Сопоставительный анализ новеллы О.Славниковой "Статуя командора" и трагедии А.С. Пушкина "Каменный Гость". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: литература, современная литература, «Каменный гость», О.А. Славникова, «Статуя командора», новелла


Цели:

  • дать представление об истории интерпретации сюжета о Дон Жуане в мировой литературе; провести сопоставительный анализ рассказа О. Славниковой “Статуя командора” и трагедии А.С. Пушкина “Каменный Гость”;
  • содействовать развитию умения анализировать текст, основываясь на литературоведческих знаниях и литературном опыте учащихся;
  • содействовать развитию интереса к чтению и изучению современной литературы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Подготовленные сообщения учащихся о том, как был востребован сюжет о Дон Жуане в мировой литературе. (Приложение 1)

2. Сообщение темы урока.

Сюжет о Дон Жуане привлекал всеобщее внимание писателей разных эпох и творческих направлений. Каждый автор интерпретировал легенду по-своему, в соответствии с нравами эпохи и собственным пониманием мотивации поступков главного героя. Тем интереснее увидеть современную трактовку сюжета и сравнить её с уже известными нам. И сегодня на уроке мы обратимся к написанному в 2008 году рассказу лауреата премии “Русский Буккер” (2006), премии имени Ю. Казакова (2008) Ольги Славниковой “Статуя командора”.

3. Работа с текстом.

- Какое впечатление произвёл на вас прочитанный рассказ? Можно ли выделить общность в названии произведений О. Славниковой и А.С. Пушкина?

- В какую временную эпоху поместила своих героев О. Славникова?

Родовая гробница Командора превратилась в “артефакт девяностых” - “Аллею бандитской славы”. Сразу возникают ассоциации с многочисленными звёздными и монументально-героическими аллеями, характерными для нашего времени.

- Какими узнаваемыми штрихами характеризует автор эпоху 90-х?

Это было то “достопамятное десятилетие, когда разновидности размножающихся рублей сменяли друг друга, будто поколения мушек-дрозофил, когда по улицам раскатывали распираемые шансоном “мерины” и “бэхи”, похожие на гигантские катушечные магнитофоны, - до тех пор, пока из приспущенных окон не высовывались стволы, чтобы превратить бойцов враждебных группировок в свежие трупы. В те времена все простые инженеры и школьные учителя этого славного города знали имена Кабанчика, Вована, Ферзя, Саши Китайчонка”.

- Какие гротескные детали подчёркивают претенциозность бандитских авторитетов? Какой основополагающий приём использует здесь Славникова?

Стремление к роскоши выражено в “посмертных имениях, обнесённых античными колоннами”, особой гордостью Аллеи славы “были статуи” с “вызолоченными на каменных шеях широченными голдами”, мобильниками и брелоками “от “мерсаков” в тяжёлых каменных руках”.

Давая визуальную панорамную картину “главной достопримечательности” города, автор использует приём контрастного противопоставления - антитезу. На всей этой роскоши мы видим налёт забвения и невостребованности: “клочья паутин” на колоннах, сорная трава заглушает ещё цветущие “настурции и рваненькие фиалки”, гравированные портреты на памятниках напоминают “изображения на ментовских ориентировках”, а сами памятники, предоставленные дождям и пыли, похожи на “брошенные сушиться женские колготки”.

- На фоне похожих друг на друга каменных лиц выделяется своей значимостью одно. В чём особенность статуи Командора?

“Скульптор, изваявший Командора двенадцать лет назад, прежде специализировался на гранитных, бронзовых и гипсовых Ильичах, потребность в которых никогда не уменьшалась, а только росла - точно в стране буквально каждый месяц возникал новый городишко или заводик, которому требовался перед проходной или райкомом собственный вождь. Благодаря такому творческому опыту автор придал Командору характерный, устремлённый с постамента в будущее, ленинский шаг; правая рука скульптуры, вскинутая указать трудящимся путь в коммунизм, как бы остановилась на полпути, потому что зажатый в ней мобильник (очень реалистично выполненный в граните лопатообразный Siemens с боковой антенной и большими, как горохи, толстенькими кнопками) как бы внезапно зазвонил. Несмотря на примесь В.И. Ленина, сходство скульптуры с оригиналом, по общему мнению пацанов, было поразительное. Скульптору удалось передать скос тяжёлого лба, наплывы щёк, а главное - хищную, волчью связь между крупным оскалом и положением острых, прижатых к черепу ушей. У статуи был секрет, известный только самым ближним братанам: под каменным пиджаком, искусно выточенный и скрытый заполированной полой, находился пистолет “Глок”, выполненный, как и сам Командор, в две натуральные величины”.

