Эпиграфом к уроку могут служить слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему...»
Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.
С творчеством великого русского поэта школьники уже знакомы, поэтому целесообразно привлечь их работе на уроке, дав заранее индивидуальные задания: подготовить сообщения, подобрать из изученных в средних классах произведений отрывки, в которых показана тяжкая доля русского народа и др.
Примерные опережающие задания:
1. Перечитать поэму «Мороз, Красный нос» и
подготовить сообщение на тему «Изображение в
поэме страданий народа». В ответе использовать
строки из поэмы.
2. Любовь и ненависть — два мотива,
характеризующие поэзию Некрасова. Как
выразились они в стихотворении «Размышления у
парадного подъезда»? В чем заключается идейный
смысл этого стихотворения? В каком еще
стихотворении поэта звучит тот же горестный
мотив?
3. Как раскрывается тема народного труда в
стихотворении «Железная Дорога»? Найти строки, в
которых заключается основной смысл
стихотворения. Учащийся, который готовит это
сообщение, должен подчеркнуть, что
революционизирующее влияние «Железной дороги»
отмечал В.Г. Плеханов; стихотворение читали,
заучивали, на подпольных собраниях и вечерах его
декламировали. Это объяснялось тем, что в
«Железной дороге» Некрасов гениально предсказал
светлое будущее народа, выразил революционные
взгляды на народ и веру в его прекрасное будущее:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Подводя итог беседе, учитель скажет, что, по мнению Некрасова, любить народ — значит ненавидеть его угнетателей, отдать все силы борьбе за его счастье. Поэтому личное в некрасовской поэзии неотделимо от социального, общественного. В произведении «Рыцарь на час» борьбу за счастье народа поэт называет великим делом любви. О своей музе Некрасов говорит: «На уме у тебя мужики»!
Пламенное чувство любви к родине пронизывает всю его поэзию. Русский народ-богатырь, родная земля, с ее «врачующим» простором, бескрайними нивами, зелеными лесами, снежными зимами — вот тот глубокий, неиссякаемый источник, из которого черпал свое вдохновение поэт. В стихотворении «Тишина» он заявляет:
Не небесам чужой отчизны —
я песни родине слагал!
Судьба труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта. Мир его поэзии — это мир, увиденный «сквозь слезы» глазами обездоленного и угнетенного народа. Поэтому желание видеть свою родину свободной и счастливой рождало у поэта стремление активно вмешиваться в борьбу за это освобождение. Сила поэзии Некрасова — в глубоком проникновении в сущность народного характера, об этом говорят его произведения «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и целый ряд других произведений, уже знакомых учащимся.
Учитель назовет некоторые другие стихотворения Некрасова о народе: «Что ни год — уменьшаются силы…» (1861), «Свобода» (1861), «Дума» (1861), «Как празднуют трусу» (1870), «Утро» (1874) . В этих и других стихах Некрасов страстно мечтал о свободе, народа:
Мать-отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди...(«Что ни год — уменьшаются силы...»).
Некрасов понимал крепостнический характер реформы:
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных...
И в 1870 году он видит кругом то же самое:
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мрак...
Раненое сердце Некрасова всегда было наполнено болью о горькой участи народа. В стихотворении «Уныние» (1874), наблюдая солнцем «сожженные нивы», он пишет:
Ужель опять наградой будет плугу
Голодный год!.. Чу! женщина поет!
Как будто в гроб кладет она подругу.
Душа болит, уныние растет.
Народ! Народ!.....Жгучее, святое беспокойство
За жребий твой донес я до седин!
И все же Некрасов не уставал надеяться: «Я верую в народ» («Горе старого Наума».); «Пора идти вперед»..., «…каждый в бой иди!».
Исходя из глубокого знания жизни народа, его трудолюбия, высоких нравственных качеств, Некрасов твердо верил в его великое и прекрасное будущее, неоднократно говорил об этом в своих стихах и поэмах. Чаще всего оно ему рисовалось в картинах трудовой крестьянской жизни. То предстанет оно во сне Дарьи, героини поэмы «Мороз, Красный нос», которой снится «жаркое лето» и труд всей ее семьи: свекрови, «резвушки» «красавицы Маши», Гришухи, у которого «на шее горох хомутом», мужа Проклушки, что «крупно шагает за возом снопов золотых»; то в виде дома, в котором «чистота, лепота», благополучие и довольство.
Но эти мечты о благополучии постоянно наталкивались на невозможность их осуществления в условиях самодержавно-крепостнического государства. И все же Некрасов твердо верит, что русскому народу «пределы не поставлены: пред ним широкий путь».
А. А. Григорьев, известный поэт и критик, назвал Некрасова «человеком с народным сердцем». «Народное сердце» поэта проявилось с большой силой и в «Песне о труде», рекомендуемой для внеклассного чтения. На уроке следует разъяснить, что эта песня выражает не столько опыт самого поэта, сколько опыт всего трудового народа, который знает цену труду и благодаря многовековому опыту может по этому поводу высказываться твердо и определенно:
Трудись по силам и желай,
Чтоб труд твой был вечно сладок.
