Сопоставительное изучение вступления к поэмам "Шурале" Г.Тукая и "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Цель:

  • Анализ вступления к поэмам “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.Пушкина.
  • Закрепление в сознании детей представления о тесной связи поэм с народным сказочным эпосом.
  • Установление ассоциативных связей между родной и русской литературой для выявления черт общности в 2-х литературах.
  • Расширение духовного, нравственного, эстетического опыта учащихся.

Оборудование:

  • Презентация к творчеству Г.Тукая. (Приложение).
  • Презентация к краткому содержанию поэмы “Шурале” (Приложение).
  • Вступление к поэме “Шурале” на каждого ученика (Приложение).
  • Вступление к поэме “Руслан и Людмила” на каждого ученика (Приложение).
  • Приложения к каждому столу.

№ 1. История создания поэм;
№ 2. Краткое содержание поэмы “Шурале”;
№ 3. Сравнительный анализ вступлений к поэме “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово. Звезда Пушкина. Звезда Тукая.
  3. О великом татарском поэте Габдулле Тукае
  4. Пушкин и Тукай. Переход к поэме “Шурале”
  5. Сравнительный анализ вступлений к поэме “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина:
  1. Место действия;
  2. Рассказчик;
  3. Описание удивительного леса;
  4. Чувства рассказчиков;
  5. Заключение.
  1. Основные выводы вступлений к поэмам “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.Пушкина.
  2. Заключение. Слова Г.Тукая о написании “Шурале”.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3,

Приложение 4, Приложение 5

Ход урока

1. Учитель. А.С.Пушкин... Как говорил М.Горький, “Своим творчеством великий русский поэт заложил незыблемый фундамент всего русского искусства послепушкинской поры С Пушкина начинается великий поворот...”.

Подобный пример наблюдается и в татарской литературе. Это связано с именем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов. Он является основоположником татарского литературного языка.

2. Учитель (Приложение 1. Презентация о жизни Габдуллы Тукая). Биография Тукая – одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд немного дорог исходил поэт. Его почти постоянные маршруты – деревни близ Казани, Казань – Уральск. Снова Казань. Но сколько трагического уготовила судьба будущему поэту на этих недлинных дорогах. Сиротство с раннего детства, нищета, унижения... Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ.

Он умер, когда ему было всего 27 лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и с весной ушел из жизни. Свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “Наполовину недосмотренным сном”. Даже за столь короткий срок он успел сложить и спеть так много песен. Более 10 тысяч стихотворных строк и столько же прозы. Это стало возможным благодаря изучению тонкостей достижений национальной литературы. Но не только традиции классической татарской и восточной поэзии были для него школой творчества. Огромное значение имела для него знакомство с творчеством Пушкина. Встретившись, он уже не расстается с ним на всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина, он первым из поэтов Востока продолжал его реалистическую традицию.

Г.Тукай не только посвящал стихотворения великому русскому поэту, но и много переводил из творчества Пушкина. Но сегодня не о них речь.

3. Сегодня мы сопоставим 2 поэмы великих поэтов. Давайте представим, что мы с вами литературоведы, наша задача исследовать поэтический текст. Предметом нашего исследования будут служить поэма Пушкина “Руслан и Людмила” и поэма Г.Тукая “Шурале”.

4. Беседа. Ребята, вы любите сказки? Какие русские народные сказки вы знаете? (“Колобок”, “Теремок”, “Иван-царевич и серый волк”, “Морозко” и т.д.)

Назовите главное отличие литературной сказки от народной? (литературную сказку написал автор, в другом – народ).

Подумайте, что использует писатель-сказочник? Что он берет в основу своих сказок? (Уже услышенную сказку от кого-то). Какой жанр устного народного творчества они использует? (жанр литературной сказки).

В каждой литературной сказке есть мотивы народных сказок. Оказывается, и А.С. Пушкин, и Г. Тукай широко использовали для своих поэм народные сказки.

Прочитайте, пожалуйста, информацию о сказках, которые легли в основу сказок Пушкина и Тукая?