- “В отличие от большинства бандитских захоронений, мемориал Командора выглядел ухоженным”... и “во всякое время года” раз в сутки на скамье возле могилы можно было видеть вдову Командора. У Пушкина Донна Анна чрезвычайно красива... А какой изображает героиню Славникова?

“Блондинка с неправильным лицом, словно нарисованным косметикой на пустом месте”.

- Пушкинская героиня приходит оплакивать супруга по собственной воле, соблюдая вдовий этикет. А что заставляет Анечку каждый день бывать на могиле убиенного мужа?

Суровое завещание Командора, которому хотелось и после смерти купить любовь и пожизненное преклонение женщины, которую он однажды “просто взял себе”.

- На фоне откровенно саркастического изображения жизни “бандитского Краснокурьинска” история Анечки, представленная хоть и с иронией, всё равно вызывает сочувствие. Что говорит о своём замужестве пушкинская Донна Анна?

...мать моя
Велела дать мне руку Дон Альвару,
Мы были бедны, Дон Альвар богат.

- Как Анечка оказалась спутницей Командора?

С трудом закончивший школу Командор увидел Анечку на её выпускном, когда зашёл “с полной спортивной сумкой бухла и букетом кровавых роз” проведать “любимую училку”... “Увидел и просто взял себе”.

Поначалу Анечка даже обрадовалась перемене своей участи: легко и радостно переехала из “продымлённой заводом родительской панельки в центр, в просторную квартиру с видом на Главпочтампт и главный городской фонтан”, но вскоре поняла, что оказалась запертой в золотой клетке.

- Обратите внимание, как автор называет свою героиню. Почему так?

Уменьшительная форма имени подчёркивает детскость, наивность, беспомощность, слабость героини.

- В чём это проявляется?

Вся жизнь Анечки в качестве подруги Командора прекрасно обустроена, но у неё самой ничего нет: ни денег, ни работы, ни образования. Все её последующие попытки устроиться в жизни самостоятельно заканчиваются полнейшим крахом.

- Какой литературный тип напоминает образ главной героини.

Тип “маленького человека”. Она не приспособлена к жизни, не умеет сопротивляться жизненным неурядицам, полностью зависит от сильных, властных людей, поэтому даже слабые её попытки взбунтоваться ни к чему не приводят.

- Как Анечка пыталась вырваться из замкнутого круга абсолютной привязанности к мемориалу?

“Было время, когда она ударилась во все тяжкие”...

“Иногда она вдруг принимала отчаянное решение не ехать на кладбище: вот не ехать, и всё”... Но в самую последнюю минуту бросала уже собранные вещи и мчалась к статуе.

Были попытки уехать в Париж, который она так мечтала увидеть. Но там она смогла пробыть всего несколько часов, да и то без всякой радости, потому что её снедало чувство неприкаянности, одиночества и ужас от того, что она, нарушив условия завещания, может лишиться даже мизерного обеспечения, во что превратились ежемесячные 500 долларов под влиянием инфляции. И теперь для неё даже “Каменск с Талдой превратились в смутную мечту”.

- Что усугубляет отчаяние Анечки?

Тоталитарный контроль за происходящим с помощью встроенной в статую видеокамеры, бесстрастно фиксирующей все приходы вдовы на могилу мужа.

- Как обыгрывается имя главного героя в рассказе? Какова трансформация образа “севильского озорника” у О. Славниковой?

Иван Ветров, он же Хуан Игнасио де Уэрта, происходил из семьи потомков испанских коммунистов, бежавших в СССР от Франко, своего родного языка он почти не знал. В паспорте его стояла русская фамилия, образовавшаяся тогда, когда антифашистов тоже начали на всякий случай потихонечку сажать - особенно тех, в ком текла слишком густая и яркая, сладкая для специалистов с Лубянки, дворянская кровь. Несмотря на происхождение, Ветров был не особенно хорош собой - слишком черняв, слишком костляв, его лицо с выпирающим горбатым носом было в странных голодных ямах, точно нехватка строительного материала, испытанная и отцом, и матерью в советском детском доме, отпечаталась в генотипе”.

