995, № 5.
  3. Зуев Н. Народные истоки поэзии Есенина.// Литература в школе. 1995, № 5.
  4. Ланин Б.А. и др. Литература, 11 класс. М: Вентана-Граф, 2014.