Учебно-воспитательные цели и задачи:
- Образовательная - овладеть навыками сопоставительного анализа, углубить знания учащихся о литературном направлении "романтизм" и о жанре "баллада", развить стойкий интерес, потребность в знаниях, самообразование в области культуры;
- Развивающая - развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, развитие мышления, аналитических способностей, творческих способностей.
- Воспитательная - формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетические вкусы силой воздействия различных видов искусства, развитие чувства патриотизма и интернационализма, развитие бережного отношения к культурному наследию нашей Родины.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, слайды, выставка литературы, листы ответов и таблицы в виде раздаточного материала, портреты поэтов.
Музыкальное сопровождение: пьеса Ф.Шуберта "Лесной царь".
Ход урока
Оргмомент. Вступление.
-Добро пожаловать в мастерскую перевода. У нас сегодня необычный урок. Вы познакомитесь с литературными переводами, побываете в роли переводчиков.
Наша задача: сравнить два лирических произведения и выяснить: является ли одно переводом другого, или же это разные произведения на одну тему.
1 этап. Подготовка к восприятию.
1.1. Но сначала я хочу погрузить вас в мир эмоций, чувств. Ведь лирика - это и есть выражение различных чувств.
Страх?! Что это такое? Подумайте. Какие ассоциации у вас возникают? Запишите в тетрадь. (см. слайды)
1.2.Итак, переводы и переводчики.
Талантливые переводчики - это талантливые поэты и писатели. Благодаря им мы знаем Шекспира, Мольера, Гомера и их бессмертные произведения. Но приступая к переводу, автор сталкивается с массой трудностей.
Считается, что перевод-это искусство потерь. Что выбрать автору перевода? Точность или образность? Не пострадает ли произведение? Чем талантливее переводчик, тем меньше у него потерь.
"Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - есть соперник!" - считал один из выдающихся литераторов 19 века В.А.Жуковский. Аня Бочарова подготовила небольшое сообщение о переводчиках 19 и 20 веков.
1.3.Сообщение учащегося. (Слайды о переводчиках).
2 этап. Погружение в тему.
- Вспомните задачу, которую мы должны решить. (Ответ учащихся).
В нашей мастерской сегодня два гостя, два великих поэта: И.В.Гёте и В.А.Жуковский. Поэтому я попросила вас разделиться на две команды. Своего соотечественника Гёте будет представлять Никлас и его команда. Жуковского представляет Люба Понкратова и её команда. (Выходят парами и представляют поэтов).
Слово предоставляется Никласу. Но чтобы вам было понятно, о чем будет читать Никлас, я попросила его сделать подстрочник, которым часто пользуются переводчики. Что же такое подстрочник? Это дословный перевод, прозаический. Конечно, красоты звучания он лишен, поэтому мы слушаем стихотворение в оригинале.
2.1.Представление поэтов Гёте и Жуковского. Чтение баллад.
3 этап. Углубление темы. Анализ.
3.1.Работа на повторение с листами ответов.
Возьмите листы ответов, прочитайте задание А.1. (1.Соответствуют ли произведения Гёте и Жуковского литературному направлению "романтизм" и жанру баллады? Отметить характерные для романтизма черты).
Выполните задание 2. В чем особенности сюжетов произведений? (Отметить элементы сюжета, которые есть в балладе Гёте и Жуковского).
Подведите итоги своим наблюдениям. (Ответы учащихся).
Итак, мы видим, что у поэтов одинаково нарушается композиция сюжета. Такое построение называется фрагментарным. Благодаря ему события в произведении окутаны какой-то тайной.
Почему она нарушается? Что важно в балладе? (Важно для поэтов не события, которые происходят с героями, а их чувства).
А какое основное чувство в произведениях? (Страх).
3.2. Давайте проанализируем это чувство, страх младенца, одинаков ли он в балладе Гёте и в балладе Жуковского?
Для этого возьмите красный цвет и отметьте те строки, фразы, которые характеризуют чувство страха ребенка. А в листах ответов есть вспомогательные вопросы.
- Назовите, что вы отметили? Начинает команда Любы (баллада Жуковского), ей отвечает команда Никласа (баллада Гёте). Проверьте первую строфу по слайду. Продолжим работу со второй строфой и так далее.
Весь издрогнув, малютка приник... отец с ребенком, ему покойно и тепло...
Робко прильнул... робко прячешь лицо...
Мне, вижу, кивают из темных ветвей... неужели ты не видишь... в мрачной тьме...дочерей...
Мне душно, мне тяжко дышать... схватил, сделал больно...
Тоскует, кричит... стонущее дитя...
3.3.Теперь я вас отсылаю к тому заданию, которое вы выполняли в начале урока. Выпишите ассоциации к слову страх, распределяя слова в две колонки: Жуковский и Гёте. Задание это вы найдете в листах ответов.
Прочитайте, что у вас получилось? Одинаковые слова или разные?
(страх у Жуковского - дрожь, тоска, крик, робость. У Гёте - ужас, смерть, боль, стон.)
Каким ребенок изображен в начале баллады у Гёте и у Жуковского? (у Жуковского он издрогший, больной, поэтому Лесной царь - это бред, больная фантазия; у Гёте он прячется от Лесного царя, реально существующего.)
Отчего погибает ребенок? ( у Жуковского от видения, от собственного страха, от болезни; у Гёте от Лесного царя - схватил его).