- Что мы узнаём о Дон Гуане у Пушкина?

Он поэт, поклонник искусств, любит жизнь и живых людей, ценит красоту, способен сочувствовать другим, но быстро забывает о бывших возлюбленных.

- Какие отголоски пушкинского Дон Гуана мы находим в образе Ивана Ветрова?

Иван Ветров тоже ценитель красоты, известный фотохудожник, мастер женского портрета, умеющий увидеть в женщине ту скрытую, свойственную только ей черту, которая превращает её в красавицу и возводит на пьедестал, делает её объектом поклонения.

- Что ценят в женщинах Дон Гуан и Иван Ветров? Почему они имеют у них такой успех?

Оба они ценят не абсолютную красоту, холодную, кукольную, а то, что в женщине сокрыто, могут восхититься случайно брошенным взглядом, болезненной бледностью, влюбиться в изгиб бровей, рассыпанные по плечам волосы, печальную улыбку.

У вас воображенье
В минуту дорисует остальное;
Оно у вас проворней живописца,
Вам всё равно, с чего бы ни начать,
С бровей ли, с ног ли, -

говорит Лепорелло своему хозяину.

В работах Ивана Ветрова “проступало то, чего женщина, служившая моделью, ни при каких обстоятельствах не могла увидеть в зеркале. Некий почти мираж с доминированием какой-нибудь одной реальной черты: заломленной брови, непослушной пряди, узкого, прошитого морщинками, изысканного рта - облик неожиданный и нетронутый, как если бы женщину никогда не снимали на паспорт”.

Женщина в их обществе чувствует себя желанной, любимой, восхитительной. Самым главным талантом и одного, и другого было понимание женской натуры, и за это женщины платили им страстной любовью, а “дар желать” ценился героями “выше красоты”.

- Обратите внимание, как плавно перетекает образ Ивана Ветрова в своего литературного предшественника. В чём это выражается?

Имя “Иван” постепенно вытесняется именем “дон Хуан”, а в поступках героя и его характере более отчётливо становятся слышны отголоски пушкинского героя.

- Что ищет дон Хуан Славниковой?

“Он слишком серьёзно относился к жизни и судьбе - этот выродившийся кавалер с хрустящими суставами и ранней сединой цвета холодных углей; ему действительно нужна была причина, гораздо более высокая и веская, чем молодость и красота… Он ждал знака судьбы - подозревая, что дон Гуан из старинной испанской легенды, послуживший моделью для Пушкина и Байрона, был на самом деле не охотником, а дичью”.

- Почему на него такое впечатление произвела Анечка?

“Эта смущённая женщина... содержала в себе даже на первый взгляд целую фотовыставку, а в перспективе была неисчерпаема. Её доминантой были глаза, что случается гораздо реже, чем думают производители туши для ресниц”. Тем не менее скоро дон Хуан понял, что взятая штурмом крепость на самом деле вовсе не взята, “и брать её предстоит осторожно, медленной изучающей лаской, которая, Бог даст, продлится целую жизнь”.

Давно или недавно, сам не знаю,
Но с той поры лишь только знаю цену
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово счастье...
...Но с той поры как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю, -

восклицает пушкинский Дон Гуан.

“Ветров знал немало трагедий, происходивших с хорошими и слабыми людьми, которых перемены девяностых заживо вычеркнули из списка живущих,- из них трагедия Анюты была самой женственной и взывала к лучшим силам недюжинной натуры дона Хуана. Это и была та самая причина, основание выбора, с которым не поспоришь”.

- Обратите внимание, как меняется в тексте имя героини после встречи с Иваном Ветровым?

Теперь в тексте звучит имя “Анюта” - новая ступень жизни, первый этап взросления.

- Как даётся Анечке “перемена участи”?

“Анюту жестоко ломало, она стучала зубами и скалилась, дрожа под двумя одеялами... вся была болезненная, в острых мурашках, будто ощипанный заживо цыплёнок”.

