Цели:
Обучающие:
- знать идейно-композиционные особенности рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»,
- знать особенности эпохи 60 годов, изображённой на страницах произведения,
- знать основные формы государственного устройства и формировать первичное понятие об избирательной системе Российской Федерации,
- знать понятие политического режима,
- уметь отличать политические режимы по характерным признакам.
Развивающие:
- формировать способность к анализу и оценке языковых явлений в рамках художественного текста,
- развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Воспитывающие:
- воспитывать гражданственность и патриотизм,
- воспитывать активную жизненную позицию и стремление анализировать происходящее в обществе,
- воспитывать потребность посильного участия в политической жизни страны.
- формировать правовую культуру учащихся и положительное отношение к избирательному процессу.
Оборудование:
- Флаг России,
- Портрет А.И. Солженицына,
- Тексты рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»,
- Тексты стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…»,
- Видеозапись программы «Новости» с сюжетом о выборах в муниципалитеты,
- Газеты,
- Листовки с приглашением на выборы.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
“Мир может спасти только один человек, и этот
человек – ТЫ”. |
1. Вступительная беседа
Учитель: Добрый день! Сегодня нам предстоит очень серьёзный разговор о жизни, об умении делать выбор. Вы – выпускники, поэтому уже совсем скоро многие пойдут на первые в жизни выборы. А некоторые, возможно, и не захотят идти? Давайте попробуем разобраться, можно ли позволить себе не ходить на выборы? Тема нашего урока: Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны
(по рассказу А.И Солженицына «Матрёнин двор»). Но урок мы начнём с чтения стихотворных строк Юрия Левитанского:
Каждый выбирает для себя –
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или Пророку –
Каждый выбирает для себя…
Учитель: Как вы думаете, почему выбраны именно эти строки?
Предполагаемый ответ: Наверное, есть взаимосвязь между этими литературными текстами: рассказом Солженицына, который мы прочитали дома, и данным стихотворением. Я вижу эту взаимосвязь в слове ВЫБОР.
Учитель: А какой выбор вы обнаружили в рассказе? Кто и когда делает выбор?
Предполагаемый ответ: Во-первых, герой выбирает себе работу – учителя «а меня тянуло учительствовать», место жительства – деревню «мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России» и конкретное место проживания – дом Матрёны Григорьевой «так и поселился я у Матрёны Васильевны».
Учитель: Согласна. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на лежащие на столах газеты и листовки с приглашением на выборы.
Предполагаемый ответ: Наверное, мы будем говорить ещё и о тех несправедливостях, о которых рассказал нам Солженицын.
Учитель: А какую взаимосвязь вы видите между выборами и той жизнью, в которую окунулся главный герой, попав в деревню Тальново?
Предполагаемый ответ: В рассказе ярко выражена критика современного писателю общества, призыв к личной и общественной ответственности за происходящее. Автор критикует общественное устройство, а ведь его (этот строй) кто-то когда-то выбирал…
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Действительно, Солженицын отбывал срок за свои политические взгляды, за несогласие с действительностью. В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». С 1957 Солженицын преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом «В круге первом», созревает замысел «Архипелага ГУЛАГ». Как видите, писать приходилось скрытно. Процитируем статью «Политический режим» из учебника «Обществознание»:
«Для формулирования и выражения интересов нужна прежде всего СВОБОДА СЛОВА: каждый гражданин в идеале должен иметь возможность указать обществу на важные, по его мнению, проблемы и пути их решения».
Итак, открыто писатель высказаться не мог, но в тексте мы видим неоднократные упрёки в адрес как местных властей, так и государства в целом. Давайте проверим, что вы выписали дома в тетради.
Примечание: дома нужно было записать вопросы (адресованные властям), возникающие по ходу самостоятельного чтения рассказа.
Предполагаемые вопросы:
Почему Матрёна не получала пенсию, несмотря на то, что много лет отработала в колхозе?
В тексте: «Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии».
– Почему у Матрёны отобрали огород, кормивший её?
В тексте: «Председатель, новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал инвалидам ( А ОНА ВЕДЬ НЕ ИНВАЛИД!) огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором»
– Почему рабочие, добывающие торф, не получали его в качестве топки на зиму, а получало только начальство?
В тексте: «Стояли вокруг леса, а топки взять было неоткуда, не продавалось торфу жителям, а только везли начальству да кто при начальстве. Топлива не было положено, и спрашивать не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, о чём угодно говорил, только не о топливе. Потому что сам он запасся».
– Почему за простой справкой Матрёне приходилось ходить по несколько раз в дальнюю деревню?
В тексте: «Собес был в двадцати километрах к востоку, сельский Совет – в десяти километрах к западу. Из канцелярии в канцелярию гоняли её два месяца – то за точкой, то за запятой. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять идти. Теперь секретарь есть, а печати у него нет. Третий день идти. А четвёртый день идти потому, что не на той бумажке расписались…»
3. Формирование новых понятий
Учитель: Наверное, сейчас хотелось бы услышать мнение специалистов нашей сельской администрации, насколько правомерны были действия председателя колхоза и управляющих «Торфопродуктом»?
Предполагаемый ответ 1:
– Действительно, на все ваши «почему» – ответ один – перегибы власти.
1956–1957 годы – это время установившейся тоталитарной власти. Процитируем: «Одна из форм государства (тоталитарное государство) характеризуется его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Тоталитарный политический режим характеризуется полным подавлением всех негосударственных институтов и всеохватывающим контролем за поведением и мыслями людей».
В рассказе налицо ликвидация конституционных прав и свобод: к примеру, право на пенсионное обеспечение: « год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки».
