Сопоставительный анализ как средство формирования информационной компетентности на уроках литературы в старших классах

Разделы: Литература


В «Стандартах второго поколения» под редакцией А.М.Кондакова вводится термин «универсальные учебные действия», который в широком смысле слова означает умение учиться, а в более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Но в связи с тем, что этот документ разработан лишь для начальной ступени образования, мы используем термины «компетенция» и «компетентность».

Учитывая, что существует разногласие в толковании терминов «компетенция» и «компетентность», мы взяли за основу опыт педагогов Самары, где уже в 2004 году был осуществлен переход системы образования на компетентностный подход. Концепция, разработанная Лабораторией модернизации образовательных ресурсов Департамента образования и науки Администрации Самарской области, кажется нам достаточно продуманной, четкой.

По их определению, компетенция – готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором (меню) способов деятельности.

Об иерархии компетенций (компетентностей) говорит в своей статье «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций» и Хуторской А.В. Он выделяет три уровня:

  • Ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию;
  • Общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • Предметные – частные по отношению к двум предыдущим.

В отличие от Хуторского А.В., который выделяет семь ключевых компетенций, мы в своей работе опираемся на три: информационную, коммуникативную компетентности и компетентность разрешения проблем.

На наш взгляд, сопоставительный анализ художественных произведений, используемый на уроках литературы, можно рассматривать как средство формирования информационной компетентности.

Предлагаем Вашему вниманию опыт проведения учебного занятия «Два мага в творчестве М.А. Булгакова» (по роману «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце»).

В процессе изучения вышеуказанных художественных произведений мы исследовали характеры Преображенского и Воланда.

Два произведения, два героя. С одной стороны, профессор, с другой – сатана. Что может быть у них общего? Почему их называют магами? Если они маги, то какой магией они владеют и на что направлена их сила?

Несомненно, Воланд в романе «Мастер и Маргарита» является представителем черной магии. Двенадцатая глава называется «Черная магия и её разоблачение». В ней Воланд впервые предстает как маг, который своими фокусами поражает жителей Москвы. На протяжении всего романа он удивляет и читателей, и собеседников постоянным перевоплощением. Все, что он делает, связано с применением его магической силы.

Профессор Ф. Ф. Преображенский тоже является магом. Он не показывает фокусы, не исчезает и не появляется внезапно, не превращает бумагу в деньги. Его магия – это его знания, ум, образованность. Если сила Воланда дана свыше, то сила Преображенского - это результат его труда. Филипп Филиппович – человек постоянного самосовершенствования и стремления к познанию мира. Возможно, его труд оказался таким результативным, потому что он придерживался установок: «успевает всюду тот, кто никуда не торопится» и «каждый должен заниматься прямым своим делом».

Мы видим, что и Воланд, и профессор Преображенский владеют огромным запасом знаний, в том числе знаний человеческой природы, а также высоким уровнем культуры, обладают умением понимать людей, объяснять мотивы их поведения, что дает им возможность воздействовать на окружающих.

В связи с тем, что магия непонятна простому человеку, не обремененному грузом знаний, не наделенному чудодейственной силой, с образами Воланда и профессора Преображенского тесно связан мотив узнавания, который развивается в заинтересовавших нас произведениях.

Исследуя тексты художественных произведений, мы выявляем три лика героев. Прежде всего, они волшебники, но не фокусники. Филипп Филиппович занимается пересадкой органов, надеясь продлить период жизненной активности человека, улучшить человеческую природу (отсюда говорящая фамилия героя). Фантастическая операция профессора Преображенского дала поразительные результаты: пересадка гипофиза в течение недели привела к полному очеловечиванию собаки.

Филипп Филиппович

  • «окрестил» Шарика (1гл.),
  • «благословил его на трудный подвиг» (4 гл.),
  • вызвал «слухи о светопреставлении» (5 гл.),
  • сделал «исключительное что-то» (8 гл.).

Итак, профессор Преображенский берет на себя функцию преобразования человека и при этом творит чудеса, невиданные ни в жизни, ни в науке.

Воланда тоже нельзя назвать фокусником. Используя прием карнавализации, автор создает образ «странной» действительности, в которой при помощи Сатаны проводит нравственную ревизию людей 20 века. Чудеса, демонстрируемые Воландом и его свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С них слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, ханжество, жестокость, корыстолюбие, лживость. Мотив обнажения получает буквальное воплощение, метафора реализуется. То есть, Воланд, как и профессор Преображенский, выполняет более серьезную функцию, нежели демонстрация фокусов.

Далее мы выясняем, что оба героя выступают и в роли жрецов. Жрец – посредник между Богом и людьми, наделенный от Бога властью решать судьбы людей, судьбы страны в целом.

Профессор Преображенский часто напевает арию «К берегам священным Нила» из оперы Дж. Верди «Аида», маршевость, чеканность мелодии которой указывает на неотвратимость событий и символизирует жреческую власть. Описание начала операции дано в восприятии Шарика и также напоминает обряд жертвоприношения: «В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы напевал про священные берега Нила…Жрец был весь в белом…» Наконец, используя традиционные приемы карнавала, М. А. Булгаков рисует профессора Преображенского жрецом, человеком, играющим двумя противоположностями: жизнью и смертью других.