- Чем ближе к развязке, тем сильнее ассоциации с “Каменным Гостем” А.С. Пушкина. Герой откровенно идентифицирует себя с Дон Гуаном, а свою историю с испанской легендой.

“Имя будущей жены будило у дона Хуана романтическое волнение и как бы подтверждало его идентичность. Он, однако, вздрогнул, услыхав, как в действительности зовут гранитного покойника, чьи фамилия, имя и отчество, высеченные на постаменте, были совершенно обыкновенными, ничего о владельце не говорящими. Разумеется, дон Хуан и не думал приглашать в гости эту толстоногую статую с мордой, как обледенелый корнеплод. Тем не менее он понимал, что обстоятельства сошлись, сюжет запущен и вопрос только в том, когда ожидать визита Командора. При мысли о том визите в волосах у дона Хуана шевелился песок”.

- Почему понадобился такой авторский ход?

Читатель, знакомый с сюжетом легенды, с трагедией А.С. Пушкина “Каменный Гость”, уже заранее предполагает, чем может закончиться эта история, и по аналогии с прочитанным ждёт её завершения. Постепенно нагнетается напряжение, достигающее своей кульминации в момент явления статуи, но дальше повествование делает крутой поворот, и финал оказывается совершенно неожиданным.

- Для какого эпического жанра характерны такие особенности повествования?

Для новеллы.

- И была у Дон-Жуана — шпага,
И была у Дон-Жуана —Донна Анна, -

писала М.Цветаева. Шпага для Дон Гуана не просто оружие, это верный друг и спутник, который никогда не подведёт. А чем обороняется дон Хуан Славниковой?

Так же, как шпага для Дон Гуана, для Ветрова верный друг и защитник - расчехленный Nikon. Именно его берёт в руки дон Хуан, стремясь защитить от статуи Анюту.

Как обставлено появление Командора в рассказе?

Явление Командора в рассказе так же, как и в трагедии Пушкина, предваряет ужасающий стук, “спецэффекты”, по меткому замечанию Ивана.

- Как встречают Командора пушкинский герой и Иван Ветров у Славниковой?

Дон Гуан, пригласивший в гости каменное изваяние, бросает вызов Командору:

Я звал тебя и рад, что вижу...

Внутренне холодеющий от ужаса, но решивший до последнего защищать любимую женщину и себя дон Хуан Славниковой восклицает:

- Что тебе надо?! Я тебя не звал!

- В чём парадоксальность финала?

Нагнетаемое напряжение разрешается комической ситуацией.

- Сравните описание статуи Командора в начале и в конце новеллы. В чём разница?

Грозный Командор предстаёт гротескным: “Статуя на секунду поплыла, точно её окатили водой, показалась убелённая птичьим помётом гранитная макушка...” Его речь, базирующаяся на сленге “конкретных пацанов”, периодически проглядывающий ленинский прищур и обращение “товарищ” работают на снижение пафоса, с которым ранее описывалась статуя. Хотя нет- нет, да и повеет холодом от каменного дула “Глока” или желания крови из-за примеси Ильича.

Да и имя у “каменного болвана”, “героя мультфильма”, как называет его Ветров, оказалось самое простое, вовсе не пафосное - “Вася”.

- А как у Пушкина отражено несоответствие Дон Альваро его изваянию?

Каким он здесь представлен исполином!
Какие плечи! Что за Геркулес!
А сам покойник мал был да щедушен,
Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку
До своего он носа дотянуть.

- Пушкинский Командор разрушает мимолётное счастье Дон Гуана, погубив его самого и Донну Анну. А с чем явился в купе к героям Славниковой Командор Вася?

С чувством раскаяния и виной перед Анютой. И теперь, чтобы обеспечить её счастье, он берёт на себя выполнение условий собственного завещания. “Совесть у него проснулась,- замечает дон Хуан,- ну и пусть побегает теперь”.

4. Подведение итогов.

Как вы считаете, насколько оправданным выглядит переосмысление уже знакомого материала с точки зрения современных реалий?

5. Домашнее задание.

Написать небольшую рецензию на рассказ, опираясь на личные впечатления. Что вам понравилось, а что нет, обоснуйте свои выводы.