Предполагаемый ответ 2:
– Несправедливости, о которых пишет Солженицын, не могут не возмущать читателя. Как представитель местного самоуправления, могу сказать, что в деревне Тальново было настоящее самоуправство. Ни в отношении огорода, который обрезали именно у инвалидов (а они должны быть самыми защищёнными в нашем обществе!) ни в отношении топлива на зиму действия начальства не были правомерны.
4. Применение на практике полученных знаний.
Учитель: Далее мы выполним ряд заданий, работая в группах:
Группа 1. Задание: сделайте выписки из текста по вопросу: «Признаки эпохи 60 –х годов на страницах рассказа».
Группа 2. Задание: просмотрите предложенный в видеозаписи сюжет новостей о выборах в муниципалитеты и проанализируйте возможные причины плохой явки молодых избирателей.
Группа 3. Творческая.
Задание: придумайте текст слогана, призывающего именно молодёжь принять участие в выборах. Ответ аргументируйте, опираясь на факты из рассказа Солженицына.
Группа 4. Задание: подготовьте от лица Матрёны Григорьевой рассказ: «Где и как я искала правду?»
Примечание: все задания нацелены на воспитание активной гражданской позиции.
5. Закрепление и обобщение
Прослушивание подготовленных ответов.
Цель: развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Учитель: Спасибо всем за работу. Давайте теперь поговорим о жизненной позиции Матрёны. Каково ваше отношение к героине?
Предполагаемый ответ 1: Матрёну сложно осуждать или оправдывать, хотя иногда хочется сделать и то и другое. Это человек щедрой души, абсолютно бескорыстный, иначе автор не назвал бы её Праведником. Но её жизненная позиция абсолютно пассивна. Так жить нельзя! Она никогда не перечила, всех уважала и со всеми соглашалась. Ей выбирать не приходилось: за неё всё было решено. «Не колхоз только, а и любая родственница или просто соседка приходила к Матрёне с вечера и говорила:
– Завтра придёшь мне пособить. Картошку будем копать.
…И Матрёна не могла отказать».
Предполагаемый ответ 2: А мне кажется, что не только за Матрёну, но и за всех в те времена было всё решено. И говорить об активной гражданской позиции не приходилось. Например, автору его активная позиция стоила десяти лет жизни…
Предполагаемый ответ 3: Действительно, судьба человека в тоталитарном государстве незавидна.
6. Подведение итогов
Учитель: Давайте мы дочитаем стихотворение и вновь проведём параллель с темой нашего урока:
Каждый выбирает по себе –
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает по себе.
Учитель: Итак, какие же важные выводы мы сделаем после состоявшегося разговора?
Предполагаемый ответ 1: чтобы быть довольным жизнью, чтобы не иметь претензий, надо уметь выбирать.
Предполагаемый ответ 2: надо хотеть выбирать.
Предполагаемый ответ 3: надо иметь активную гражданскую позицию и всегда ходить на выборы. Ведь если ты не проголосуешь, то, возможно, именно твоего голоса не хватит.
Учитель: Здесь уместнее всего было бы обратиться к эпиграфу, вспомнить слова А.Адамовича: “ Мир может спасти только один человек, и этот человек – ТЫ”.
Учитель: А как вы понимаете слова из стихотворения: «выбираю тоже, как умею…»?
Предполагаемый ответ 1: Выбираю так, как подсказывает сердце.
Предполагаемый ответ 2: Выбираю так, как научили.
Учитель: И тогда последний вопрос. Давайте, исходя из значения слова «выбор» (одно из значений – «избрание путём голосования», а другое – «взять, отобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое») определим, можно ли считать, что данное стихотворение посвящено выборам в органы государственной власти? Почему?
Предполагаемый ответ 1:. Я думаю, что в стихотворении речь идёт просто о жизненном выборе (выбор профессии, выбор спутника жизни и т.д.) А это для меня одинаково важно, как и выборы в органы власти. Поэтому я считаю, что в стихотворении речь идёт просто о жизненно важном выборе, КАКИМ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДОЛЖЕН БЫТЬ в том числе И ВЫБОР ВЛАСТИ.
Учитель: Ведь, как гласят и тема урока, и слова эпиграфа, в ответе за судьбу народа и страны – КАЖДЫЙ ИЗ НАС!
7. Рефлексия
Учитель: Судя по вашим ответам, теперь, наверное, самое время заполнить анкету.
Вопросы анкеты:
- Считаете ли Вы выборы делом сугубо личным? ДА, НЕТ
- Изменилось ли после разговора на сегодняшнем уроке Ваше понятие о жизненной позиции? ДА, НЕТ
- Можете ли Вы утверждать, что готовы сознательно делать выбор? ДА, НЕТ
- Считаете ли Вы, что молодёжь – могучая сила на выборах? Да, нет.
ДА – 1 балл, | НЕТ – 0 баллов. |
Подсчитайте результат. Если Вы набрали 4 балла, то ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО ответить на последний вопрос:
Сможете ли вы убедить кого угодно в необходимости участия в выборах?
ДА – 3 балла, НЕ СОВСЕМ – 2 балла, НЕ ЗНАЮ – 1 балл, НЕТ – 0 баллов.
Система оценки:
Набравшие 7 баллов – «5»
Набравшие 6 баллов – «4»
Набравшие менее 6 баллов имеют возможность «добрать» баллы выполнением домашнего задания.
ДОМА: творческое задание на выбор:
1) учитывая характер и жизненную позицию Матрёны Григорьевой, написать от её лица письмо в районную газету
ИЛИ:
2) создать эскиз листовки с приглашением на выборы в Совет Старшеклассников.