Некрасов понимал, что светлое будущее возможно только после революции, которая будет, он это знал, не скоро.
В итоге учитель скажет, что Некрасов все свое творчество посвятил народу, прекрасно знал его бедственное положение, стремился привлечь к нему внимание и вызвать у него чувство протеста против своего угнетенного положения. Следует рекомендовать ученикам записать и запомнить наиболее выразительные строки поэта об этом: «…поколения людей живут и гибнут без следа» («На Волге»), «Ты проснешься ль, исполненный сил...» («Размышления у парадного подъезда») и т. п. По словам крестьянина Федора Зобова, «Некрасов, как певец народного горя, должен занять в душе трудящихся масс первое место в русской литературе».
Одним из проявлений патриотического чувства Некрасова были его стихи о природе. Ученики прочитают мастерски нарисованные картины русской природы в произведениях «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога».
Учитель укажет на ряд произведений: «Тишина» (1857), «Зеленый шум» (1862), «Надрывается сердце от муки» (1863), «Уныние» (1874) и др. Одно из этих стихотворений — «Надрывается сердце от муки...» должно быть ранее подготовлено и выразительно прочитано кем-либо из учащихся.
Для детального анализа этих стихов нет времени,
но нужно, чтобы ученики усвоили главное: Некрасов
любил родину, ее неброский пейзаж, видел в нем
источник вдохновения, считал, что сближение с
природой возвышает человека, пробуждает добрые
чувства. Герой «Зеленого шума» задумал недоброе
против жены, изменившей ему, «да вдруг весна
подкралась» и «слабеет дума лютая, нож валится из
рук». Любовью и точно найденными красками,
деталями отличается умиротворяющая картина
русской весны, благотворно подействовавшая на
героя «Зеленого шума».
В стихотворении «Надрывается сердце от муки...»
автор искренне признается:
Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим —
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.
Природа у Некрасова отличается «гармонией жизни»:
...люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум:
Ты ликуешь на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана...
Под влиянием «окружающей бодрой природы»
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…
В условиях социального неравенства и угнетения «сильные и сытые земли» не могут у голодных бедняков отнять лишь «сокровища природы». И бедняк, находясь за го родом, радуется журчащему ручью, шумящему дубу, вечернему соловью, любуется месяцем, сводом небес:
Деревня согнала с души давнешний сплин.
Забыта тяжкая, гнетущая работа,
Докучной бедности бессменная забота —
И сердцу весело...
Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов использует пейзаж для передачи авторских настроений. Например, в стихотворении «Родина» поэта радуют следы разрушения старого «дворянского гнезда», ибо они символизируют начало гибели ненавистного для него места, где он страдал:
И, с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор...
И нива выжжена...
И набок валится пустой и мрачный дом...
А в стихотворении «Душно! Без счастья и воли...» картина мрачной душной ночи, олицетворяющей эпоху мрачней реакции, насыщена страстным ожиданием освежающей бури, связана с мечтами поэта о революции, которая уничтожит затхлый, душный мир насилия и эксплуатации народа.
Социальный характер носит пейзаж в стихотворениях «Утро» (1874), «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860) и в целом ряде других произведений.
По глубокому убеждению Некрасова, поэт — «учитель и по возможности заступник за безгласных и униженных». Этим мыслям поэт оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного писателя должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Именно эту мысль Некрасов и развивает в стихотворении «Элегия» (1874). Величайший поэт своего времени, страстно любящий свой народ, свою родину, он современен как никто другой, ибо его стихи воспитывают мужество, отзывчивость, любовь к труду, зовут к борьбе и подвигу. Светлое будущее России представлялось ему жизнью свободного процветающего общества:
...Освобожденный от оков
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...
Домашнее задание:
1. Выполнить по учебнику задания 1,2,3.
2. Прочитать «Зеленый шум», продумать ответ на
вопрос: Как это стихотворение подтверждает мысль
о том, что пейзаж Некрасова носит социальный
характер?
3. Прочесть стихотворение «Сеятелям». Это
стихотворение считается завещанием умирающего
Некрасова. Почему?
4. Прочитать «Песню Еремушке». Почему это
произведение пользовалось такой популярностью в
среде революционеров-демократов? Как оно
завершало нарастание революционного призыва в
лирике Некрасова? (Для ответа взять
стихотворения «Размышление у парадного
подъезда», «На Волге», «Железная дорога» и «Песня
Еремушке».)
Литература:
1. Некрасов Н.А. Лирика. М., «Детская
литература», 1987.
2. Аксенова Е.К. Воспитание чувств
художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.
3. Горчак Н.Л. Картина как средство развития
речи. М. – Л., Просвещение, 1965.
4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская
литература в 4-5 классах. Киев, « Радянська
школа», 1981.
5. Коровина В.Я. Литература. 6 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений.
М., Просвещение, 2012.
6. Журнал «Литература в школе» № 1, 2001 г.