В соответствии с карнавальными традициями строятся и сцены, где дается описание пожаров в Москве. Сгорает «Дом Грибоедова». Это один из четырех московских пожаров, связанных со свитой Воланда, «огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем», - говорит Азазелло, поджигая «арбатский подвал» Мастера, где сгорит прошлая жизнь и страданье главных героев романа. Сгорает и «нехорошая квартира» №50, и Торгсин. М. М. Бахтин писал: «На европейских карнавалах почти всегда фигурировало особое сооружение, называвшееся адом, в конце карнавала этот ад сжигался». Сожжение «Грибоедова» можно рассматривать как магический обряд очищения от грехов после наказания.

Таким образом, и профессор Преображенский, и Воланд выступают в роли жрецов, творящих магический обряд.

В процессе работы по теме «Два мага в творчестве М.А.Булгакова» отмечаем еще одну общую черту: проявление «божественного начала» в образах профессора Преображенского и Воланда.

Во-первых, у Филиппа Филипповича царственное древнегреческое имя подчеркивает властную и энергичную натуру.

Во-вторых, по мнению самых разных персонажей, он божество, творец.

В-третьих, религиозные аналогии подтверждают правоту опытов ученого:

  • особый, незримый свет был виден герою, смотрящему на мир «щурясь», «прищурившись», как бы «исходящий из облака светлого», бывшего знаком Преображения («И преобразился он пре ним и просияло лице Его как солнце…»);
  • образность финального эпизода («одинокая звезда», «царство… небесное», «берега священные») проявляет смысл избраннической миссии героя. В царстве зла он является носителем божественно творческого начала.

Благодаря такой трактовке образа профессора Преображенского (героя, взявшего на себя функцию Бога) можно вывести учащихся на проблему ответственности интеллигенции и каждого человека в отдельности за результаты своего труда. Ученый понимает, что создал «мертвую душу», и перед ним стоит новая задача – «из хулигана сделать человека». Но изменить внутренний мир оказывается куда труднее, чем совершить чудо творения. Задумываясь о причинах неудачи, он приходит к выводу, что нарушил закон природы, приподняв завесу над божественным таинством. Кроме того, человека не стоит менять, так как «каждый год… из массы всякой мрази» рождаются «десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар». Отсюда следует еще один важный вывод: каждый человек – это конкретный индивидуум, с неповторимым, только ему присущим набором физиологических, психологических, интеллектуальных, нравственных и иных особенностей.

В Воланде тоже есть божественное начало. Это подтверждают следующие положения. Прежде всего эпиграф: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» (Гете «Фауст»). Создается реминисцентный фон: «Фауст» Гете назван и в самом тексте романа: «Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слышали?» Воланд предстает в своей мистической роли: он дух Зла и повелитель теней. Он вечен, как вечно Добро и Зло на Земле, и ему придется бороться за свои права с теми, кто не признает теней. Но под влиянием Мастера и Маргариты Воланд делает вывод, что нужно уметь прощать, что у каждого человека есть право построить жизнь самому.

Исследуя характеры героев двух произведений М.А.Булгакова, учащиеся приходят к выводу о том, что и Воланд, и профессор Преображенский выполняют несколько функций и демонстрируют три лика магической силы: они являются

  • волшебниками,
  • жрецами,
  • божествами,

что позволяет назвать их яркими, многогранными, интересными личностями.

Задача педагога в процессе подготовки и проведения такого учебного занятия не только организовать внеурочную и классную работу, но и определить уровень сформированности информационной компетентности старшеклассников. Для этого мы предлагаем воспользоваться следующей таблицей:

Показатели сформированности информационной компетентности

в ходе изучения темы « Два мага в творчестве М.А.Булгакова»

Показатели информационной компетентности

Проявление информационной компетентности

в ходе изучения темы

Формы контроля

1. Планирование информационного поиска

Производить поиск источников информации в соответствии с поставленной задачей деятельности (найти тексты указанных произведений для самостоятельного чтения).

Тестовая проверка

2. Извлечение первичной информации

Извлекать информацию из источника, содержащего избыточную информацию,

адекватно понимать информацию (отобрать материал, связанный с системой персонажей двух произведений).

Подготовка рабочих материалов для характеристики каждого персонажа

3. Извлечение вторичной информации

Извлекать информацию по предложенной теме из различных источников, давать им характеристику.

Составить конспект критической работы из предложенного списка литературы

4.Первичная обработка информации

Систематизировать извлеченную информацию по теме «Два мага в творчестве М.А.Булгакова» в виде плана-конспекта.

Составить план конспект

5. Аналитическая обработка информации

Объяснить смысл изученных литературоведческих терминов по теме «Приемы создания образа-персонажа»

Тестовая проверка

Соотносить отдельные эпизоды произведений с авторской идеей

Связный ответ ограниченного объема

Выявить основания для сопоставительного анализа двух персонажей

Составить сопоставительную таблицу

Сделать вывод на основе полученной информации

Связный ответ ограниченного объема

Использованная литература

  1. Бахтин М.М.// Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. ч. 2. XXвек/Глав. Ред. М.Д.Аксенова. – М.; Аванта+, 1999. – С.657-666
  2. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся, М, 1991.
  3. Буслакова Т.П. Русская литература XX века. Учебный минимум для абитуриента. – М., Высшая школа, 2001.
  4. Лакшин В. Мир М.Булгакова, М., 1989.
  5. Литература 11 кл. Методические советы / под редакцией В.П. Журавлева, М., Просвещение, 1997.
  6. Химич В.В. Cтранный реализм Булгакова, Екатеринбург, 1995.
  7. Химич В.В. Творчество М. Булгакова. Екатеринбург, 1996