5. Ученик читает “Историю создания поэм”. (Приложение 1)

 История создания поэм

Поэма А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” Поэма Г.Тукая “Шурале”
а) “У лукоморья дуб зеленый...”. Прототип этого вступления хорошо известен – это сказка о Султане Султановиче и 34 его сыновьях, которая была записана Пушкиным со слов Арины Радионовны в Михайловском в 1824-1825г.г.”

(Народное образование №5, 2009г., с.138).

“Тукай расспрашивал меня ... какие материалы привезли. Я показал ему сказки. Среди них он присмотрел мифические сказки о шурале. Они были у меня в 3-х вариантах. Он сказал, что один из них очень близок к варианту, который сам слыхал и знал, и очень обрадовался этому”

(Х.Бадигов, ученый-фольклорист 1907г. “Слово о Тукае” К. 1966 с.391-392)

6. Беседа. Вспомните композиционную особенность народных сказок. Из каких частей состоит сказка? (зачин, содержание, концовка). Приведите примеры вступлению и концовке из русских народных сказок

А сейчас обратимся к текстам наших авторов. Соответствуют ли они такой композиции? Обратимся к Пушкину. С чего начинается сказка Пушкина “Руслан и Людмила”? (со вступления). А у Тукая как? (1–3 части тоже являются вступлением).

Я уверена, что пушкинский текст вы знаете с детства. А содержанием сказки – поэмы “Шурале” я вас познакомлю сейчас (Приложение 2. Краткое содержание “Шурале” на столах учащихся. Презентация на поэму “Шурале”.)

Краткое содержание поэмы “Шурале” Г.Тукая (перевод С.Липкина)

В одну лунную ночь джигит отправляется в лес за дровами. Внезапно он останавливается от ужасного крика: перед ним стоит не то человек, не то чудище лесное.

“Джинн, разбойник или призрак – этот скрюченный урод?
До чего он безобразен, поневоле страх берет!

Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги – точно сучья, устрашат и смельчака.

Злобно вспыхивая, очи в черных впадинах горят.
Даже днем, не то, что ночью, испугает этот взгляд.

Он похож на человека, очень тонкий и нагой.
Узкий лоб украшен рогом – в палец наш величиной.

У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых, -
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых…”

Джигит дровосек отважно спрашивает, кто же он? В ответ лесное чудище отвечает, что он и не разбойник, но и не праведник святой – Шурале. Он обрадовался, увидев человека, потому что он веселит себя тем, что щекочет встретившихся ему людей. Ведь его пальцы приспособлены щекоткой убивать их. Он призывает дровосека поиграть с ним в щекотку. Джигит соглашается поиграть с ним и, в свою очередь, просит помочь ему перенести бревно в телегу. А держать бревно советует за большую щель. Шурале живо просовывает свои длинные пальцы в щель бревна. А дровосек был хитер – он заранее заткнул клин в щель бревна, и теперь быстро выбил его топором, а пальцы Шурале зажались в щели.

От боли и обиды Шурале вопит, орет, плачет, просит отпустить его. Дровосек тем временем собирается домой. Шурале спрашивает: кто ты? Джигит отвечает: “Прозван я – “Вгодуминувшем"”.

А на утро прибежали остальные Шурале и смеются над ним: “Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?” 1907 г.

7. Учитель. Мы сегодня исследуем вступления данных сказок. На основании этого мы заполним таблицу, сделаем общие выводы по вступлениям.

Каждый человек с любовью вспоминает пушкинское вступление к поэме “Руслан и Людмила” на протяжении всей своей жизни. Давайте вспомним первое четверостишие

Учащиеся

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

8. Учитель. Где же происходит действие в сказке? (у лукоморья). А вы задумывались, что такое лукоморье? (“Лукоморье” (стар.) морской залив. Словарь С.И.Ожегова. М.1999. 4-ое издание). А где происходит действие в сказке “Шурале”? Ответьте строчками текста (Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.

Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!)

Делаем вывод о месте действия в поэме “Шурале” и в поэме “Руслан и Людмила” (место действия в поэме “Шурале” – реальная деревня вблизи Казани. А в поэме Пушкина – сказочное место).

9. Учащиеся заполняют 1-ю строку таблицы сравнительного анализа (Приложение 3 таблица для заполнения для учащихся).

