На столах перед учениками лежат листы бумаги.
Задание: просмотреть внимательно сценический эпизод.
Индуктор. Сценический эпизод.
В комнате, освещаемой свечкой, на лавке сидит пряха и прядёт, напевая песню «Лучинушка». Окончив работу, пряха убирает пряжу, веретено втыкает в куделю, убирает прялку и заметает мусор, осыпавшийся с кудели, в угол комнаты. Ставя веник в угол, наклоняется к нему и что – то шепчет. Потом гасит свечу и уходит.
Задание: прокомментируйте увиденное.
Деконструкция. Ребята говорят о том, что женщина в древности, занимаясь домашним хозяйством, сама делала пряжу и ткала из неё полотно; что за прядением женщина обычно пела, что она одета в платье, возможно, из холста, которое наткала сама. Они отметят, что этот эпизод показывает народный быт. Возможно, что кто-то из ребят вспомнит прочитанные им во внеурочное время мифы и скажет, что пряха заметала мусор и оставила его часть для домового. Именно ему она шептала слова.
Если же этого не происходит, то не беда. И в этом, и в первом случае уч-ся получают материал для другого этапа работы.
Задание: прочитайте статью. Это статья (без названия) из «Словаря славянской мифологии».
Дети читают статью.
Задание по окончании чтения: соотнесите содержание статьи со сценическим эпизодом и дополните раннее высказанные комментарии.
Реконструкция
Социализация. Используя материалы статьи из энциклопедии, ребята строят свои рассказы об одном из мифических героев русского народа – домовом, к которому был обращён шёпот пряхи
Задание: запишите на листе в левую колонку слова –признаки (опорные слова), по которым можно представить домового.
Работа проходит в парах. Разбив статью на части, можно организовать работу в группах.
Социализация работы. Выполнив это задание, дети зачитывают слова и словосочетания о домовом.
Задание: Приведите примеры, подтверждающие веру людей в существование домовых в нашей жизни.
Социализация. На этом этапе выступают уч-ся, которые представляют жизненный опыт знакомых, родных и озвучивают свои представления.. Они скажут о чёрте, которого вспоминают в речи, что люди до сих пор верят в домового, который незрим и живёт в доме, о нечистой силе, о которой они слышали от кого- либо и т.д. Всё зависит от знаний уч-ся , их окружения и представлений о жизни. В своих высказываниях ребята обязательно скажут о том, что эти представления сложились в древние времена, что они отражают взгляды людей на
устройство мира.
Задание
Прочитайте определение и сделайте вывод.
На листах бумаги, выданных уч-ся, дано определение «миф».
Социализация. Уч-ся говорят, что и домовой, и нечистая сила, и чёрт и др. – это мифические существа.
Магистраль.
Учитель: Вы сказали, что мифы были созданы в древности. Но вот вам информация. В 1970году наш земляк, писатель В.Г.Распутин, проехал с фотографом по тем местам, которые через некоторое время ушли на дно Усть–Илимского водохранилища, образовавшегося в результате строительства Усть-Илимской гидростанции. На дне оказалась деревни, посёлки, пашни., леса. Он разговаривал с людьми, которые вынуждены были покинуть родные, обжитые места, проститься со своей малой родиной. Они испытывали горькие чувства потери родной земли, своего дома. Об одной такой деревне Матёре, доживающей свои последние дни перед затоплением, которое деревенские жители назвали бедой, он рассказал в повести «Прощание с Матёрой». Вам предлагается отрывок.
Задание. Внимательно послушайте текст.
Учитель читает главу VI из повести «Прощание с Матёрой». Текст её сокращён.
Задание. Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
Социализация (обмен впечатлениями о прочитанном)
Задание: сравнить текст статьи из энциклопедии и текст главы из повести. Запись оформить табличкой. Выделите общее и отличие.
Работают уч-ся в парах.
№ | Что общего? | Что отличает? |
1 |
Социализация работы в парах.
Задание: вставьте вместо пропусков соответствующие определения
Домовой-……………………..миф, Хозяин- ………………………миф (народный, литературный)
Рефлексия.
Напишите синквейн на тему урока.
Литература:
- Статья «Домовой» Грушко Е. А., Медведев Ю.М.Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород: «Русский купец», «Братья – славяне», 1995.
- В.Г. «Прощание с Матёрой» Глава VI. Издание любое.