Внимание! Красный сигнал подает нам Лена Антонова. Она работала со статьей Марины Цветаевой "Два лесных царя". Что-то важное она нам хочет сообщить.
3.4. Сообщение учащегося.
У Цветаевой своя точка зрения. А сейчас я вас познакомлю с еще одной точкой зрения на этот сюжет. Правда, она музыкальная. В 19 веке Франц Шуберт написал пьесу, которая так и называется "Лесной король".
3.5. Звучит музыкальная пьеса Шуберта "Лесной король".
- Какой балладе ближе эта музыка: балладе Жуковского или Гёте?
3.6. Сопоставьте образ Лесного царя у Жуковского и у Гёте. Для этого выполните следующее задание. Возьмите черный цвет и отметьте те строки, где говорится о Лесном царе и его царстве.
- У кого образ этот более конкретный? (у Жуковского)
...в темной короне, с густой бородой... в короне и с хвостом...
(у Гёте это существо неопределенного возраста, состоящее из короны и хвоста. Это демон (полоса, лоскут, отрезок, обрывок, мантия.)
Сравните цветовую гамму. В какой балладе цветовая гамма светлая, радостная? (у Жуковского - бирюзовый, жемчужный, золотой; у Гёте - пестрый, золотой, сухие листья - веет смертью, тоской).
Что обещает Лесной царь младенцу? (у Жуковского конкретно: золото, перлы и радость сулит.- у Гёте неопределенное: что мне шепотом обещает...)
Внимание! Антонова Лена - сообщение из статьи М.Цветаевой.
Сравните мир Лесного царя. В какой балладе он более привлекательный, яркий? (у Жуковского он яркий, там веселье, радость; у Гёте - потусторонний мир страшный, там смерть).
Но почему же ребенок не хочет остаться в этом
мире ни у Жуковского, ни у
Гёте? Вспомните, что известно об образе Лесного
короля? Я просила Курочкина Сережу заглянуть в
Интернет, есть ли там какие-нибудь сведения?
3.7.Сообщение учащегося об Ольховом короле.
Ответы учащихся. - В этом мире его ждет смерть, там нет тепла человеческой любви, которая есть в нашем, пусть и непривлекательном мире внешне. Там не будет отца, который согревает его своей любовью.
3.8. Выполните следующее задание в листах ответов, сравнивая образы Лесного царя. Сравните два глагола: пленился-уязвляет. Какой дополнительный смысл вносят эти глаголы в осмысление образа Лесного царя? (пленился-очарован, уязвляет-раздражает, ненависть). Один только обещает, манит и все откладывает свое намерение; а другой хватает и губит мальчика).
Внимание! Антонова Л. - сообщение из статьи М.Цветаевой, (у Жуковского Лесной царь добрее).
Вывод: вот мы и подошли к выводу о том, что задачи изначально у поэтов были разные. У Гёте в соответствии с романтическим представлением показать существование призрачного, великолепного и холодного царства Лесного царя, реально существующего. У Жуковского - искушение, тайна, как точно подметила М.Цветаева.
3.9. На листе ответов найдите самостоятельную работу. Прочитайте задание. Выполните его. (см. на слайде).
Вывод: у Гёте отец напуган, ему жутко, т.к. он верит в Лесного царя реально. У Жуковского ответы отца безмятежные, т.к. видение больного ребенка - бред, фантазия.
Внимание! Антонова Л. С сообщением из статьи М.Цветаевой.
4 этап. Подведение итогов. Закрепление полученных знаний.
- Вспомните задачу, которую мы ставили в начале урока, (читают учащиеся, делают выводы).
Вывод по теме урока: судя по времени написания, баллада Гёте появилась раньше, романтизм в Германии появился раньше, чем в России. Следовательно, Жуковский знал о балладе Гёте. Но переводом назвать произведение Жуковского нельзя, т.к. перевод должен быть точным, беспристрастным. Жуковский на основе сюжета Гёте создал свою балладу. Об этом свидетельствуют явные различия в понимании образов баллады: Лесного царя, отца, страха у ребенка. Это два разных мира.
Внимание! Антонова Л. Цитата из статьи М.Цветаевой.
- Закончим мы цитатой Жуковского: "У меня почти все чужое или по поводу чужого, и все, однако, моё".
А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова замечательного поэта Н. Гумилева: "Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благославляют".
И последнее, научившись сопоставлять и анализировать на уроках литературы, я думаю, что вам пригодится это и в жизни. Ничто так не развивает ум и интуицию, как метод сравнения и сопоставления.
5 этап. Физзарядка для глаз, профилактика сколиоза. Релаксация.
(См. слайды).
6 этап. Результаты урока.
Выполнили мы с вами поставленную задачу?
Добились цели урока?
А теперь возьмите карточки оценки и оцените свою работу на уроке, работу своих одноклассников и результативность урока. Сдайте карточки.
7 этап. Заключительное слово. Домашнее задание.
Мы сегодня побывали в мастерской двух великих поэтов. Мы создали с вами свою мастерскую. И теперь как настоящие мастера мы должны сделать свой собственный перевод "Лесного царя". Кто-то сейчас уже сможет выполнить это задание, а кому-то нужна особая атмосфера творчества. Тогда вы продолжите дома. А оценим ваше творчество на следующем уроке.