Сравнительный анализ вступлений поэмы “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина

Поэма А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” Поэма Г.Тукая “Шурале”
1. Место действия
   
2. Рассказчик
   
3. Описание “удивительного леса”
   
4. Чувства рассказчиков
   
5. Заключение
   

10. Кто является рассказчиком в поэмах “Шурале” и “Руслан и Людмила”? (поэт). Отвечаем только словами авторов. Как о себе говорят рассказчики?

И там я был, И мед я пил.
(“Руслан и Людмила”)

Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил.
(“Шурале”)

Учащиеся делают вывод. Оба рассказчика видели своими глазами это место, здесь все родное.

11. А сейчас посмотрим описание удивительного леса у Пушкина и у Тукая.

У Пушкина

“Там чудеса...”

У Тукая

“Дивный край!”

Что использует Пушкин при описании Лукоморья? (Он описывает волшебных героев: леший, русалка, колдун, баба Яга, Кащей и др.)

Каким выводом заканчивает автор описание лукоморья? (Там русский дух, там Русью пахнет…)

А как вы понимаете русский дух? Как это пахнет Русью? (Дух – душа, характер русского народа, быт народа и т.д.)

А каков лес у Тукая? (читаем текст вслух).

Эта сторона лесная вечно в памяти жива.
Бархатистым одеялом расстилается трава.

Он слывет большим аулом? Нет напротив невелик,
А река, народа гордость, – просто маленький родник.

Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.

От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.

Часто на траве лежал я и глядел на небеса.
Грозной ратью мне казались беспредельные леса.

Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,
Под сосной – щавель и мята, под березою – грибы.

Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось,
И от них благоуханье в сладком воздухе лилось.

Улетали, прилетали и садились мотыльки,
Будто с ними в спор вступали и мирились лепестки.

Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине
И пронзительным весельем наполняли душу мне.

12. Есть ли волшебство в описании леса? Какие художественные приемы использует Тукай?

(Сравнения: грозной ратью мне казались беспредельные леса, точно воины стояли сосны, липы словно войско Чингизхана; метафорические сравнения: бархатистым одеялом)

Эпитеты – прилагательные, которые выражают чувства автора (беспредельные леса, лес благоуханный)

Олицетворение (вступали в спор и мирились лепестки, куры петь умеют, садились мотыльки).

Гипербола (этот лес шире моря, выше туч)

С чем сравнивается лес? (с войском Чингизхана)

Вывод. Поэт создает волшебную картину леса.

(Здесь и музыка, и танцы и певцы и циркачи,
Здесь бульвары, и театры, и борцы и скрипачи)

(Птицы, мотыльки, цветы – все сравнивается с цирком, танцем).

13. Учитель. Какие строчки передают чувства самого автора? Что он чувствовал?

(Любовь. Следующие строки: Дивный край!... но любовь к нему хранил;...и вставала предо мною слава дедовских времен). Чувство рассказчика – любовь (ребята пишут, что оба поэта пишут о любви).

Если мы представим эту любовь автора в форме сердца, из каких частичек оно может состоять? (любовь к природе, к истории родного края (“Чингизхан”), к простому народу, к малой Родине, к народным традициям (“Сабантуй”), к устному народному творчеству (Шурале, пэри) и т.д.

Какой вывод делает Г.Тукай во вступлении к поэме “Шурале” (Тукай передает любовь к родному краю, и поэтому перефразируя Пушкина мы можем сказать “Здесь татарский дух… Здесь землей татарской пахнет…”).

14. А в чем выражается дух русского и татарского народов? (в творчестве, в любви к природе, в труде, в истории народа (“Дела давно минувших дней...”).

15. Учитель. Друзья, мы на протяжении урока исследовали вступление 2-х поэм. К какому же выводу мы пришли? В чем главное основное сходство 2-х поэм? (в отношении авторов к народу, великой любви к языку и творчеству народа, в образах и красках здесь воплощено восхищение народом, его разумом, его творческой силой).

16. Учитель. “Эту сказку “Шурале” я написал пользуясь примером поэтов А.Пушкина и М.Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями”, – так писал Г.Тукай в примечании к поэме “Шурале”. Спасибо за внимание!