Цели урока:
- проследить эволюцию этой темы в творчестве поэта;
- показать народность творчества С. А. Есенина.
Оборудование урока:
- портреты и фотографии Есенина;
- иллюстрации к стихам.
Ход урока
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".С. Есенин
Моя лирика жива
Одной большой любовью -
Любовью к родине, чувство родины -
основное в моем творчестве.С.Есенин
1. Слово учителя
Великий поэт потому и называется великим, что его имя закономерно связуется с самыми обширными понятиями из жизни народа. С событиями истории и времени . Потому, может быть, словосочетания "Блок и Россия", "Есенин и Россия" мы воспринимаем не задумываясь о том, каким гением нужно обладать, чтобы твое личное и человеческое стало равным целым стихиям, мирам, материкам.
Великим их делает, на мой взгляд, родина. Да, единая тема их породнила - тема родины, России; два голоса сливаются в любовь сложную и беспредельную.
А. Блока и С. Есенина сблизила Россия - она у них одна. Но образ ее у каждого свой.
Сегодня мы проследим: какой видится С. Есенину родина.
Выразительное чтение стихотворения "Русь советская"
Вопрос
Что рассказал о своем отношении к советской России?
Простым или сложным оказалось это чувство?
Ученик. При чтении "Руси советской", прежде всего, бросается в глаза и покоряет предельная искренность автора, его открытость читателям. Есенин, как и прежде, объявляет себя крестьянским народным поэтом.
Вспоминая детство, поэт вновь ощущает свое родство с русской природой. Мы узнаем характерные для раннего Есенина поэтические образы, основанные на примах олицетворения и психологического параллелизма. Но узнавая прежнего, уже знакомого нам творца, мы чувствуем, что облик его стихов изменился, в них появилось нечто новое.
Если прежний Есенин как бы спешил изменить в стихах чувства, переполнявшие его сердце, то новый Есенин размышляет над особенностями эпохи, пытается постичь его противоречия.
Поэт показал закономерность того, что происходит в Советской России. Он испытывает чувство горького сожаления, что стал чужим для новой деревни.
В стихотворении "Русь советская" он говорит, что ни в чьих глазах не находит себе приюта ни у молодых, ни даже у стариков. Есенину впервые является мысль о том, что не только нет, но, может быть, никогда и не было той Руси, о которой он пел, что его вера в посланничество от "народа" была заблуждением:
Вот так страна!
Какого ж я рожна,
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Вывод:
Он прощается с деревней, обещая смиренно "принять" действительность, какой она есть. Мечтой Есенина оказалась самая идеальная, избяная Русь.
Доклад - сообщение ученика на тему "Образ Родины в ранних стихах Есенина" .
Выразительное чтение стихотворения наизусть
"Неуютная жидкая лунность"
Какого отношение поэта к современности, и какие чувства он испытывает?
Ученик.
В этом стихотворении выражено сложное отношение поэта к современности, старая Русь, как и раньше, характеризуется образами равнин, луны, верб, весенних яблонь, берез и тополей. Но нет волшебного синего света, а есть "неуютная жидкая лунность", "тоска", "усохшие вербы".
Наблюдаются иные чувства: "равнодушен", "не мил", "разлюбил". Идеал поэта теперь не здесь. "Каменное и стальное" символизирует новую мощь России.
Природное и стальное перестали ощущаться, как враждебные, оценка их Есениным изменялось, взор его теперь устремляет в будущее родины. Призывая разумом необходимости преобразовании, чувствуя сердцем, боль утраты привычного и родного в деревенской жизни, поэт сомневается в своей личной судьбе
"Может в новую жизнь не гожусь..."
Преобразование жизни он признает безоговорочно, но самому себе не находит места в новой жизни.
Стихотворение "Каждый труд благослови, удача!
Чтение и анализ.
Чем объясняется глубокая грусть лирического героя?
Ученик
Глубокая грусть лирического героя объясняется чувством печали, грусти по утраченному:
Только я забыл, что я - крестьянин,
И теперь рассказываю сам,
Соглядатай праздный, я ль не странен
Дорогим мне пашням и лесам.
О каком простом и светлом, но утраченном счастье тоскует поэт? Кому он завидует?
Ученик
На мой взгляд, поэт считает простым и светлым каждодневный труд рыбака, пахаря.
Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку - чтоб с рыбой невода.
Пахарю - чтоб плуг его и кляча
Доставляли хлеба на года.
И желает им удачи, благословляет все живущее.
Он дает нам возможность почувствовать весомость, значимость крестьянской работы на земле. А чувство зависти поэт испытывает к тем, кому труд на земле дарует душевную ясность.
Потому так и светлы всегда
Те, что в жизни сердцем опростели
Под веселой ношею труда.
Стихотворение "Сорокоуст".
Чтение и анализ.
Как поэт воспринимает каменное и стальное?
1 ученик. Я думаю, что Есенин хотел показать образом жеребенка символ чего-то очень нежного, ласкового, теплого, живого. Но жизнь распорядилась по-другому. Нужнее всего, не выше перечисленное, а железное, стальное, холодное.
Поэту казалось, что новая жизнь, при которой родные поля оглашаются механическими звуками "железного коня", нарушают извечную гармонию человека с природой.
Действительно, процесс революционного преобразования жизни шел не так как думал он.
Поэт показал, как меняются люди, что они становятся более черствыми, бесчувственными, обедняется душа человека, Есенина тревожит, что практицизм может убить поэзию.
Люди не понимают, что скоро сами превратятся в железные машины.
Жеребенок - это своеобразное напоминание людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений.
Поэт тоскует по природе, по времени, когда его душа была связана с природой и не оторвана от своих корней, корней природы и души человеческой.
Поэт увидел катастрофу - безнадежное наступление на живую жизнь бездушного железа. В стихотворении мы видим схватку, обреченное единоборство поэта, любителя всего живого, с безумным веком железа. И та опасность, которая во время Есенина существовала в зародыше, сегодня стало самой главной опасностью.
Вывод:
Итак, наша работа, я думаю, помогла нам разобраться в Есенине-поэте, в Есенине - человеке, увидеть, как тесно переплетены эти понятия, почувствовать всю глубину его души, в которой бережно хранятся воспоминания детства, живет беспредельная и страстная любовь к родине.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти
Ивовая ржавь.
Звучит романс "Клен"
Показ презентации №2. Иллюстрации к стихам С.Есенина
Прослушивание песни на стихи Есенина "Отговорила роща золотая".
Итоги урока.
Домашнее задание
Проследить динамику сюжета "Персидских мотивов".